Об аскетизме в Нагорной проповеди

Ангелина Кныш
Читая Священное Писание, нельзя не обратить внимание на контраст между Старым и Новым Заветами в плане условий, предшествующих спасению  души человека.

В Старом Завете люди, исполняющие заповеди Бога и «ходящие Его путями», как правило, еще в земной жизни щедро вознаграждались Богом значительным имением, крепкой семьей с многочисленными наследниками, почитанием среди людей и т.д. Взять хотя бы библейского Иова: «Был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока» (Иов 1:1-3).

Когда же Христос пришел на землю, и люди услышали глас Бога Отца с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; ЕГО СЛУШАЙТЕ!» (Лк. 9:35), то, излагая в Нагорной проповеди Свою «дорожную карту», ведущую к вечной жизни, Он начал произносить прямо противоположные и, безусловно, поразительные для многих наставления.

Оказывается, как следует из озвученных Христом заповедей блаженств, Бог благоволит не к богатым и почитаемым в обществе, а к плачущим, алчущим, жаждущим правды, изгнанным за правду и другим людям, терпящим лишения и страдания во славу Божию. Более того, к спасению души как раз и ведет жизнь, полная ограничений, вплоть до аскетизма: слушающим было рекомендовано не собирать себе сокровищ на земле, отдавать просящему последнее, никого не осуждать, не противиться злому, любить врагов своих и т.д.

Исполняющим Его наставления Христос обещал «великую награду на небесах», а на земле, если человек будет «искать прежде Царства Божия и правды Его», то все остальное (то есть, необходимое для жизни) приложится ему. В качестве неоспоримых аргументов в правдивости сказанного выступали многочисленные чудеса и исцеления, производимые Христом.

Наверняка слушающие Его удивлялись и недоумевали, ведь вековой опыт людей свидетельствовал, что богатому живется гораздо лучше, чем бедному, и богатый, как правило, в своей земной жизни избегает наказаний за угнетение бедных. Так зачем же несчастных бедняков лишать еще и надежды на возможность и даже необходимость ПРЕДПРИНИМАТЬ УСИЛИЯ, чтобы выбраться из нищеты?
 
На самом деле все это составляет большую проблему вплоть до наших дней – по сути, людям предлагается резко сменить общепринятый в обществе вектор обеспеченной жизни на пассивное, весьма ограниченное в материальном плане существование И, НЕ РАССУЖДАЯ, принять все это как руководство к действию, БЕЗ ПРИВЕДЕНИЯ ДОСТАТОЧНО ВЕСКИХ АРГУМЕНТОВ в необходимости такой жизненной позиции.

Бесспорно, все, чему учил Спаситель, истинно и действительно ведет к спасению души человека, а отсутствие в Его наставлениях необходимых разъяснений, вызвано, видимо, тем, что:

– в ДЕТЯХ БОЖЬИХ, к которым Он пришел, непременно пробудится вера, они проникнутся и пойдут за Ним (а в дальнейшем за апостолами и их последователями) без всяких аргументированных убеждений;

– после искупления Христом грехов избранных детей Божьих и примирения их с Богом на землю снизойдет и начнет активно действовать Святой Дух, который НАУЧИТ ИХ ВСЕМУ (Ин. 14:26);

– духовные (небесные) истины слишком сложны для плотских земных людей, и в Евангелии неоднократно упоминается, что люди просто не в силах их вместить (Ин. 16:12).

Все это так, но нельзя не обратить внимание на то, что в настоящее время пропасть между духовным и мирским не только не сокращается вследствие заповеданной Христом просветительской и миссионерской деятельности священнослужителей, а, напротив, увеличивается, что неизбежно ведет к гибели большинства человеческих душ.
 
Следует отметить, что многие аргументы о НЕОБХОДИМОСТИ всех приведенных Христом ограничений в земной жизни нередко САМОСТОЯТЕЛЬНО постигаются людьми при СИСТЕМАТИЧЕСКОМ долговременном изучении Священного Писания, а также по мере накопления многолетнего жизненного опыта, который неизменно подтверждает истинность сказанного Спасителем.
 
Но многие ли держат у себя Евангелие в качестве настольной и ежедневно читаемой книги?

Думается, что некоторые разъяснения в плане не только целесообразности, но и НАСУЩНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ вести скромный образ жизни и не давать волю излишним потребностям в сложившихся условиях были бы нелишними для многих.

Никто, разумеется, не станет оспаривать прописные библейские истины, что все поколения людей после первородного греха Адама и Евы оказались не только под дамокловым мечом Божьего проклятия (их сущность стала поврежденной,  страстной, тленной и смертной), но и под постоянной угрозой гибели души со стороны обитающих с ними в одном воздушном пространстве и обладающих чрезвычайной ангельской силой невидимых бесовских сущностей.

Несмотря на многовековую греховную жизнь людей, приведшую к долговременной разобщенности их с Богом, наступил момент, когда милосердный Господь решил прийти им на помощь и указать путь спасения, послав для этого на землю Своего Единородного Сына, Иисуса Христа.

Ведь на земле продолжали страдать не только принявшие сторону бесов люди («дети дьявола»), но и дети Божьи, которые изначально, еще при сотворении, были наделены Богом частицей Духа Божьего и верой (в глубине их сердец), поскольку живущий вне времени всеведущий Бог наперед видел  их положительные качества и потенциальную возможность потрудиться во славу Божью. Например, об Иеремии Господь сказал: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иеремия 1:5).

Иисусом Христом как раз и был доведен до людей ЕДИНСТВЕННО ВЕРНЫЙ ПУТЬ достижения жизни вечной, необходимость БЕСПРЕКОСЛОВНОГО исполнения и АСКЕТИЧЕСКИЙ УКЛОН которого объясняется рядом нижеприведенных причин.

Безусловно, люди не в состоянии САМОСТОЯТЕЛЬНО преодолеть испытываемое ними воздействие СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ сил – как проклятие Бога, так и пагубное воздействие дьявола.

Поэтому только всесильный и вездесущий Бог Вседержитель, держащий под Своим непрестанным контролем все пути человека в состоянии привести его к спасению души, что постоянно и происходит по заранее предусмотренной Богом для каждого ИНДИВИДУАЛЬНОЙ «ПРОГРАММЕ», ибо сказано: «В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:16).
 
Конкретные «пункты» этой «программы» сокрыты от человека, однако они, безусловно, включают необходимость «вырвать» спасаемого из цепких рук бесов и, прежде всего, ослабить их влияние на его ПЛОТЬ, поскольку именно она является тем слабым местом, той АХИЛЛЕСОВОЙ ПЯТОЙ, путем воздействия на которую бесы имеют наибольший «улов» среди человеческих душ.

Разве в состоянии человек противостоять воздействию невидимых, обладающих мощной ангельской силой бесов, которые непрестанно соблазняют его теми наслаждениями, которые получит его ПЛОТЬ от обладания богатством и властью? Ведь в Евангелии сказано, что когда дьявол соблазнял Христа в пустыне, уговаривая, чтобы Он поклонился ему, то взамен обещал дать «власть над всеми царствами и славу их, ИБО ОНА ПРЕДАНА МНЕ, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4:6).
 
Христос, разумеется, отверг все соблазны дьявола, но устоит ли немощный человек? Ведь даже апостол Павел признавал, что «тот же самый я умом моим служу закону Божию, а ПЛОТИЮ ЗАКОНУ ГРЕХА. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24-25).

Давать волю безграничным, по своей сути, желаниям плоти – значит, непременно рано или поздно угодить в сети бесов, которые, по словам святителя И. Златоуста, не отстанут от человека, пока или не уподобят его себе, или не доведут до самоубийства.

Именно поэтому наставления всячески ограничивать плотские и другие мирские запросы, подавлять плотские вожделения и излишества вплоть до аскетизма и каких-то телесных страданий являются надежным путем спасения души и представлены столь широко в Нагорной проповеди Христа. «Страдающий плотью перестает грешить», – резюмирует апостол (1Петр. 4:1).

И обойти этот путь невозможно  – не зря посланец Бога на землю, ангел Уриил говорил пророку Ездре: «Итак, если входящие, которые живут, не войдут в это тесное и бедственное, они НЕ МОГУТ получить, что уготовано» (3Ездра 7:11-14).
 
В качестве «орудий» исполнения индивидуальной для каждого «программы» Господь, как правило, использует какие-то ЗНАКИ или ПОВОРОТНЫЕ СОБЫТИЯ в жизни, из которых нужно сделать правильные выводы и соответственно изменить свою жизнь (например, тяжелая болезнь, потеря близких или попадание в тюрьму), а также ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, которые посылаются человеку не просто так, а с целью, например, выяснить, как спасаемый проходит ниспосланные ему искушения: не отвечает ли злом на зло, не осуждает ли ближнего, не лжесвидетельствует ли на него и т.д. Иные люди могут посылаться, например, с целью пробуждения в человеке веры, а кто-то – даже для нанесения ему скорбей, которые при их достойном перенесении способствуют искуплению каких-то земных грехов человека.
 
То есть, Господь постоянно проводит над человеком БОЛЕЗНЕННУЮ, НО НЕОБХОДИМУЮ ПРОЦЕДУРУ незримого обтесывания, очищения, вразумления, чтобы он, в обязательном порядке ПРИЛАГАЯ ТАКЖЕ И СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ, стал достойным нахождения в едином поле Святого Духа вместе со Всевышним. А иначе – никак: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Петр. 1:16) и «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).

Весь этот процесс является растянутым на долгие годы и, как правило, неочевидным для человека, однако важно усвоить одно: он, несомненно, присутствуют в жизни людей, поэтому ПЕРЕД БОГОМ НУЖНО СМИРЯТЬСЯ («Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6) и ради собственного же блага НЕ МЕШАТЬ своим неповиновением Господу исполнять лишь Ему (а не людям!) присущие функции: устанавливать важные жизненные вехи людям, осуществлять возмездие, судить, возводить и свергать власти, кого-то миловать, вознаграждать, превозносить, карать и т.д. – все это ПРЕРОГАТИВА ФУНКЦИЙ БОГА в человеческой среде.

А вот если человек не будет смиряться и исполнять волю Бога, а, напротив, станет отвергать Его наставления, сам кого-то судить, карать, проявлять недовольство, роптать, бунтовать и т.д., то Господь ОТСТУПИТ ОТ НЕГО и лишит Своей помощи и защиты. Такой человек будет, по сути, брошен на растерзание бесам, а вся его жизнь будет подобна хождению по минному полю с частыми невыносимыми бедами и страданиями. «Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость» (Пс. 31:10).

При этом необходимо учитывать, что Господь оставил человеку лишь один глобальный СВОБОДНЫЙ выбор: ОН С БОГОМ ИЛИ НЕ С БОГОМ? Причем второй вариант подразумевает, что избравший его является противником Бога («Кто не со Мной, тот против Меня» - Мф. 12:30).
 
Если же человек начнет уповать на Господа и «ходить путями Божьими», то все остальные его ТЕКУЩИЕ жизненные выборы, которые мы совершаем ежедневно и ежечасно, будут ПРАВИЛЬНЫМИ И БЕЗОПАСНЫМИ. «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6:34), – говорит Евангелие таким людям.

Как видим, чтобы следовать воле Божьей, человек должен СВОДИТЬ К МИНИМУМУ ВСЯКОГО РОДА НАСЛАЖДЕНИЯ, ибо они неизбежно ведут к тому, что попечения о плоти превращаются в похоти (Рим. 13:14) и к попаданию в цепкие руки бесов.
 
Чтобы этого не случилось, апостол Павел советует: «Представьте ТЕЛА ВАШИ В ЖЕРТВУ живую, святую, богоугодную Богу для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2).
 
Однако извечная проблема состоит в том, что многие люди не пытаются искать Бога, заблуждаются и не желают терпеть ограничения и смиряться, а, напротив, твердо уверены в том, что они имеют все возможности (и право!) самим выступать в качестве творца собственного счастья.
 
Пока есть жизненные силы (и в это время всем, как правило, кажется, что так будет всегда), такой человек мечется по свету в поисках лучшей доли, стремясь «взять от жизни все», но неизбежно приходит время немощи и разочарований, когда навеянные бесами призрачные воздушные замки мирского благополучия развеиваются, как дым.
 
И тогда, если исполняющий волю Господа всегда найдет поддержку у Него, получая просимое а молитвах («Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня» (Пс. 70:9), то на что может рассчитывать далекий от Бога человек?
 
«Так говорит Господь: ПРОКЛЯТ ЧЕЛОВЕК, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иеремия 17:5).
 
К сожалению, для таких людей наверняка оказались бы бесполезными советы апостола Павла тем, кто желает вести богоугодную жизнь:

«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим. 6:8);
 
«Как по данной нам благодати имеем различные дарования, то имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель – в учении; увещатель ли – увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12:6-8);

«Усердно стараться, чтобы жить ТИХО, делать свое дело и работать своими собственными руками» (1Фес. 4:11);

«Дабы проводить нам жизнь ТИХУЮ и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1Тим. 2:2);

«Никого не злословить, быть не сварливыми, но ТИХИМИ и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит 3:2).

Преподобный Иосиф Оптинский констатирует: «Как устроились обстоятельства, так и должно жить. Потому, что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, а все делается с нами промыслом Божьим, непрестанно пекущемся о нашем спасении». И еще: «Старайся жить, как Бог велит, а не как ВСЕ живут, потому, что мир во зле лежит».

Таким образом, те, которые ИЩУТ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ, наслаждений, комфорта и богатства, неугодны Господу, поэтому их путь зачастую полон всяческих преткновений и трагических неожиданностей.

При этом «ИЩУЩИЕ ГОСПОДА не терпят нужды ни в каком благе» (Пс. 33:11).
 
Они наверняка не будут купаться в роскоши (это все от мира, сковывающего человека множественными сетями бесовских пут и соблазнов), зато будут свободны от многих зависимостей, страстей и злых людей, а их жизненный путь будет подобен тому, как сказано в Священном Писании : «Всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Исайя 40:3) – и все это в самых разных жизненных аспектах.