Справедливость в социальной философии К. Маркса

Аникейская Правда
     В статье речь пойдёт о развитии понятия «социальная справедливость» в трудах Карла Маркса, ибо по мнению некоторых исследователей, идея справедливости в его теории почти отсутствует. Доказывается, что в истоках творчества, а также в ранней биографии Маркса есть указание на связь с проблемами развития социальной справедливости. В частности, он пишет об этом в «Нищете философии» и в «Капитале». В статье приводятся и анализируются все основные мысли из сочинений Маркса и в результате анализа делается вывод, что если справедливость понимать как идею, связанную с должной мерой в распределении социальных благ в обществе, как оправданность социокультурного порядка, то становится очевидно, что дискурс развития социальной справедливости присутствует в трудах Маркса.

     И хотя этот дипломированный доктор философии сам мало говорит о развитии социальной справедливости, его учение о развитии социальной революция есть не что иное, как стремление к революционному переходу от монополии капитала, власти денег и анархии рынка к монополии законов о социальных гарантиях для трудящихся на производимые ими блага от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации честно и справедливо нормированного труда на благо общества!

     То есть о том, что необходимо сделать революционного в обществе для осуществления подлинной социальной справедливости. Коммунизм Маркса имплицитно представляет собой почти идеальное выражение социальной справедливости. В его основе – реальное представление Маркса об истинной природе человека при стремлении справедливо удовлетворять не только свои потребностях в жилье, питании и одежде, сколько в удовлетворении своих интеллектуально-духовных потребностей, что часто и отличает человека от других представителей животного мира, а для этого он тоже должен что-то есть, где-то жить, одеваться и прочее!  То есть определенная картина должного: что есть человек и каким, следовательно, должно быть общество, если оно желает соответствовать этой истинной антропологической природе. При этом это важнейшее современное социально-политическое понятие о человеке имеет особый смысл во всех трудах Маркса!

     Марксизм в течение более чем полутора веков сохраняет позиции одной из самых авторитетных и влиятельных (на теоретическом и практическом уровне) систем идей по развитию гуманизма, равноправия и социальной справедливости. Даже сейчас, спустя тридцать лет после распада СССР, резкое неприятие марксизма бывшими марксистами - политиками, учеными общественными деятелями, зачастую свидетельствует о еще непреодолённом воздействии мыслей Маркса и его последователей.

     Однако, несмотря на разные оценки марксистской философии, большое количество терминов и концептуальных конструкций до сих пор имеет вес в научных кругах и активно обсуждается, а многие современные теории генеалогически восходят к этой философии. Не будет преувеличением сказать, что вся политическая теория и социальная философия в XX веке и в годы ХХI века является прямым или косвенным отражением споров между марксистами и антимарксистами независимо от классовой принадлежности. Скорее это зависит от степени духовности и образованности в области идей по развитию социальной справедливости в обществе.

     И здесь тоже речь пойдёт о взаимоотношении терминов «справедливость» и «революция», а именно - о понимании социальной справедливости Марксом. Особенно это можно видеть в конце первой главы первого тома «Капитала», где Маркс, как мыслитель, наиболее сильно ассоциируется с теоретическим и практическим продвижением идеи социальной революции в обществе по замене монополии капитала на монополию законов о социальных гарантиях по труду.

     По мнению некоторых исследователей, такая ключевая идея социальной философии, политической, моральной и правовой мысли, как социальная справедливость, у Маркса почти отсутствует.  Но в творческой биографии Маркса есть указание на связь с мировыми идеями развития социальной справедливости. Как известно, на развитие его как социального философа оказали влияние три учения - утопический социализм, немецкая классическая философия и английская политэкономия. Это отразилось на формировании основных разделов собственно марксистского учения: научный коммунизм, марксистская философия, политическая экономия.

     Таким образом Маркс, реагируя в своем творчестве на социальные и экономические условия, созданные развитием промышленного капитализма, продолжал традиции западноевропейского учения о социализме и коммунизме (Т. Мор, Т. Кампанелла, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Почти все социалисты пытались выстроить более гуманную альтернативу капитализму. В своей основе социализм носит эгалитаристский характер, в качестве базовых ценностей предполагая гуманизм, равноправие и социальную справедливость. Кроме того, индивидуализму Маркс противопоставляет коллективизм, а конкуренции - сотрудничество. Таким образом, можно видеть, что одной из главных линий влияния и творческого развития Маркса является инспирированный утопизмом поиск лучшего общественного устройства. И разве это не есть поиск идеалов для развития социальной справедливости?

     Данная мысль подтверждается, например, и общеизвестными фактами биографии Маркса. Он был членом «союза справедливых» (Bundder Gerechten), который затем преобразовался в Союз коммунистов (прекратил существование в 1852 году). В начале лета 1847 г. в Лондоне состоялся конгресс Союза справедливых. В ходе этого мероприятия организация Союза справедливых была переименована в Союз коммунистов, а ее первоначальный лозунг «Все люди - братья!» заменен новым: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Созданный при участии Ф. Энгельса «Устав Союза коммунистов» определил главные цели коммунистического движения. В конце 1847 г., в работе уже второго конгресса, прошедшего также в Лондоне, приняли участие Маркс и Энгельс. После завершения мероприятия они написали «Манифест Коммунистической партии».

     Здесь Маркс критикует не идею социальной справедливости, а справедливость буржуазную, по капиталу, а не по труду. Кто читал труды Маркса, то можно видеть, что он критикует и не приемлет справедливость на языке буржуазии, которая исказила ее истинную природу и производит критику ложной интерпретации справедливости. Он не пишет о справедливости, не употребляет слово «справедливость», поскольку оно к тому времени было изрядно «затасканным» и «потрёпанным».

      Другая вероятная причина редкого употребления этого понятия в том, что содержательное истолкование справедливости виделось Марксу целиком по буржуазной идеологии, а значит не только пустым и бесполезным, но и вредным. Согласно его идеям, капитализм несправедлив по своей сути, онтологически. Для того, чтобы справиться с капитализмом и обрушить его до самого основания, нельзя пользоваться его же языком по определению «права», «собственности», «справедливости», ибо тогда война с ним будет проиграна заранее.

     Однако если справедливость понимать как идею, связанную с должной мерой труда по производству благ с их распределением по труду, как оправданность социокультурного порядка, то становится понятно, что дискурс о социальной справедливости несомненно присутствует в трудах Маркса. Можно сказать, что вся его теория - это теория по развитию социальной справедливости в обществе. Во всяком случае, представления этого социального философа относительно данного понятия совершенно вписаны в западную традицию мышления, начавшуюся с Аристотеля.

     Итак, Маркс описывает социальный порядок, предполагающий правильную меру распределения по труду в коммунистическом обществе основанном на общественном труде при честном и справедливом его нормировании при определённости по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, а значит должно быть соответственно организовано и общественное распределение базовых, производимых трудящимся народом производимых благ по количеству и квалификации общественно необходимого труда в экономике общества, а не по неизвестно как добытым деньгам! При сохранении рынка на производимое сверх законных норм необходимых для социального благополучия общества.

     Однако в конце XX века в советской литературе такая определённость часто лишь подразумевалась и есть лишь некоторые марксистские принципы социальной справедливости в интерпретации социально прогрессивных марксистских комментаторов Запада, в частности Джоном Ролзом (1921 – 2002), что общественный труд есть средство интеллектуально-духовного развития человека! Что всеобщность труда и справедливость в распределении производимых базовых средств для жизни по достойным человека нормам от их общего производимого трудящимся народом количества есть основа развития социальной справедливости! Что должно быть равноправие всех граждан и уничтожена противоположности между умственным и физическим трудом и что сокращение рабочего дня и пенсионного возраста в процессе развития экономики и людей общества есть следствие развития социальной справедливости, а без сокращения монополии капитала ничего этого быть не может!

     Несомненно, что всеобщность труда и справедливость в распределении производимых базовых средств для жизни по достойным человека нормам от их общего производимого трудящимся народом количества автоматически должно регулировать как экономику общества хорошо организованных и консолидированных разумных людей, так и его демографию.

     Именно в современной западной марксистской мысли, особенно у Ролза, указывается необходимость сосредоточиться на понятии социальной справедливости, которое должно рассматриваться как основа для развития разумного человеческого сообщества.  В понятиях этого американского социального философа, это может осуществляться только на основе подлинной политики, которая является деятельностью по переустройству общественного порядка.

     Поэтому социальная политика начинается там, где нет равновесия между трудом и вознаграждением за труд, где занимаются распределением долей результатов общего труда членов общества и гармонизацией пропорциональности труда и получаемых благ при развитии общественного труда.  В социально справедливом демократическом государстве общество сообща должно принять для себя мудрые законы и справедливый порядок распределения, чтобы узаконенное равенство рабочего времени определяло и относительно равные нормы базовых средств для жизни, а государственные структуры должны обеспечить законность и правопорядок по наделению сообщества правомочностью иметь должное на основе закона.

     Основной критерий марксистского подхода к определению социальной справедливости – это соответствие данного понятия общественному прогрессу и прогрессивным устремлениям самых передовых слоёв общества в её развитии.  Сущность несправедливости - это все методы эксплуатации и обмана угнетённого класса другим, господствующим классом власть и богатство имущих и его сторонниками. Таким образом все революционные преобразования постепенно развивают стремление к объединению угнетённого класса и его сторонников для борьбы за переход от общества с классовым антагонизмом богатых угнетателей и бедных угнетённых к обществу равноправных граждан с братскими взаимоотношениями на основе солидарности и взаимопомощи, а именно это и есть необходимое средство для осуществления подлинности социальной справедливости в обществе.

     Что касается классового конфликта, то он предполагает классовый антагонизм и не может рассматриваться как категория развития социальной справедливости. В этом смысле социальная революция в экономическом порядке по Марксу имеет не только правовое, но и морально-нравственное оправдание и рассматривается как своеобразный «перезапуск» всей социальной системы на более развитых и обоснованных основаниях с позиции социальной справедливости и потребностей истинного предназначения человека.

     Коммунистическое общество, со всеми своими фазами развития от социализма до коммунизма с его удовлетворением не только социально-бытовых, но и коммуникационных потребностей людей в энергии, водопроводе, в санитарной канализации, в средствах связи, информации и транспорте, будет способствовать дальнейшему совершенствованию человечества в интеллектуальном и духовном развитии. Именно поэтому у Маркса, в сущности своей, вся философия представляет почти идеальное выражение развития социальной справедливости! А в основе такого развития есть его представление об истинной природе человека и о развитии его потребностей в стремлении к знаниям и духовному совершенству в познании не только земного мира, но и Вселенной!

     Вопросы философско-антропологического характера: почему истинная природа - это не то, что мы имеем в настоящий момент, а лишь то, что видим в идеале, в модусе желаемого? Не является ли сама природа историей развития человечества до его совершенства со всеми своими стадиями развития до некого неведомого нам пока конечного продукта природы? Не есть ли сама природа в своей постоянной борьбе противоречий революционным противоречием между «сущим» и «должным» в своём развитии идеалов социальной справедливости?