Три сказявки

Леша Лазарев
Про Иванушку и Василису Прекрасную

Горе в царстве-государстве - Змей Горыныч Василису Прекрасную унес. Много добрых молодцев спасти ее пытались, да немногие вернулись. Пошел и дурачок Иванушка царевну спасать. Забрел в лес темный, глянь - избушка на курьих ножках, а в ней старуха.
- Не видала ль ты девицу-красавицу с чудищем поганым?
Отвечает ему Баба Яга:
- Чего я только на своем веку не видывала. Помогу я тебе, добрый молодец, коли ты дочь мою единственную счастью женскому откроешь.
Зашел Иванушка в избушку, глянул на дочь Бабы Яги и оторопел. Зеленая, неровная, белому свету показаться боится. Призадумался Иванушка и молвил:
- Женскому счастью тина болотная мешает, надобно дочери твоей в бане попариться. Да один я не справлюсь, вон зелени-то сколько на нее наросло. Помогать будешь, бабушка.
Долго мылся Иванушка с Бабой Ягой и дочкой, ничего в дыму банном не видел, но старался молодецки. Вдруг кто-то в бане завыл по-звериному.
- Счастлива ли ты, девица? - обрадовался Иванушка.
- А ты счастлива ли, матушка? - дочь откликнулась.
Ничего ведьма не ответила. Только сильнее дыму прибавила.
А Иванушка пуще прежнего расстарался. Вдруг бревнышки разом задрожали и запели.
- Счастлива ли ты, доченька? - Баба Яга спросила. А та и слова вымолвить не может. Хвостом вильнула и в речку прохладную нырнула.
Баба Яга Иванушку хвалит и потчует:
- Сослужил ты мне службу, добрый молодец. Оставайся жить у меня, а то дорога тебе выпадет кривая да трудная.
- Нет, бабушка, не ищу я путей легких.
- Помогу я тебе, дурачок Иванушка. Как увидишь Василису Прекрасную, долго на нее не смотри, привет от меня передай.
Влез Иванушка на гору змеиную, спустился в пещеру глубокую. Видит страшное: Горыныч Змей Василису Прекрасную живьем сожрать задумал: то языком ее вылижет, то клубком обовьет и скользит по ней часто-часто.
Поймал Иванушка Змея за яйцо, да и приковал к стене цепью железной. Василиса Прекрасная лежит на камнях ни жива ни мертва. От красоты ее у Иванушки глаза слепнуть начали. Вспомнил он старухино наставление:
- Привет тебе Василиса-царевна от Бабы Яги из лесу темного.
Обрадовалась девица.
- Не ждала, не гадала, знать добрый молодец за мной пожаловал.

Женился Иванушка на Василисе Прекрасной и стал царевичем. Подарил ему царь-государь коня могучего. Жили молодые во дворце золотом, ели кушанья заморские, каждую ночь плясали до упада, только счастья у них не было. Как ни старался, как ни бился Иванушка - тосковала жена-красавица.

Поехал Иванушка на охоту, да и заблудился. Вывела его тропинка заросшая к избушке на курьих ножках.
Встретила его Баба Яга:
- Натворил ты бед, дурачок Иванушка. Не знал меры в радении своем. Родила моя дочь богатыря зеленого, что на все болота страх наведет. Только это новость добрая, а есть и дурная. Одну ты отмыл и для счастья открыл, да вторую заделал. Дочь у меня родилась — не сразу найдешь, где у нее уста, а где гузно — вся перекручена от радений твоих молодецких. Где ей теперь жениха искать?
Взял Иванушка дочь на руки, обнял, поцеловал и говорит:
- Хороша дочь наша, гибка и зелена, глаза изумруды, Змею Горынычу невестой будет. А я, чтобы вину свою загладить, новую удаль молодецкую тебе покажу, которой жена научила. И дочь-русалку зови свою, для счастья открытую, и всех девиц красных да зеленых, силушки моей богатырской на всех с избытком хватит.
Кликнула Баба Яга тварей со всей округи — лесных, речных, болотных, и с хвостами, и с чешуей; напустила туману вокруг избушки; и показал им Иванушка удаль свою молодецкую. Грохотало, ныло, визжало не по-человечески да и не по-звериному в избушке три дня и три ночи.

Вернулся Иванушка к жене, в спальне глядит она — на нем мухоморы да поганки со всех сторон наросли. Говорит ему Василиса Прекрасная:
- Ох и глуп ты, Иван, ох и доверчив в простоте своей. Учила я тебя уму-разуму, да и не научила. И у Змея в плену мне куда веселей жилось. Ступай теперь к Кащею Бессмертному, проси у него снадобья от хворей своих болотных.
Рукавом махнула и пропала.

Едет Иванушка в замок Кащеев, говорит ему волшебник:
- Есть у меня средство от разных хворей болотных. Только пусть жена твоя Василиса Прекрасная сама ко мне явится с поклоном.

Скачет Иванушка в пещеру к Змею Горынычу и видит недоброе - Василиса Прекрасная цепь железную лижет. Языком поведет — как топором срежет. Змей в нетерпении крыльями машет, на свободу рвется.
- Не бывать тому, - говорит Иванушка. - У Бабы Яги для Змея невеста справная растет, дочь моя любимая. Езжай-ка ты, жена, к Кащею Бессмертному, проси для меня волшебного снадобья.
Ничего Василиса не ответила, к Кащею в замок отправилась.

Змей Горыныч и говорит Иванушке:
- Что нам ждать, добрый молодец, будущий отец мой названный? Я твои хвори единым духом излечу.
Как дохнул Змей огнем-пламенем, так все поганки на Иванушке разом засохли и без следа отпали. Разорвал богатырь на Змее цепь железную.
Полетели они в избушку на курьих ножках с невестой юной знакомиться. Как увидела ведьмина дочь Змея Горыныча, стала как цветочек аленький, а у Змея все чешуйки разом зазвенели, как колокольчики.
Рады отец да мать. Играют свадьбу веселую, гостей приглашают дорогих — с хвостами, с рогами, с перепонками. Говорит Иванушка Бабе Яге с укоризной:
- Что ж ты, бабушка, подвела меня так с грибами своими?
- Не хитрость то была, а совет добрый. Не место тебе, богатырь, в красном тереме, силу он твою отнимает. Место тебе в чаще глухой да в поле диком, с тварями лесными да болотными. О жене твоей не беспокойся, Василиса теперь у Кащея живет, снадобья варит, ей о тебе и подумать скучно.
Не стерпел Иванушка, за женой-красавицей в путь отправился.

Василиса в плену Кащеевом еще красивее стала. Снадобье помешает, зачерпнет попробовать, глазами засверкает. Кащей тут же ее схватит, обнимет и затрясется, костями застучит как в лихорадке.
Схватил Иванушка Кащея за яйцо и на цепь приковал железную. Рассердилась Василиса Прекрасная:
- Вот дурак ты Иван, сам ни на что не годен, и мне света белого не даешь увидеть.
- Погоди, жена-красавица, у меня сама Баба-Яга в советчицах.

Посадил Иванушка Василису Прекрасную на коня верного и увез в чащу глухую да в топь болотную. Хижину построил из трех веток осиновых, кликнул тварей окрестных новоселье праздновать. Собрались гости ночью темною, чтоб от вида страшного животов не лишиться. Веселились на славу: пели, ржали, гремели, скрипели, трещали и ухали. К заре утренней гости от мерзости своей с глаз попрятались. Говорит мужу Василиса Прекрасная:
- Вижу, свет мой Иванушка, что набрался ты уму-разуму. Знать, силушка твоя богатырская от сырой земли прирастает. Пора нам с конем твоим верным в терем светлый возвращаться. Надобно только Кощеюшку с цепи снять, негоже волшебнику неволей мучиться.
Прискакали они в замок Кощеев. Обрадовался колдун, тайну снадобий Василисе открыл. Разорвал Иванушка цепь его железную.
Вернулись Иван с Василисой в терем красный и зажили дружно и весело. Змея с семейством, Бабу Ягу и Кащея на праздники звали, да и в будни не горевали. Что ни день — странников привечают, волшебников да плясуний заморских, пироги едят с начинкою, снадобья варят целебные, а как ночь приходит — всем двором с гостями на засовы тяжкие запираются и творят диво дивное, ни людям честным, ни зверям диким неведомое; кто в тереме том в ночи побывал, навек языка лишился.

----------------------

Учитель Токусан

- Молчите вы или говорите, но своих тридцати ударов вам не избежать, - любил объяснять ученикам просветленный Токусан.
Однажды во время занятий учитель по своему обыкновению колотил учеников палкой. Один молодой монах не дождался тридцатого удара, а закричал:
- Я понял!
- Что? Ты? По-? -нял? - продолжил спрашивать Токусан.
- То я понял, что вам, учитель, нравится колотить юношей палкой.
Токусан задумался и проговорил еле слышно:
- Есть ли другой способ вбить учение истины в тупые головы?
На следующий день учитель Токусан принес на урок длинную плетку. И сказал молодому монаху:
- Ты ошибся, блуждающий в темноте. Эта плетка объяснит тебе все, что не могут передать слова.
Просветленный Токусан с удовольствием вытянул глупца по спине. Плеткой. Еще и еще.
- Я понял! - закричал монах.
- Что ты...? - успел только спросить учитель, замахиваясь снова, как юноша вскочил, крутанулся и уeбал почтенного Токусана с ноги задней вертушкой, nизданул деревянной сандалией точно в поседевшую от мудрости бороденку. Учитель грохнулся, замолк и выронил плетку, не продолжил вопрос и не нашел ответ. Так достиг просветления Ганто, ученик Токусана.

-------------------

Голый король

Отец народа медленно и торжественно выступал во главе шествия. Столичные чиновники, буржуа и обслуга привычно ликовали.
- Кололь говый, - задумчиво произнес мальчик, ковыряя пальчиком в носу. Малыш обладал присущей возрасту непосредственностью, ничего не знал об экспериментах доктора Аша и о свойственном членам общества конформизме. Его почтенный отец тихонько обратился к друзьям:
- Послушайте, что сказал мой сын. Король, говорит, голый.
- Голый? Однако. Пардон, а ведь он и вправду голый!
- Король голый! Король голый! - пронеслось по толпе. Стали раздаваться возгласы смеха, из задних рядов полетели грубоватые шутки.
С важностью ступавший монарх остановился и прислушался.
- Король голый! - неслось со всех сторон. - Яйца развесил, вот-вот уронит, сковородку подставляй, сосиску жарить!
Не моргнув глазом, не поведя бровью, отец народа продолжил шаг. Только его королевский член, минуту назад вполне скромных размеров, заметно наполнился и уверенно торчал вперед, указывал направление праздничного шествия и внутренней политики в целом. Толпа повеселилась и озадаченно замолкла, глупые выкрики отставших шутников глохли в тишине. Отец прикрыл мальчику глаза ладонью, и тот никак не мог ее сдвинуть. Придворные и стража хранили спокойствие. На лице голого короля сияла благосклонная улыбка.