13. Выборы царя и роль казаков в избрании

Новосельцев Григорий Петрович
Выборы царя и роль казаков в избрании.

 Земский собор 1613 года — собрание представителей различных земель и сословий Русского царства, состоявшееся для избрания на престол нового царя. Открылся 16 января 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. 21 февраля (3 марта) 1613 года собор избрал на царство Михаила Романова, положив начало новой династии Численность собравшихся колеблется по разным оценкам от 700 до 1500 человек. Это были выборные люди от всех сословий и городов. В 1613 году на российский престол, помимо Михаила Романова, претендовали как представители местной знати, так и представители правящих династий соседних стран. Среди последних кандидатами на престол были: Польский королевич Владислав, сын Сигизмунда III Шведский королевич Карл Филипп, сын Карла IX среди представителей местной знати выделялись следующие фамилии. Как видно из приведённого списка, все они имели серьёзные недостатки в глазах избирателей... Голицыны. Этот род происходил от Гедимина Литовского, однако отсутствие В. В. Голицына (он был в плену в Варшаве) лишало этот род сильных кандидатов. Мстиславские и Куракины. Представители этих знатных русских родов подорвали свою репутацию [источник не указан 2574 дня] сотрудничеством с властями Речи Посполитой (см. Семибоярщина) Воротынские. По официальной версии наиболее влиятельный представитель этого рода, И. М. Воротынский подал самоотвод. Годуновы и Шуйские. И те, и другие являлись родственниками ранее правивших монархов. Род Шуйских, кроме того, происходил от Рюрика. Однако родство со свергнутыми правителями таило в себе определённую опасность: взойдя на престол, избранники могли увлечься сведением политических счётов с оппонентами. Черкасский, Дмитрий Мамстрюкович Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Они, бесспорно, прославили свои имена во время штурма Москвы, но их боялись, и они не были родственниками Ивана Грозного и Фёдора Ивановича. Кроме того, рассматривалась кандидатура Марины Мнишек и её сына от брака с Лжедмитрием II, прозванного «Ворёнком». Согласно официальной версии, избрание Романовых стало возможным благодаря тому, что кандидатура Михаила Романова оказалась компромиссной во многих отношениях: Получив на московском троне молодого, неопытного монарха, бояре могли надеяться оказывать давление на царя при решении ключевых вопросов. Отец Михаила, патриарх Филарет некоторое время состоял в лагере Лжедмитрия II. Это давало надежду перебежчикам из Тушинского лагеря, что Михаил не станет сводить с ними счёты. Патриарх Филарет, кроме того, пользовался несомненным авторитетом в рядах духовенства. Род Романовых в меньшей степени запятнал себя сотрудничеством с «непатриотичным» польским правительством в 1610—1612 годах. Хотя Иван Никитич Романов и входил в состав Семибоярщины, он находился в оппозиции к остальным своим родственникам (в частности, патриарху Филарету и Михаилу Фёдоровичу) и не поддерживал их на соборе. С Анастасией Захарьиной-Юрьевой, первой женой царя Иоанна Грозного, был связан наиболее либеральный период его правления. «Выберем Мишу Романова! — не скрывая своих замыслов агитировал боярин Фёдор Шереметьев. — Он молод и будет нам поваден!» …Стремление иметь «повадного» неопытного монарха — вот цель, которую преследовали многоопытные и хитроумные московские политики, сторонники Михаила (А. Я. Дегтярёв) Более последовательно излагает причины избрания Михаила Романова на царство Лев Гумилёв: «Казаки были настроены в пользу Михаила, поскольку его отец, их духовно окормлял и потому не был врагом казачеству. Бояре помнили о том, что отец претендента из знатного боярского рода и к тому же двоюродный брат Фёдора Иоанновича, последнего царя из рода Ивана Калиты. Иерархи церкви высказались в поддержку Романова, так как его отец был монахом, причём в сане митрополита, по старинной казацкой легенде, – после этих слов один из атаманов, в упор глядя в глаза остолбеневшим боярам, твердо положил на стол письменную «атаманскую отписку» с требованием утвердить в качестве единственного претендента на престол отрока Михаила Романова. «Князи и боляра и все московские вельможи! Не по Божии воли, но по самовластию и по своей воле вы избираете самодержавного. Но по Божии воли и по благословению… великого князя Федора Иоанновича всея Руси при блаженной его памяти, кому он, государь, благослови посох свой царской и державствовать на России князю Федору Никитичу Романову. И тот ныне в Литве полонен. И от благодобраго корене и отрасль добрая и честь — сын его князь Михайло Федорович. Да подобает по Божии воли на царствующем граде Москве и всея Руси да будет царь государь и великий князь Михайло Федорович всея Руси…»  На текст грамоты атаман небрежно швырнул обнаженную саблю. Таким образом видим, что аргуметом казаков был духовный вопрос, а не решение каких-то земных проблем. И он оказался решающим.  Михаил согласился принять престол и выехал в Москву, куда прибыл 2 (12) мая 1613 года. Коронация в Москве состоялась 11 (21) июля 1613 года Царь Алексей Михайлович и казачество. После избрания Молодой царь определяет отношения с казачеством. Михаил Федорович требовал «впредь тех воров казаками не называть, дабы прямым казакам, которые служат, бесчестья не было». Во время смуты приписывать себя к казакам могли помимо тех, кто был казаком по праву рождения, к казакам себя причисляли сходцы — это беглые люди из Руси, которые селились неподалеку от границы на территории казаков. И считали, что этого достаточно чтобы стать казаком. Так же были пришлые и в станицы, но они по казачьим традициям не могли себя так называть, а только внуки. Так как во время любой смуты усиливается преступность, то просто банальные бандитские шайки так же себя именовали казаками. Так же и сами казаки не всегда понимали, что их используют авантюристы и проходимцы. Казакам было предложено разобраться с теми, кто бесчестит их имя. Так же были отменены анафемы и блокада казачьих областей, наложенных Борисом Годуновым. Так же в это время говорится о формировании казачьей христианской военной республики. Последствия Смуты были для Руси очень тяжелыми. По разным оценкам, погибло от четверти до трети населения. Города и села лежали в руинах. Западные районы захватили поляки, северо-западные — шведы. Степняки разгуливали беспрепятственно, и жители жаловались, что татары «живут у них без выходу». Пострадало и казачество, понесло огромные потери. Пока казаки сражались под Москвой, их городки были разорены, семьи сгинули. А с другой стороны, станицы пополнились прибившимися к ним людьми, оставшимися без кола без двора. Но казачество, даже ослабленное, являлось в это время основной боевой силой государства. Ведь и прежней армии не существовало. И власть всячески укрепляла отношения с казаками. Один из первых указов нового царя, был направлен на то, чтобы утвердить доброе имя казаков, замаранное всякими бандитами. Михаил Федорович требовал «впредь тех воров казаками не называть, дабы прямым казакам, которые служат, бесчестья не было».