573 Неужели всё!? 12 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

573. Неужели всё!? 12 октября 1973 года.

Сводка погоды: Пятница 12 октября 1973 года. Пролив Скагеррак. Метеостанция Скаген (Дания). Географические координаты: 57.733, 10.633. Первое наблюдение: 01.01.1973. Последнее наблюдение: 31.12.2022. Максимальная температура воздуха +9.0°C, минимальная -2.0°C, средняя температура воздуха +4.4°C. Скорость слабого ветра 5 м/с (12-19 км/ч) или всего 3 балла по шкале Бофорта. Волны короткие, хорошо выраженные и покрыты полосами стекловидной пены (остатки былых штормов). Высота волн не выше 0,6-0,9 м. Эффективная температура воздуха ощущается как холодная +0.2°C.

Проводив БПК «Образцовый» и СМТ «Лена», БПК «Свирепый» на малом ходу приближался к привычному месту якорной стоянки у мыса Скаген (Дания), а нам навстречу, довольно таки далеко от берега, прилетел натовский патрульный самолёт-разведчик «Фантом F-4» и приплыло знакомое судно-кораблик ВМС Дании «RAMSO» с бортовым номером Y 303…

Странно… Мы же были недалеко и нас видели, что мы мирно заправлялись топливом и водой… Может быть это СКР-БПК «Образцовый» привлёк такое повышенное внимание натовских военных? Что им тут делать? Зачем нас встречать так далеко? Мы же сами тихо «чапаем» (слово «чапать» произошло от шлёпающего звука тихо вращающихся винтов БПК «Свирепый» на малом ходу - «чап, чап, чап») и приближаемся к обычному месту якорной стоянки советских военных кораблей и судов у датского мыса Скаген.

Странно… Только что мы все орали, как сумасшедшие, когда получили известие-приказ следовать в нашу родную ВМБ «Балтийск», а теперь, проводив наших братишек с СКР-БПК «Образцовый» на БС в Средиземное море, мы что-то загрустили. Может быть, это оттого, что наша собственная БС (боевая служба) прошла не в лазурных водах Средиземки как у образцового СКР-БПК «Образцовый», а среди стальных валов штормовой Северной Атлантики? Может быть, нам взгрустнулось оттого, что мы так и не опробовали тропическую форму одежды, шорты и рубашки с коротким рукавом, которые нам выдали перед БС?

Кстати, я так и не раздал офицерам, мичманам и командирам отделений и команд экипажа БПК «Свирепый» десятки компактных книжек - словарей-разговорников для общения советских моряков с французами, итальянцами, немцами, англичанами и испанцами. О том, что в нашей корабельной библиотеке есть такие словари-разговорники знали только командир корабля, замполит, я и, вероятно, кто-то ещё, кому положено было знать…

Я смотрел на медленные мирные передвижения и манёвры натовских патрульных самолётов и корабликов-шпионов и почти жалел, что нам так и не удалось ни разу «стрельнуть» по-настоящему по «вероятному противнику»… Мне казалось, что наша БС (боевая служба) была неполноценной, не «боевой» в истинном смысле этого слова…

Воспользовавшись «мирным» переходом опять к якорной стоянке у мыса Скаген, я вклеил в свой первый большой личный ДМБовский фотоальбом фотографию, где я стою грустный у фальшборта на юте и смотрю куда-то в дальнюю даль. Эта фотография в точности передаёт то настроение, которое овладело мной днём 12 октября 1973 года после того, как мы проводили в боевой поход СКР-БПК «Образцовый» и распрощались с танкером СМТ «Лена».

- Считайте эту фотку последней фотографией, - написал я простым карандашом на картонном листе фотоальбома рядом с фотографией моим родителям. - Когда вы будете смотреть этот альбом, я буду также стоять у фальшборта и смотреть в море, а видеть, конечно, всех своих друзей, товарищей и вас, мои дорогие мама и папа. Живите дружно и счастливо. Пока! Ваш Сашка.

Мне казалось, что в мире что-то остановилось, закончилось, прекратилось; что вокруг только мир, тишь, гладь да благодать… Мыслей не было никаких, только какие-то обрывки ощущений, образов, слов, картин… Я даже не ощущал холода и холодного влажного ветра…

- Вот и всё, - говорил я сам себе и мне никто в моём воображении не отвечал. – Вот всё и кончилось. Всё. Амба! Конец! Звиздец…

Ревя двигателем на большой высоте, пролетел над нашим кораблём патрульный натовский самолёт и не возвратился. Датское патрульное судно тоже прошлёпало тихо вдоль всего нашего корабля на встречно курсе и тоже отплыло потихоньку по направлению к берегу мыса Скаген. На БПК «Свирепый» на этот самолёт и на это судно никто и ничем не отреагировал, и я тоже остался стоять на юте у фальшборта, вдыхая в одиночестве влажный свежий воздух атмосферы пролива Скагеррак.

- Скагеррак, Каттегат, - вспомнил и сказал вслух названия проливов из книги Жюля Верна «Путешествие и приключения капитана Гаттераса». - Надо же! Читать в детстве эту книгу, представлять и играть в капитана Гаттераса, произносить вслух эти магические слова «Скагеррак» и «Каттегат», а теперь реально, в действительности и фактически быть в этих самых водах проливов! Надо же!

Я всё мысленно восклицал и восклицал, и постепенно ликующее настроение сменило мою апатию: взбодрило меня, заставило расцепить холодные пальцы, станцевать на стальной палубе морозную чечётку и быстренько шмыгнуть через броневую дверь внутрь корабля: вклиниться в плотную пахучую корабельную атмосферу и засеменить «по скорому» по коридору в столовую личного состава. Зверский военно-морской аппетит овладел мной также яростно, как перед этим пронёсся с рёвом над кораблём натовский «Фантом F-4».

- Сейчас, сейчас, - пообещал я этому наглому натовскому самолёту. – Сейчас подзаправлюсь и тогда я вам покажу «кузькину мать», мать вашу раз так и раз этак.

Боевая служба БПК «Свирепый» продолжалась. А в это время на Ближнем Востоке шёл седьмой день странной войны «Судного Дня»…

Это окончание первого ДМБовского фотоальбома автора и второй части книги «О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый» под названием «Первая боевая служба БПК «Свирепый». Далее будет третья заключительная часть книги – «ДМБовское прощание с БПК «Свирепый».

Фотоиллюстрация из ДМБовского фотоальбома автора: 12.10.1973 года. Северное море. Пролив Скагеррак. БПК  «Свирепый». Подход к якорной стоянке около мыса Скаген (Дания). Снова, как старые знакомые, нас контролируют самолёты ВВС НАТО и натовские патрульные кораблики типа «RAMSO» с бортовым номером «Y 303». Мою минуточку грусти и тоски по земле и по дому разрушил оглушительный рёв на форсаже наглого натовского патрульного самолёта «Фантом F-4». Но я его всё-таки «щёлкнул»!..