Мир тесен - война сближает

Максим Костенко
Мир тесен - война сближает.
 
.
Отличный получился заголовок, полноценный афоризм: понимай как знаешь. То ли мир тесен из-за того что война сближает, то ли это два независимых утверждения: мир сам по себе тесен, а война сама по себе сближает людей... каких-то людей, произвольные единицы людей сближает, не всё человечество.
.
Двадцать шестое июля две тысячи двадцать третий год, запорожская область.
Только что надо мной пролетел штурмовик... совпадение - главным героем очерка тоже является штурмовик... но не самолёт, а сержант ... из штурмовой роты сержант. 
Мы с ним дружим семьями. То есть сначала подружились наши жёны, потом подружились наши сыновья, а потом и нам пришлось. Если бы вы попробовали какое Вася варит пиво, вы бы поняли что шансов не подружиться с ним у меня не было.
.
Это тот самый Вася  которого я упомянул в своём первом очерке про эту войну "Харьков 27 февраля 2022 Северная Салтовка", такое вот длинное название. Пожалуй даже процитирую тот фрагмент всё-таки единственное имя которое упомянул в том очерке.
"В «Фейсбуке» Вася выкладывает съёмки, как он бегает с телефоном снимая зарево разрывов, гром прилётов, испещрённое ракетами небо, подвал в котором сидят...  Пишу ему что он идиот, что его свои же примут за корректировщика, хлопнут и правильно сделают. Он не обижается и благодарит за предупреждение".
Вася на тот момент февраля двадцать второго года был ещё не воевавшим в отличии от меня, и я позволял в отношении него такой вот менторский тон.
.
Менторский тон я себе часто позволяю. Вот сегодня ночью прилёт был рядом причём так рядом что не только разрыв был слышен но и свист снаряда, так Олежка, тот что из Курахово, спрашивает меня: "Может в укрытие?", ну я ему целую лекцию и прочитал. Мол не вижу смысла, снаряд скорее всего залётный, целенаправленно им тут стрелять непочем (без понятия как это слово пишется - нет тут по чём стрелять, в общем), ну а если они нас выцеливают, то сейчас будет второй пристрелочный а потом третий уже в нас: можешь броник с каской напялить пока не выяснится. Вот так я из себя бывалого строю. Хотя на фоне Олежки который до этой мобилизации даже срочки не проходил и младше чем мой сын по возрасту, я действительно бывалый.
.
Ладно, вернёмся к Васе и заявленной теме о том что мир тесен и что война сближает. Как в первом и втором очерке об этой войне так и здесь пишу только о тех событиях которые происходили и так как они происходили, не придумываю ни слова, ни эпизода.
.
Так вот для сведения, за свои сорок восемь лет я уже третий раз мобилизован в армию и меня удивляло почему я ни разу не встретил своих сослуживцев на этой войне. Я ведь со многими тысячами военнослужащих пересекался хотя бы мельком и вот ни одного знакомого лица за все почитай полтора года этой войны. Я даже публично своё удивление выражал перед нынешними моими сослуживцами, досадно: столько служить и не встретить ни одного знакомого, а говорят ещё "мир тесен".
И вот мироздание решило видимо ответить на мои стенания.
.
С неделю назад наши с Васей жёны встречались в Германии. Уточню, дабы избежать двусмысленностей, что когда я говорю "наши жёны" я не имею в виду что у нас с Васей общие жёны... несмотря на то что Украина стремится в Евросоюз, таких степеней толерантности к разврату мы ещё не достигли, Так что у Васи своя жена, а у меня своя жена и вот эти наши жёны встретились в Германии куда моя жена поехала на недельку а Васина там живёт уже больше года.
Это событие стало поводом обменяться нам с Васей фотографиями наших жён и тут я опять вынужден дать пояснение во избежание пошлых инсинуаций: когда я говорю "обменялись фотографиями наших жён", Я не имею в виду что мы с Васей обменивались фотографическими картинками на которых изображены наши жёны, я имею в виду обмен фотографиями которые сделали наши жены и на которых было показано Васе как сильно за год вырос мой сын, а мне было показано как сильно за год вырос Васин сын.
Добавили конечно веселья в очерк эти мои пояснения... и пошлости добавили, вынужден признать.
.
Так вот созвонились мы с Васей по поводу этих фотографий и вообще потрындеть за жизнь. Последний раз когда я с ним  созванивался он был на харьковском направлении и по-моему даже участвовал в освобождении  Купянска где жил в оккупации мой отец. Я же больше года уже на запорожском направлении и перемещаюсь по родине батьки Махно между Гуляйполем и Гуляйпильским да прочими населенными пунктами как хаотично барражирующий боеприпас.
.
Так вот говорим мы по телефону с Васей за жизнь, то есть ни о чём, и тут Вася выдаёт ёмкое и эмоциональная "Ё-моё!!!" в трубку. Я спрашиваю Васю что случилось и он объясняет что рядом бахнуло. Ситуация знакомая и я удивляюсь лишь  тому, что в это же время бахнуло и рядом со мной, "Надо же, какое совпадение", подумал я.
Мы продолжаем беседу пока Вася опять не вскрикивает "Да ё-моё!!!". Я не успел даже спросить Васю "Что опять?" потому что именно в это время бахнуло и рядом со мной ровно с той же задержкой в несколько секунд после Васькиного возгласа. В такие совпадения я не верю, это статистически невозможно чтобы на разных участках фронта бахало в унисон. Я ору в трубку:
- Вася мы с тобой слышим одно и то же с разницей в несколько секунд!!! Учитывая что скорость звука где-то 333 метра в секунду, от меня до тебя... от меня до тебя... (тут я начал лихорадочно соображать как поменяется дистанция в зависимости от того где расположен источник звука - между нами или в стороне от нас и выдал  вполне достоверный результат вычислений)... охренеть как близко от меня до тебя!!!
.
Мир тесен - война сближает.
.
У нас получилось пересечься так сказать оффлайн позавчера.
Двадцать минут на изъеденной танковыми траками пыльной дороге юга Украины стояли два жителя разбитой российскими авиабомбами, снарядами, ракетами, минами Северной Салтовки.
Оказывается Вася участвовал в освобождении Пятихаток.
Но это конечно не те Пятихатки что у нас в Харькове, где в лесополосе зарыты три тысячи расстрелянных в тысяча девятьсот сороковом году пленных польских офицеров. Это те Пятихатки что в Запорожской области, где Васино подразделение за день потеряло сколько моё за весь две тысячи четырнадцатый.
.
Мир всё тесней, а войны всё обширней. Сколь бы тесен ни был мир, но место для войны в нём всегда найдётся.
Мир тесен - война сближает.
Мир настолько тесен что два друга харьковчанина с одного района оказываются в шаговой доступности друг от друга на тысячекилометровом фронте, а узнать об этом помогла безвестная гаубица.
Мир тесен - война сближает.
.
Двадцать шестое июля две тысячи двадцать третьего года близ города Орехов, рядом с которым вот те самые Пятихатки.
Наверное Вася теперь всегда при упоминании Пятихаток будет думать не про наши харьковские Пятихатки а про вот эти Пятихатки, под Ореховым. По крайней мере в в моём случае так - у меня и через девять лет  слово"счастье" не с эмоцией ассоциируется, с городом Счастье в посадках близ которого пацаны из моего подразделения полягли ни один из которых и своего тридцатилетия не встретил.
.
Да уж.
Не в Пятихатках Счастье. Такой вот получился географическо-финансовый афоризм напоследок.
.
26 июля 2023 год, близ Пятихаток которые не харьковские, 12:35 по Киевскому времени.