572 БПК Образцовый 12 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

572. БПК «Образцовый». 12 октября 1973 года.

Сводка погоды: Пятница 12 октября 1973 года. Пролив Скагеррак. Метеостанция Скаген (Дания). Географические координаты: 57.733, 10.633. Первое наблюдение: 01.01.1973. Последнее наблюдение: 31.12.2022. Максимальная температура воздуха +9.0°C, минимальная -2.0°C, средняя температура воздуха +4.4°C. Скорость слабого ветра 5 м/с (12-19 км/ч) или всего 3 балла по шкале Бофорта. Волны короткие, хорошо выраженные и покрыты полосами стекловидной пены (остатки былых штормов). Высота волн не выше 0,6-0,9 м. Эффективная температура воздуха ощущается как холодная +0.2°C.

Большой противолодочный корабль (БПК) проекта 31 «Образцовый» был в том соединении, в котором находились и мы, БПК «Свирепый», на особом счету, потому что в соответствии со своим статусом боевого корабля 2 ранга и наименованием «Образцовый» он просто был обязан быть образцовым во всём. Кроме этого, БПК «Образцовый» был просто очень красивым боевым кораблём 61-го проекта…

В 70-е годы XX века в советских вооружённых силах и на флоте всё, что как-то касалось военной техники, вооружений, кораблей, самолётов, танков и т.д., было секретным, составляло военную и государственную тайну, которые мы клялись строго хранить. Практически личный состав (военные моряки срочной службы) нашего корабля даже не знал точного наименования соединения ДКБФ, в котором мы служили. Мы знали только номер нашей воинской части в/ч 30923 и название нашей военно-морской базы – ВМБ Балтийск.

Кстати, до октября 1972 года все боевые корабли имели только бортовые номера, которые часто менялись (регулярно 1-2 раза в год и по необходимости во время крупных учений или на время БС). Практически БПК «Свирепый» стал первым современным кораблём нашего соединения, который получил возможность нести на кормовой доске своё имя «Свирепый», отлитое из блестящих полированных «золотых» латунных или бронзовых букв. БПК «Образцовый» тоже имел на бортах кормы своё имя…

Всё время подготовки нашего корабля к боевой службе в одиночном плавании в дальней морской зоне, с марта 1972 года по июль 1973 года, я не имел возможности близко рассмотреть или побывать на БПК «Образцовый», но много слышал о нём из уст ДМБовских годков нашего первого изначального экипажа БПК «Свирепый». Эти ДМБовские годки были высококлассными специалистами, но очень заносчивыми, грубыми, нарочито жёсткими и чересчур «принципиальными» во всём, что касалось военно-морской службы или жизни на корабле.

Эти ДМБовские годки с БПК «Образцовый» часто говорили: «Нас гнобили годки и мы будем гнобить вас, салаг, иначе вы настоящей флотской службы не поймёте». При этом они рассказывали, что на их корабле (БПК «Образцовый») они жили в кубриках, в которых невозможно было жить: летом духота и жара, а зимой «холодрыга и сырой колотун». По их рассказам выходило, что офицеры на БПК «Образцовый» - «звери», старпом Владимир Егоров – «зверюга, каких мало», мичмана – «дельные деляги», а матросы – «загнанные бобики», зажатые в строгие нормы корабельного и строевого уставов.

Единственное, чем они, ДМБовские годки с БПК «Образцовый», гордились, это были воспоминания о боевых службах на корабле и заходах в иностранные порты. БПК «Образцовый» был «визитным кораблём», то есть его часто посылали с визитами в разные страны, чтобы там любовались и гордились советским Военно-Морским флотом. Вот так образ БПК «Образцовый» у нас, свиреповцев, и у меня лично сформировался как заносчивый, отстранённый, строгий и высокомерный корабль и экипаж…

Вот и сейчас БПК «Образцовый» отстранённо, не вступая в общение и обмен информацией с нашим кораблём, а тем более с чем-то более существенным, просто нетерпеливо ждал, когда мы закончим принимать с танкера СМТ «Лена» пресную воду и освободим его. После чего БПК «Образцовый», как норовистая лошадь, набрал ход и «понёсся», подгоняя за собой танкер СМТ «Лена». Куда и зачем БПК «Образцовый» «понёсся» нам не сообщили…

Командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Е.П. Назаров никак не отреагировал на такое поведение командира БПК «Образцовый», хотя старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов и штурман командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров сдержанно выразили своё неудовольствие неотзывчивостью старших офицеров БПК «Образцовы». Известно: у каждого свои манеры, свой нрав, свой характер.

После окончания бункеровки с танкером СМТ «Лена», мы остались в том же районе пролива Скагеррак, в котором разрешено осуществлять бункеровку, заправку кораблей топливом, водой, передачу твёрдых грузов, а также сброс в море отходов и бытового мусора. Мы продолжили работы по Большой авральной приборке корабля, чтобы чистыми, умытыми, не пахучими прийти в родную базу, в Балтийск. При этом мы кого-то или чего-то ждали…

БПК «Образцовый» удалялся от нас. Я смотрел на него в наш корабельный бинокулярный призматический визир ВБП-451М. Вдруг я заметил, что к нему приближаются какие-то два вертолёта и доложил об этом вахтенному офицеру. Тот взял большой морской бинокль, внимательно рассмотрел всю картину на море и потребовал от сигнальщиков-наблюдателей доклад о типе этих вертолётов, а сам позвонил командиру корабля к нему в каюту, чтобы сообщить об увиденном и спросить о наших дальнейших действиях.

Дальность видимости в визир была предельная, но погода позволяла фотографировать и я, руководствуясь приказом разведотдела штаба нашего соединения: «Снимать всё, что творится вокруг корабля», сделал два снимка. Увы, тип вертолётов на такой дистанции только угадывался, поэтому сигнальщики-наблюдатели БЧ-4 точно доложить не смогли. Мы с вахтенным офицером немного поспорили об этих вертолётах, однако потом все вместе - вахтенный офицер, сигнальщики-наблюдатели и я – сошлись во мнении, что это были американо-натовские вертолёты типа: первый (слева на фотоиллюстрации) – OH-6 «Cayuse» (Хьюз OH-6 «Кайюс») и второй (справа на фотоиллюстрации) - Bell UH-1 Iroquois (UH-1 «Ирокез», или «Хьюи»).

Согласно нашему секретному справочнику образцов военной техники США-НАТО американский OH-6 «Кайюс» был лёгким многоцелевым вертолетом для наблюдения, оперативного (передового) авиационного контроля, авиационной поддержки, специального патрулирования; для перевозки личного состава и транспортировки небольших военных грузов, а также для эвакуации раненых и операторов сил специальных операций. Короче, это был типичный разведывательный и связной вертолёт.

Первый полёт OH-6 «Кайюс» совершил 10 лет назад, в 1963 году и производился с 1965 года по 1971 год. Этот вертолёт участвовал в войне США во Вьетнаме, где из 1422 вертолётов OH-6 «Кайюс» были сбиты 964 штуки, погибло 484 человека из их экипажей. Этот «американец» был не опасен БПК «Образцовый».

Второй американский вертолёт Белл UH-1 «Ирокез» был многоцелевым и ударным, противокорабельным. Этот вертолёт был одним из самых известных и массовых в истории вертолётостроения, серийно производился с 1960 года. Как вертолёт огневой поддержки он оснащался двумя пулемётами М60 калибра 7,62 мм и двумя блоками неуправляемых ракет НУР калибра 70 мм (по 7 или 19 ракет).

Вот эти два американских, или датских (?), «жука» назойливо жужжали своими мощными двигателями и всё норовили подлететь ближе к БПК «Образцовый» на уровне правого крыла ходового мостика. Мы издали наблюдали за происходящим в постоянном режиме Боевой тревоги №1, но активных действий не предпринимали, на связь в радиоэфир не выходили, а БПК «Образцовый», по своему обыкновению, как шёл своим курсом, так и шёл – «Видал он этих американо-датчан в гробу, в белых тапочках»…

Да, большие противолодочные корабли проекта 61 и 61М были не только мощными, не только мореходными, не только хорошо вооружёнными, но и просто красивыми. Их корабельная красота вызывала заслуженное уважение и признание у всех, даже у завистливых американцев, немцев, датчан и всяких там шведов. Наш БПК «Свирепый» проекта 1135 типа «Буревестник» тоже внешне был красив и лучше вооружён противолодочным оружием, чем БПК «Образцовый» 61-го проекта, но корабли 61 проекта были первыми и именно их американо-натовцы с восхищением прозвали «поющими фрегатами» за их характерный «самолётный» свист корабельных турбин на форсаже…

Кстати, БПК «Образцовый», как и все предыдущие корабли проекта 61, назывались СКР (сторожевой корабль), а мы – БПК (большой противолодочный корабль), но это было 19.05.1966 года, после чего все противолодочные корабли начали называть БПК.

Всего БПК пр.61 было построено 19 единиц. Первым головным кораблём пр. 61 был СКР-24 (с 9.10.1962 года – «Комсомолец Украины»), заводской номер 1701, заложен в Николаеве на «ССЗ №445 им. 61 коммунара» (с 1962 года – «ССЗ им. 61 коммунара») 15.09.1959 года, спущен на воду 31.12.1960 года, вступил в строй ВМФ (ЧФ) 31.12.1962 года.

СКР-2 (с 17.02.1965 года – СКР «Образцовый»), заводской номер № 752, заложен был в Ленинграде на «ССЗ им. А.А. Жданова» 29.07.1963 года спущен на воду 23.02.1964 года и вступил в строй ВМФ (ДКБФ) 29.09.1965 года. СКР «Образцовый» был 16-м кораблём проекта 61 типа «Комсомолец Украины».

Тактико-технические данные СКР-БПК пр. 61:

Водоизмещение, т: стандартное: 3465, полное: 4315.
Размеры, м: длина: 144, ширина: 15,8; осадка: 4,47.
Скорость полного хода, уз: 35,5.
Дальность плавания: 3500 миль (18 уз), 3100 миль (24 уз), 2000 миль (30 уз), 1520 миль (34 уз).
Автономность, суток: 10 (кстати, автономность БПК-СКР пр.1135: 30 суток).

Силовая установка:
2х36000 л.с. ГТА М-3,
2 ВФШ,
4 ГТГ ГТУ-6 по 600 квт,
2 ДГ ДГ-200/П по 200 кВт.

Вооружение:
4х1 ПУ КТ-15М-БРК ПКРК «Термит» (4 ПКР П-15М (4К51))
2х2 ПУ ЗИФ-101 ЗРК М-1 «Волна» (32 ЗУР В-600 (4К90))
2х2 76 мм АК-726 (2400 выстрелов) – 2 СУ МР-105 «Турель»
4х6 30 мм АК-630М (12 000 выстрелов)
1х5 533 мм ПТА-53-61 (5 торпед 53-57, СЭТ-53) – ПУТС «Тифон-61»
2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (192 РГБ-60) – ПУСБ «Буря»
2х6 РБУ-1000 «Смерч-3» (48 РГБ-60)
22 мины ИГДМ-500 или 14 мин КАМ или 18 мин КБ «Краб» или 16 мин КСМ или 14 мин «Серпей»
Акустический охранитель БОКА-ДУ
ВПП для вертолета Ка-25

Радиотехническое вооружение:
2 РЛС общего обнаружения МР-300 «Ангара»,
НРЛС «Дон»,
РЛС РЭБ «Краб-11» (на СКР-2 «Образцовый» установлена в ходе эксплуатации),
РЛС РЭБ «Краб-12» (на СКР-2 «Образцовый» установлена в ходе эксплуатации),
РЛС РЭБ МР-262 «Ограда» (на СКР-2 «Образцовый» установлена в ходе эксплуатации),
РЛС РТР «Бизань-4Б»,
РЛС РТР МРП-13-14.

Аппаратура госопознавания и навигационное оборудование:
2 запросчика «Никель-КМ», 2 ответчика «Хром-КМ»,
радиопеленгатор АРП-50Р.

Гидроакустическое вооружение:
ГАС МГ-312 «Титан»,
ГАС МГ-311 «Вычегда».

Оборудование систем управления:
ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»,
станция обнаружения радиационного кильватерного следа ПЛ МИ-110Р (на СКР-2 «Образцовый» установлена в ходе эксплуатации),
станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110К (на СКР-2 «Образцовый» установлена в ходе эксплуатации),
БИУС «Планшет-61»,
СУ вооружением «Пульт-61М».

Комплекс РЭБ:
ПК-16 (4 ПУ КЛ-101) – 128 выстрелов АЗ-ТСТ-60.

Экипаж, чел:
всего - 266 (22 офицера, 18 мичманов).

СКР-БПК «Образцовый» за свою флотскую жизнь имел следующие бортовые номера: 080 (1965 г.), 501 (1966 г.), 190 (1967 г.), 564 (1967 г.), 504 (1967 г.), 501 (1971 г.), 518 (1972 г.) и в 1974 году – б/н 501, в 1975 году – 520, в 1976 году – 514, в 1978 году – 430, в 1982 году – 425, в 1983 году – 446, в 1985 году – 433 и в 1990 году - 435.

30 июня 1993 года БПК «Образцовый» проекта 61 будет списан из ВМФ СССР, разоружён, продан за иностранную валюту и в 1994 году уведён из Лиепаи (Латвия) на слом в Бильбао (Испания)…

А пока этот гордый красавец, БПК «Образцовый» 128 бригады ракетных кораблей 12-й дивизии надводных кораблей ДКБФ, мощно, но тонко звеня своими маршевыми турбинами, не обращая внимание на назойливых «вертолётных мух» США-НАТО, шёл экономических ходом по своим делам в проливе Скагеррак. Мы проводили его долгими взглядами и мысленными пожеланиями попутного ветра и семи футов под килем, но расстались мы ненадолго…

Фотоиллюстрация из личного ДМБовского фотоальбома автора: 12 октября 1973 года. Пролив Скагеррак. СКР-БПК «Образцовый» 128 БрРК 12 ДиНК ДКБФ «атакован» двумя натовскими вертолётами: разведывательным OH-6 «Cayuse» (Хьюз OH-6 «Кайюс») и ударным Bell UH-1 Iroquois (UH-1 «Ирокез», или «Хьюи»), предположительно ВМС Дании. Снимок сделан автором через корабельный перископический визир ВБП-451 на пределе видимости.