Анна. гл. 2. Творчество. Ч. 2

Галина Дейнега
Начало http://proza.ru/2023/03/23/524

На фото Анна Маратканова

Чась 2.УЧЁБА

«Не бойся, что не знаешь,
бойся, что не учишься»,
(Лао Дзи, VI - V века до н. э.)

— Припачкаем холст тонировкой, — начинает Сахаров урок и деликатненько шаг за шагом на холсте появляются: небо, облака, река, деревья, их отражение в воде…
Картина!

О периоде обучения у Сахарова Анна вспоминает так: «Мало кто верил, что я хочу заняться живописью, продолжить дело своей сестры, преподавать мастер-классы. Сомневались, что так можно справиться со своими эмоциональными моментами. Близкие моей семьи, друзья и родственники поделились на два лагеря: первый лагерь поддерживал, помогал; второй возмущался: «Что ты начинаешь? Куда ты лезешь? Ты же не художник. Таня была художник, а у тебя не получится». Обожаю подобные реплики.
Все мои глобальные сомнения в душе так и оставались со мной. Что есть я? Чего хочу от жизни? Куда по жизни иду? Я должна была найти ответы на эти вопросы.
Недавно на день рождения подруга, произнося тост, сказала так: «Аня, ты человек, которому, если пришла идея в голову, начинает искать пути, как реализовать эту идею». Многие, когда приходит к ним идея, пытаются найти отмазки, почему это нельзя сделать. Ищут оправдания, чтобы идею не реализовать, но хотят, чтобы она реализовалась.
Без страданий, творческого поиска, без испытаний, без переживаний, без ошибок результата не будет! Благодаря этому мы учимся, растём».

— Да, — соглашаюсь я, — человек допускает ошибки. А что такое ошибка? По определению это непреднамеренное, случайное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей, разница между ожидаемой и реальной величиной. Плывя по течению «правильной» жизни, не рискую, не пробуя, не испытывая, не экспериментируя можно не допустить ошибок. Но, проходя жизненные уроки, именно ошибки и заставляют нас меняться. Кстати, иронический поэт Георгий Фрумкер заметил: «Мужчина отличается от женщины тем, что перед совершением ошибки, всё тщательно продумает». Таков мужской взгляд.

— Мудрость и ум не даются нам от рождения. Именно, совершая эти глупые ужасные неправильные вещи, мы, приобретая мудрость, становимся индивидуальностями. Да покажите мне этого идеального. А кто решает что правильно, а что нет? Есть люди, которые стеснятся своего прошлого, своих ошибок, не принимают себя нынешнего. Всегда легче убежать, переложить ответственность, а лучше забыть. Забыл, значит, и не было.

Я внимательно слушала откровения Анны о периоде учёбы, о важном повороте в её жизни.

— То был период, когда мой мозг очистился от воспоминаний, от не нужной информации. Не нужных сведений. Он хотел впитывать. Очень хотел нового. Я удивлялась каждому новому мазку. Ощущала радость. Это потрясающее ощущение! Словно картина — это твой ребёнок. Но юношеский максимализм ещё никуда не делся, и если не получалось – это трагедия. Из крайности в крайность. Я очень насыщена была началом учёбы.

Вспомнила Анна цитату из книги «Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо» современного  американского писателя Марка Мэнсона: «Стремление к более позитивному опыту — само по себе негативный опыт. И, как ни парадоксально, принятие негативного опыта — позитивный опыт». Она помогла ей действовать, войти в диалог с родственниками.

«Сейчас, когда видят мои результаты, — продолжила Анна, — гордятся все. Но никто не знает, каково было проходить этот путь. Как тяжело идти, долбить лбом стену, когда тебе не верят.
Я научилась понимать себя. Кто я? Что я хочу? Что мне нужно? Для чего я хочу это сделать?
В начале моего творческого пути, я как губка жадно впитывала информацию. Я уже тогда поняла, что хочу идти на художника универсала, который хочет знать и уметь всё. В принципе это черта моего характера — хотеть всё. Но «хочу всё!» в двадцать один и после тридцати отличаются. А сейчас я больше следую мудрым продолжением.
Всю  жизнь я была уверена, что не стоит особо напрягаться, не надо стараться. Есть мама, старшая сестра. Считала, что в нашей семье художник Таня. И этого достаточно. Я же безумно любила алгебру, черчение, химию. Хотя характер мой не давал мне возможность хорошо учиться. И я начала учиться рисовать. Получалось! А когда ты считаешь, что не способен на такое, а оно вылетает их твоих рук, и вылетает потрясающе, ты даже не сразу понимаешь, что это делаешь ты. Очень странно, но очень круто! Чтобы заставить себя понимать, что это делаю я, все свои картины подписывала в правом нижнем углу огромными буквами: Марактанова. Когда смотришь на эту подпись, понимаешь, что это ты сделал. Пришлось так с собой бороться, чтобы понять, что создаёшь такие вещи, не предполагая, что можешь».

На мой вопрос: «Зачем надо было стать профессиональным художником?» получила ответ: «Чтобы жизнь прожить не бесцельно. Чтобы оставить след на земле. Чтобы моим успехами гордились».

Довольный успехами Анны, Сахаров разрешил ей преподавать. Она провела несколько уроков в Киеве и вернулась в Севастополь.
Продолжение http://proza.ru/2023/07/27/450