Франко Баттиато - профессор на эстраде

Юрий Язовских
Если вы не знаете, кто такой Франко Баттиато – не беда. Его на просторах СНГ (бывшей «одной шестой части суши») почти никто не знает. Если провести соревнование среди итальянских суперзвезд эстрады на предмет того, кто из них совершенно неизвестен в странах бывшего СССР, то Баттиато без проблем войдет в тройку победителей.

Почему не сложился роман у нас и Баттиато – не очень понятно. Хотя почти все 1970-е этот музыкант занимался музыкой, далекой от массового слушателя, на рубеже 70-80-х он стал исполнять вполне доступные для публики эстрадные композиции. На его мегапопулярном альбоме «La voce del padrone» (1981) есть минимум 2 песни, которые могли бы стать хитами в СССР, но до нас они так и не добрались. В результате имя Баттиато осталось терра инкогнита для советских любителей музыки.
 
…Франко Баттиато родился на Сицилии в далеком 1945 году, но настоящим сицилийцем не стал. Когда он подрос, то не стал приобретать лупару, чтобы влиться в ряды мафии, а отправился на враждебный север и осел в Милане, где занялся музыкой.

Начал он свою музыкальную карьеру в середине 60-х с написания и исполнения песен протеста, затем переключился на поп-композиции, но вскоре погрузился с головой в экспериментальную музыку. И погрузился надолго. Лишь в 1979 году в карьере Баттиато происходит возвращение к поп-музыке на альбоме «Lera del cinghiale bianco» с потенциальным одноименным хитом. Но поначалу успеха у публики новоявленный поп-исполнитель не имел. Виной этому, вероятно, были сложные для эстрады тексты.

Зато когда на пластинке «La voce del padrone» эти тексты авторства Баттиато предстали в обрамлении написанных им зажигательных мелодий, итальянцы устоять не смогли. Взлет Баттиато к славе можно сравнить со вспышкой сверхновой звезды, хотя вспыхнула она не сразу. Поначалу итальянцы никак не могли распробовать альбом (видимо, расшифровывали загадочные слова автора) и лишь через полгода после выхода на Апеннинах началась настоящая «баттиатомания».

https://music.yandex.ru/album/15667708
 
В итоге альбом «La voce del padrone» стал самым популярным диском 1982 года, непрерывно удерживая 1-ю позицию в чартах с марта до осени того года, а его тираж в Италии превысил 1 млн. экземпляров, что было исключительным явлением для Италии тех лет. Ни у Челентано, ни у других звезд итальянской эстрады не было подобных достижений.   

Такой успех весьма удивляет, учитывая пристрастие Баттиато к заумным текстам песен, в которых находили отражение его увлечения эзотерикой, философией, суфийским мистицизмом и медитацией. Даже зная итальянский язык, не всегда можно понять, о чем он поет, поскольку в текстах композиций содержится масса культурных отсылок. 

Песня «Cuccurucucu» - один из главных шлягеров Баттиато. Казалось бы, перед нами просто приятная танцевальная композиция с запоминающейся фразой «Куккурукуку палома», но оказывается в ней масса отсылок – в основном, к другим песням (собственно «Куккурукуку палома» является названием одной известной композиции 50-х гг., которая была знакома и в СССР). Вдобавок ко всему песня исполняется на 2-х языках – итальянском и английском. Не меньше культурных отсылок содержится и в песне «Bandiera Bianca» с того же альбома.

Еще один танцевальный хит Баттиато – «Centro di gravita permanente» («Постоянный центр тяжести») в припеве содержит такие строки: «Я ищу центр постоянного притяжения, чтобы не приходилось менять взгляды на вещи и людей..», а в самом тексте упоминаются иезуиты, дворец императоров династии Мин, дороги Пекина, русский хор, английский панк, фри-джаз. Предполагается, что текст песни навеян увлечением Баттиато теориями Георгия Гурджиева. Для танцевальной композиции подобный текст представляется странным, но таков Баттиато - настоящий профессор философии на итальянской эстраде.

Я отнюдь не случайно назвал его профессором. Дело здесь не только в его своеобразной поэзии, рассчитанной скорее на студенческую аудиторию, чем широкую публику, но и в том, как выглядел сам Баттиато на эстраде. Он действительно больше напоминал не поп-звезду, а профессора, когда выходил на сцену в своем помятом костюмчике. Казалось, что этот немолодой мужчина сейчас будет читать лекцию, но «профессор» затягивал «куккурукуку…».

https://music.yandex.ru/album/35848/track/356530

Разумеется, не все песни этого исполнителя были столь сложными для понимания. Одна из самых популярных композиций Баттиато – «Voglio vederti danzare» («Хочу видеть тебя танцующей», 1982), которая практически не нуждается в дешифровке, хотя и при ее прослушивании не помешает наличие минимального кругозора, чтобы понимать, кто такие балийцы, кружащиеся дервиши и ритм «семь восьмых».

Все 80-е годы Баттиато оставался одним из самых популярных итальянских исполнителей, хотя таких альбомов как «La voce del padrone» у него больше не было. В этот период на его счету 2 больших шлягера: «La staglione dell ;amore» (1983) и «I treni di Tozeur» (1985).

Примерно на протяжении лет десяти, с середины 80-х, Баттиато снова занимается различными экспериментами, пишет музыку для оперы и балета, но не перестает записывать и поп-альбомы. Лично меня творчество Франко в этот период не вдохновляет. Итальянского языка я не знаю, а интересных мелодий на дисках Баттиато я не нашел.

Новый творческий этап в жизни «профессора» начался с альбома 1998 года «Gommalacca». Если свои главные хиты Баттиато записал в начале 80-х, то лучшие диски в музыкальном плане у него выходят в конце 90-х – в начале 21 века, когда Франко стал приближаться к пенсионному возрасту. Я рекомендую помимо «Gommalacca» прослушать альбомы «Ferro battuto» (2001), «Dieci stratagemmi» (2004) и «Apriti sesame» (2012). Особенно хорош «Ferro battuto».

Многие последние работы «профессора» представляют собой нечто среднее между поп- и экспериментальной музыкой, и звучат очень современно – эти песни должны понравится тем, кто рос на Morcheeba и Kosheen. Более традиционный альбом – «Apriti sesame», который по своему минорному настроению несколько напоминает песни Челентано того же времени.

Баттиато был активен на музыкальном поприще уже в весьма солидном возрасте, выпуская альбомы с различными музыкантами и принимая участие в концертах (последний раз он вышел на сцену в сентябре 2017г.). Но в последние годы жизни Франко тяжело болел и умер в мае 2021 года, в возрасте 76 лет.