4. Трезвое видение самого себя

Моисей Харитонов
(Le texte francais suit le texte russe)

Отец Натана Фитоусси, доверяясь раву и доверяя ему существенное воспитующее влияние на сына, «проиграл» жизнь сына. Это побуждает к перепроверке того, каким действительно является воспитующее влияние равов Центра Раши на вверенных им людей. Действительное влияние - в оболочке красивых деклараций из толкований текстов Торы.

Человек, управляемый в своем видении мира и в своем поведении той системой личностных качеств, которая обозначена равом, должен:

- сознавать свои ресурсы в соотнесении с тем, какие благоприятствующие возможности (opportunities favorables)и угрозы (des menaces; threats) возможны в контекстной среде проживания,
- эффективно использовать эти ресурсы в обеспечение дления и качества данной ему линии ЖИЗНИ.

Цитирую рава Элияху Узана:

«Муссар требует проверки совести. Тогда человек оказывается свидетелем, обвинителем и судьей одновременно. Его поиск истины позволит ему выявить малейшую слабость в своем поведении».

Мне представляется, что в моей попытке исследования проблемы *Возможности генеративного поведения израильского еврейского отца будущего солдата или уже служащих в армии сына/дочери* - рав может увидеть, при некоторых колебаниях, целесообразность ПРАВДИВОГО  собеседования со мной.

/себя я скромно обозначил красным цветом в массе адресатов посланий рава на рисунке в главке «3. Ориентиры от рава его ведомым»/

ПРАВДИВОГО, в данном случае, это означает преодоление «черт характера, на которые мы спотыкаемся каждый день»:

- у него достанет собранности для честной рефлексии с критической самооценкой 1.своей привычной настроенности не расходовать себя на содержательное общение с не говорящим на иврите и французском выходце из страны с коммунистическим прошлым. Для рефлексии своего поведения под углом соответствия Миссии, Цели и конкретным задачам; конкретная задача - не упустить оказать целесообразное влияние на «странного» человека, ведомого непонятными мотивами.

В этом проявится и «смирение перед лицом гордыни», и «неприкрытость вместо хвастовства=имитации роли компетентного наставника»:

- декларируемая устремленность «распространять ценности Мусара среди публики», в конкретной ситуации моего к раву обращения, предполагает осуществление им функции Машгия - помощи мне в выработке и осуществлении «конкретного решения для улучшения моего поведения» - 1.проявления воли и собранности в проработке концепции генеративного поведения отца будущего или уже солдата и 2.проявления решимости и организованности в обращении к конкретным отцам с такой ситуацией. 

Воля и организованность рава к такому содержательному собеседованию вместо ложной отговорки от такого собеседования было бы:

- проявлением «правдивость перед лицом лжи».

Предполагаю, что предъявляемые мною модели будут комментироваться с использованием проверяемых/достоверных и РЕЛЕВАНТНЫХ фактов, связываемых логикой причинно-следственных отношений. И без умолчания о конкретных релевантных факторах и их места в системе отношений.

Цель обсуждения - 1.формирование концептуальной модели поведения отца, по-настоящему озабоченного жизненной перспективой своих сына/дочери с учетом периода армейской службы; 2.определения компетентностей и содержания работы равов с отцами.

Попытаюсь определить поведенческую цель, на формирование которой направлено ориентирующее воздействие рава.

Структуру цели вижу в концепции SMART (S - specified, специфицированная, конкретно определенная в целевом состоянии; M - measured, размерно определенная; A - achievable, достижимая при располагаемых и доступных ресурсах в сочетании с возможными благоприятствующими факторами и угрозами в контекстной среде; R - relevant, релевантная СУТИ, ЖИЗНЕННОЙ МИССИИ конкретного человека; T - time-bound, согласованной с течением времени).

Позиция 7 на рисунке к главке «1. Жизненная миссия Отца» показывает, что американский рав в толковании Торы для своей аудитории традиционное  понимание эффективного поведения дополняет самыми современными результатами творческого осмысления проблемы эффективности проживания.

Конкретизирую компоненты Цели с использованием определений из публикации рава Элияху Узана.

Релевантность Цели для Отца солдата /или будущего солдата/:

- готовность бескорыстно поступиться своими интересами во имя бОльшей цели (жизненной Миссии) = обеспечение жизненной перспективы для многих других («великодушие»).

Конкретность Цели:

- отсутствие злопамятства, снисходительность, борьба против зависти и скупости, спокойствие и твердость при встрече с опасностью и неприятностью, возвышение над мстительностью («великодушие»);
- принятие жизненных невзгод и бытовых проблем без печали в сердце, а с поиском способа выйти из трудного положения («смирение»);

- готовность бескорыстно помогать, прощать, проявление  такой готовности - проявление доброты к тем, кто этого, в каком-то аспекте, не заслуживает, и прощение тех, кто, в некотором аспекте, заслуживает наказания («милосердие»).

Достижимость Цели:

- удовольствие от актов доброжелательности, побужденность презирать несправедливость и подлость.
- побужденность жертвовать личным спокойствием, интересом и безопасностью ради достижения полезных и благородных целей («великодушие»).
- трезвое видение самого себя. Прежде всего, видит собственные недостатки, затем - смотрит за недостатками других, … если он действительно виноват - винит только себя («смирение»).
- склонность сообщать достоверную информацию. Побужденность и способность давить позывы к сознательному искажению истины, высказываемого с целью введения кого-либо в заблуждение («правдивость»). 
- нескрываемость, откровенность, обнаженность, очевидность, явность, неприкрашенность сознавания и проявления своих достоинств, успехов и прочих качеств («неприкрытость»)

Мера, шкала уровней каждого элемента, пока, не обсуждается.И естественно оговориться о необходимости рассмотрения динамики существенных факторов и отношений во времени.

Все компоненты цели S, M, A, R, T взаимообусловлены.

4. Une vision sobre de soi
 
Le pere de Nathan Fitoussi, faisant confiance au rabbin et lui confiant une influence educative non negligeable sur son fils, a "perdu" la vie de son fils. Cela invite a reexaminer ce qu'est reellement l'influence educative des rabbins du Centre Rachi sur les personnes qui leur sont confiees. La varitable influence est dans la coquille de belles declarations de l'interpretation des textes de la Torah.
 
Une personne qui est controlee dans sa vision du monde et dans son comportement par ce systeme de qualites personnelles, qui est indique par Rav, doit:
 
- etre consciente de ses ressources par rapport a quelles opportunit;s favorables et menaces sont possibles dans le cadre de vie contextuel
- d'utiliser efficacement ces ressources pour assurer la duree et la qualite de la ligne de VIE qui lui est donnee.
 
Citant le Rav Eliyahu Uzan:
 
«Mussar exige un test de conscience. Alors la personne devient a la fois temoin, accusateur et juge. Sa recherche de la verite lui permettra de reveler la moindre faiblesse dans sa conduite».
 
Il me semble que dans ma tentative d'etudier le probleme *La possibilite d'un comportement generatif du pere juif israelien d'un futur soldat ou fils/fille servant deja dans l'armee* - le rabbin peut voir, avec une certaine hesitation, l'opportunite de un VRAI entretien avec moi.
 
/Je me suis modestement marque en rouge dans la masse des destinataires des messages du Rav dans la figure du chapitre «3. Reperes du rabbin a ses disciples»/
 
VRAI, dans ce cas, cela signifie surmonter «des traits de caractere sur lesquels nous trebuchons tous les jours»:
 
- il aura le sang-froid d'une reflexion honnete avec une auto-evaluation critique sa disposition habituelle; ne pas se depenser en communication significative avec un non-hebreu et francais natif d'un pays au passe communiste. Reflechir a leur comportement sous l'angle du respect de la Mission, de l'Objectif et des taches specifiques; la tache specifique est de ne pas manquer d'avoir une influence opportune sur la personne «etrange», motivee par des motifs incomprehensibles.
 
Cela manifestera a la fois "l'humilite face a la fierte" et "la nudite au lieu de la vantardise = imitation du role d'un mentor competent":
 
- l'aspiration declaree a "disseminer les valeurs de Musar aupres du public", dans la situation specifique de mon recours a la droite, implique la mise en oeuvre de la fonction de Mashgiya - m'aidant a developper et a mettre en oeuvre "une solution specifique pour ameliorer mon comportement" - 1. manifestation de volonte et de sang-froid dans l'elaboration du concept de comportement generatif du futur pere ou deja soldat et 2. manifestations de determination et d'organisation en s'adressant a des peres sp;cifiques confrontes a une telle situation. 
 
La volonte et l'organisation du Rav pour un tel entretien significatif au lieu d'une fausse excuse pour un tel entretien seraient:
 
- une manifestation de "la sincerite face aux mensonges".
 
Je suppose que les modeles presentes par moi seront commentes a l'aide de faits varifiables/fiables et CONNEXES relies par la logique des relations de cause a effet. Et sans silence sur les facteurs specifiques pertinents et leur place dans le systeme de relations.
 
L'objectif de la discussion est 1. de former un modele conceptuel du comportement d'un pere reellement soucieux des perspectives de vie de son fils/fille, en tenant compte de la periode de service militaire; 2.determination des competences et du contenu du travail des rabbins aupres des peres.
 
Je vais essayer de determiner le but comportemental dont la formation est dirig;e par l'influence orientatrice du Rav.
 
Je vois la structure de l'objectif dans le concept SMART (S - specifie,  specifiquement defini dans l'etat cible; M - mesure, dimensionnellement determine; A - realisable, realisable avec des ressources disponibles et disponibles en combinaison avec d'eventuels facteurs favorables et menaces dans l'environnement contextuel; R - pertinent, pertinent pour l'ESSENCE, la MISSION DE VIE d'une personne en particulier ; T - limit; dans le temps, coh;rent dans le temps).
 
Position 7 dans la figure du chapitre «1. La mission de vie du pere» montre que le rabbin americain, en interpretant la Torah pour son public, complete la comprehension traditionnelle du comportement efficace avec les resultats les plus modernes de la comprehension creative du probleme de l'efficacite de la vie.
 
Je concretise les composantes du But en utilisant les definitions de la publication du Rav Eliyahu Uzan.
 
Pertinence du But pour le Pere d'un militaire /ou futur militaire/:
 
- disposition a sacrifier desinteresse ses interets au nom d'un but plus grand (Mission de vie) = donner une perspective de vie a beaucoup d'autres ("generosite").
 
Specificite du But:
 
- absence de vindicte, indulgence, lutte contre l'envie et l'avarice, calme et fermete face au danger et aux ennuis, s'elever au-dessus de la vindicte («generosite»);
- acceptation des difficultes de la vie et des probl;mes quotidiens sans tristesse dans le c;ur, mais avec la recherche d'une issue ; une situation difficile ("humilite");
- la volonte d'aider de maniere desinteressee, de pardonner, la manifestation d'une telle volonte est une manifestation de gentillesse envers ceux qui, a certains egards, ne le meritent pas, et le pardon de ceux qui, a certains egards, meritent une punition ("misericorde").
 
Atteignabilite du But:
 
- plaisir des actes de bienveillance, impulsion a mepriser l'injustice et la mechancete.
- l'impulsion a sacrifier la paix personnelle, l'interet et la securite pour atteindre des objectifs utiles et nobles ("generosite").
- une vision sobre de soi. Il voit d'abord ses propres defauts, puis il s'occupe des d;fauts des autres, ... s'il est vraiment ; bl;mer, il ne s'en prend qu'; lui-m;me («humilite»).
- la tendance a rapporter des informations fiables. L'impulsion et la capacite de supprimer l'envie de deformer consciemment la verite, exprim;e dans le but d'induire quelqu'un en erreur ("veracite"). 
- l'ouverture, la franchise, la nudite, leevidence, l'evidence, la conscience sans fioritures et la manifestation de ses merites, reussites et autres qualites ("non deguise").
 
La mesure, l'echelle des niveaux de chaque element, n'est pas encore discutee. Et il est naturel de faire une reserve quant a la necessite de tenir compte de la dynamique des facteurs significatifs et des relations dans le temps.
 
Toutes les composantes du but S, M, A, R, T sont interdependantes.