Табакерка

Лана Вальтер
Табакерка
Примерно такое название я придумала и пока оставлю. А речь, собственно, идет о том, что иногда ни фотографии, ни описания, ни чужие впечатления не оправдывают ожиданий путешественника: реальная действительность преподносит сюрпризы.

 Так случилось с замком св. Ангела и Кампо деи Фиори (иногда пишут Фьори).
Я думала, когда читала про замок св. Ангела, что это замок в общепринятом представлении. Когда посмотрела его фотографии, мне показалось, что, возможно, они не отражают почему-то его особенной красоты и изящества.

Да простят меня итальянцы и древние римляне, но судя по изображениям - это же просто гигантская каменная табакерка! С несуразной крышкой из надстроек различных эпох. Ах, ну так, конечно! Ему и не предназначалось блистать в голубом небе разноцветными флагами, золочеными флюгерами, остроконечными крышами и витиеватым каменным орнаментом.

Чем  только ему не довелось побывать, и чего только не помнят его стены. А ему почти 2000 лет! Сначала он был мавзолеем для императора Адриана (в 130 году нашей эры он решил его построить и упокоить там свои бренные останки и останки членов своей семьи). Потом замок был усыпальницей других королей, резиденцией пап, сокровищницей, крепостью и, наконец,  тюрьмой.

Говорят, что дыры в стенах - это миниатюрные камеры (внутрь мы, к сожалению, не заходили). Среди самых известных узников замка были Галилей Галилео и Джордано Бруно. Да.

Но, вот в чем странный эффект присутствия и непроизвольного соизмерения реальных объектов со своим личным физическим размером проявляется: чем ближе к замку подходишь, тем величественнее и красивее он становится. Оказавшись рядом с его древними кирпичными стенами, глядя снизу вверх на зубцы, поросшие зелеными вьюнами, на то ли арки, то ли окна, на скромные, но изящные украшения из камня, я невольно ощутила его магическое действие, мощь и красоту.

Теперь замком св. Ангела музей, и, как говорят, самый посещаемый памятник архитектуры. Мы только заглянули туда за неимением времени. А вот на ров посмотреть спустились - когда-то он охранял замок. А теперь «работает» местом для любителей утренних и вечерних пробежек, прогулок с детьми и выгула собак.

Ну, да. Никого не коробит это соседство. Что есть, то есть, к сожалению, а, может быть, нет. Пусть уже людям пригодится для полезного дела и теперь.

В аллеях пиний возле стен замка идет торговля сувенирами, работают маленькие ресторанчики, периодически устраиваются выставки и ярмарки. И это хорошо, значит, очередной раз, еще на одном временном витке, замок не потерял значения и сумел вписаться в окружающую действительность.

Цветы. Кампо деи Фиори

Когда я собиралась в Рим, у меня было два обязательных домашних задания для знакомства с ним. Первое - это замок Ангелов, для меня он представлялся совершенно загадочным и мрачным объектом и Площадь цветов (Кампо деи Фиори), потому что именно там сожгли Джордано Бруно. Потом к этим заданиям уже в Риме добавились сами собой площадь Испании и Венеции, т.к. они были достопримечательностями на слуху и определенными точками ориентира в городе.

И если с замком Ангелов все обстояло более-менее понятно, он находился недалеко от Ватикана, то Площадь цветов, судя по карте, пришлось бы поискать.
Оказалось на самом деле все довольно просто. Туристы из группы - люди общительные и делятся своим опытом с удовольствием.

С площади Навона нас направили примерно так: выйдете в проход налево, там стоит памятник какому-то мужику (Марко Мингетти (1818-1886) - итальянский политик и государственный деятель), идите мимо, а за ним пройдете сразу на площадь. Так все и случилось.

И, ой! Что же это такое? Площадь цветов оказалась совсем не такой, какой я ее ожидала увидеть, а маленькой, просто крохотной, может оттого, что на ней не было буквально свободного места. Все заполонили рынок и люди! Разноэтажные, но невысокие дома (так и хочется написать домишки, чем-то напоминающие Золотую улочку в Праге), пристройки и надстройки к ним, разных стилей и цветов от кирпичного до светло-желтого с садиками на крышах, тесно обступили ее со всех сторон.

На таком небольшом пространстве столько эпох! Все они существуют теперь для нас одновременно и естественно. В этих памятниках старинного зодчества живут люди, совершенно не испытывая к ним никакого пиетета. Несмотря на такую архитектурную сумятицу, площадь выглядит уютной, светлой и радостной (может от приветливых улыбок и веселых голосов продавцов) и какой-то совершенно итальянской.
 
Есть достопримечательности, которые посещают (вот именно - посещают) все, а есть места, в которых ты хочешь прожить хотя бы одно мгновение, увидеть, узнать, почувствовать и оставить в своей памяти. Это о ней. О Кампо деи Фиори.

В средние века здесь проводили публичные казни. И на этом крохотном пятачке (возможно, конечно, что столько веков назад она была намного больше, не зря же ее название произошло от цветущего поля в дословном переводе) 17 февраля 1600 года  был заживо сожжен Джордано Бруно «за неуместные писания и мысли», а так же за антихристианские взгляды и утверждение, что Вселенная бесконечна и существует вечно, что в ней находится бесчисленное количество миров, каждый из которых по своему строению напоминает коперниковскую Солнечную систему.

В центре площади в 1887 году был сооружен памятник Джордано Бруно. Он  изображён стоящим во весь рост, с перекрещенными руками, в которых держит книгу, с головой, покрытой капюшоном и смотрит на Ватикан с немым укором.

 Джордано Бруно никогда не бывает одинок. На нем часто сидят голуби, влюбленные назначают свидания, а вокруг шумит с утра до обеда настоящий итальянский рынок. Говорят, что здесь можно купить самые свежие фрукты, овощи, рыбу, мясо и зелень в Риме. Над площадью витает слабый и очень приятный аромат специй. Глаза разбегаются от бутылочек, баночек, итальянских сапожков с оливковым маслом. Тут же продают сувениры, мелочи из одежды и, конечно, цветы. А вечером площадь меняет свое лицо, маленькие ресторанчики и кафе предлагают романтический вечер и римскую кухню.

Площадь Венеции

Наш гид сказал, что исторический Рим – небольшой город и заблудиться в нем почти невозможно. Ага. Нет возражений, но слово «почти» имело для нас многообещающий смысл. Мы все-таки там пару раз потерялись, но нашли даже больше, чем искали. Так обычно и бывает, когда отправляешься без провожатых в свободное плавание. Этот экстрим я люблю больше всего, он-то и позволяет лучше узнать и полюбить город.

Маршрут наш пролегал от Ватикана до площади Испании, вот тут мы заблудились и почему-то сначала вышли к фонтану Треви, большая часть которого реставрировалась.
Когда бродишь с картой по городу, не все бывает гладко, как на бумаге. Дома, переулки, дороги, маленькие площади, какие-то повороты и вот наступает момент, когда ты уже не понимаешь, где находишься. Не всегда можно найти название улочки или площади на домах. А если найдешь, то оказывается, что как раз этого-то названия на твоей затертой и прямо-таки уже замусоленной карте, нет.

 И начинается кручение и верчение, пока взгляд не упрется, наконец, на какой-то очевидный признак, определяющий искомое место. Мы каким-то непонятным теперь и случайным образом сделали зигзаг удачи, и он нас привел к площади Испании. Там тоже нас ждал сюрприз, к которому путешественник должен быть готов, еще не выходя из родного дома.

Была в реставрационных лесах церковь Пресвятой троицы на горах и огорожен щитами со всех сторон фонтан «Лодочка», где женщины в белых комбинезонах и голубых перчатках чистили и скоблили его при помощи каких-то замысловатых инструментов.

 Потом, блуждая снова, мы к собственному недоумению и восхищению оказались на площади Пополо. Это был просто подарок нашей туристической судьбе. Кроме того, что она – площадь, просто красавица, от нее лучами идут расходящиеся веером улицы.

Так мы благополучно вышли на главную магистраль Рима - Виа дель Корсо. И наши бедные, уставшие ножки понеслись к опорной точке - Капитолийскому холму. Там она голубушка, вожделенная наша - площадь Венеции! Прибежали, встали лицом к памятнику Виктору Эммануилу II. Ну, где же ты? Вертим своими головешками в разные стороны. И взгляд зацепляется за белые изысканные кружева дворца дожей в Венеции.

А-ааа!!! Мы же по ней только что шли! Фокус в том, что на карте площадь Венеции обозначена за Капитолийским холмом, а не перед ним. В этот день мы были на ней уже второй раз.