Соль веков

Григорий Спичак
Соль – это «нефть» средних веков и вообще периода, когда был только два способа сохранить продукт – заморозить или засолить.
А значит – вопрос о соли был вопросом продовольственной безопасности и благополучия, вопросом спасения от голода.
Главная версия происхождения слова «варяги» - от «варницы», то есть те, кто у варниц. А варниц чего? Правильно – соли!
 Путь из варяг - в греки, то есть с севера Руси к Чёрному морю – это торговый путь от промыслов соли к югу, который в соляной консервации продуктов нуждался гораздо больше, чем Север.
Соль – это серьезный товар. Не менее серьезный, чем зерно или удобрения (смотрите, как спорят сегодня из-за калийный и аммиачных удобрений олигархи и правительства стран юга).
Дружины варягов – это ЧВК средневековья. Дружины были настолько сильными и мощными, что именно они и сформировали первые группы князей и бояр. Власть вышла из варягов.
Серегово и его соляные промыслы , согласно документам, известны нам с 1583 года. Но это уже промыслы, отраженные в государственных документах. Нет никаких сомнений в том, что сереговская соль была добываема лет на 100 раньше. То есть она добывалась кустарным способом для простых крестьянских нужд. И, как знать, возможно, и во времена Стефана Пермского, то есть и за 200 лет до промышленного освоения.
Во времена Анны Иоановны (1730-40 годы) и чуть позже – вплоть до окончания правления Екатерины Великой, объемы поставляемой в Москву серёговской соли были столь велики, что в некоторые годы составляли треть (!) от всей соли империи. Соли Камские и Соли Вычегодские порою отчитывались объемами не своими, а добытыми в Серегово. Известны два скандала на эту тему между купцами и московскими госзакупщиками.
(Только задуматься – треть соли империи! То есть в мощах святых от 18 века и позже есть крупицы соли Серегово!).

                Х                Х                Х
В связи с темой серёговской соли вспомнился и промысел, который сегодня в Коми удивительно забыт. Хотя мог бы вполне себе быть оживлен малыми инвестициями (стартапы в интернете есть с прекрасными расчетами). Что это за промысел? Это углежёгные ямы.
Для варниц Серегова требовалось много дров. Причем круглогодично. От Усть-Выми до Кылтово и вверх по Выми до Половников лес был поделен на делянки с т.н. «годовым оборотом». То есть гектары леса, которые шли на дрова строго в определенный год с цикличностью в 22-25 лет.
Всё верно – 22-25 лет – это период, за который береза вырастает во вполне себе дрова. Ни сосна, ни ель, ни ясен-пень за такой короткий период быстро не вырастет. Доставка дров осуществлялась с плечом вывоза всего одного светового дня даже зимой, т.е. тогда, когда день короткий.
Если есть дрова, тогда зачем древесный уголь?
 Ну, во-первых, для кузниц, а, во-вторых, и для варниц тоже. Это только не посвященному кажется, что топи себе дровами и топи. Но в том-то и дело, что случались консистенции растворов разной степени плотности, случались ситуации, когда взрывались печи, резко падала температура. Много чего могло случаться. Тогда, чтоб не терять объемы от остывания и чтобы не портить окрестные почвы большими отвалами «горького рассола», солевары были вынуждено поддерживать температуру в экстремальных ситуациях «дежурным древесным углем». Он всегда был в некотором запасе, т.к. он гораздо более энергоемок и горюч, а значит, за короткое время способен быстро выровнять температуру.
В конце 19 века появляются на Вычегде и на Выми первые пароходы. Давайте зададимся вопросом – сколько же места на пароходах занимали бы дрова? То есть – сколько полезной загрузки уходило под самообслуживание? Уголь экономил место раза в три-четыре.
Вдоль рек от Турьи на Выми до Сольвычегодска  по берегам рек археологи натыкаются на углубления, которые можно перепутать с могильными или построечными углублениями. Иногда даже местные жители такие ямы считают чудь-гу, полагая, что это места самозахоронений легендарного племени чудь. Но на самом деле…. Да-да, это углежёгные ямы, в которых по всему маршруту пароходов, вытапливался древесный уголь. Конечно, он был качества «так себе», но в любом случае он был легче и компактнее при погрузках на пароходы и энергетично эффективнее, чем просто дрова.
Технологию выжигания в ямах я уж описывать не буду. Желающие могут найти в интернете или поспрашивать у древних стариков. Добавлю только, что побочным продуктом этого народного промысла были смолы, и дёготь, который шел на смазки телег, на смоление лодок и прочие хозяйственные нужды.