Движение. Нюансы

Борис Владимирович Пустозеров
Перевод статьи или её фрагментов на английский язык и публикация в англоязычных изданиях без разрешения автора запрещается.


1
Два примера:
1) я толкаю шар (камень или любой предмет), и он перемещается;
2) я стою, меня никто не толкает, но я решаю куда-то пойти и перемещаюсь.
В обоих случаях перемещение – это объективный реальный процесс, состоящий из последовательных действий, смещений. Смещение материального объекта (шара или меня в качестве физического тела) является изменением места положения объекта в пространстве, так что смещение – это изменчивое отношение материального объекта к пространственным объектам, к точкам пространства. То есть находился предмет в одном месте, а теперь, через мгновение, находится в стороне от этого места, уже в другом месте. Это объективные определения.

Ещё можно определить смещение субъективно, как следствие какого-то действия или каких-то других действий. Явной причиной смещения во втором случае является моё решение куда-то направиться и пойти, ведь меня никто не толкал, просто я вспомнил о каких-то своих делах. А вот в первом случае причиной смещения шара является, на первый взгляд, толчок, удар. Но это лишь на первый взгляд – взгляд со стороны, без вникания в детали процесса. А представим пару вариантов заявленного примера: а) если толчок направлен на центр тяжести шара, то шар может без вращения сместиться в указанном направлении, б) если толчок направлен вбок от центра тяжести шара, то шар может сместиться только с вращением – он обязательно повернётся вокруг своей оси на какой-то, пусть даже небольшой, угол. Третий вариант мы не рассматриваем, но может и вообще быть такая ситуация, что шар во что-то упирается, или приклеен, или прочно установлен на оси, тогда он может при толчке и не сместиться, и не повернуться.

Короче, даже для шара непосредственной причиной его конкретного движения является не толчок, а его же выбор – шар при толчке, в зависимости от направления удара, сначала выбирает, что ему необходимо сделать – сместиться или сначала повернуть, и лишь после поворота сместиться. Так что следствием толчка является выбор способа и направления действия, предопределённый точкой удара, или точкой приложения силы, как пишут в учебниках, а уже результатом выбора является смещение или поворот со смещением. Заметим, что удар, толчок – это чьё-то «силовое» воздействие на шар, а пространственная оценка места удара – это «информационное» восприятие шара. Кавычки в определениях стоят для того, чтобы указать, что сила является величиной Воздействия на шар, а информация является величиной Восприятия шаром этого воздействия.

Но позвольте, возразит читатель, решение человека куда-то направиться и выбор действия шаром являются хоть и реальными, но не объективными процессами, которые состоят из действий, а субъективными! Вы уверены? Тогда подумайте над тем, что любому предмету для того, чтобы своё состояние покоя изменить на состояние движения, нужно ускориться, то есть приобрести какую-то скорость движения – линейную скорость перемещения или угловую скорость вращения. Это действие под названием «ускорение» необходимо предмету вне зависимости от способа предстоящего движения – будет ли оно совершаться прямо по линии или же в плоскости по кругу. Следовательно, между словами «ускорение» и «выбор» можно поставить знак равенства! А так как ускорение мы всё же считаем действием, поскольку оно имеет длительность при движении тела в пространстве (ведь изменение скорости занимает какое-то время), то и «выбор» также надо отнести к объективному движению, то есть к действию объекта, будь он человеком или металлическим (каменным, деревянным и т.п.) шаром.


2
Если субъект и ещё какое-то физическое тело принадлежат одной системе, но субъект не знает о существовании тела, то положение тела изменялось, изменяется и будет изменяться только в пространстве этой системы относительно других тел. Тело может перемещаться, вращаться и внедряться в пространство системы, и субъект может не подозревать об этом и даже никогда об этом не узнать. Хотя, зная расстояния, углы и скорости изменений положения тела, можно, при надобности, определить и длительность этих изменений.
Если же субъект осведомлён о наличии тела, то положение данного тела изменяется как в пространстве, независимом от сознания субъекта, так и «во времени», то есть в восприятии (в сознании и в ощущениях) субъекта, сопоставляющего величину длительности изменения – время – с периодами колебаний состояния системы или с периодами колебаний собственного состояния.

Положения и состояния тел, наше собственное положение и собственное состояние нашего неподвижного тела изменяется во времени! – так мы привыкли считать.
На самом деле изменяется наше восприятие. Мы последовательно ощущаем и осознаём не только своё положение или положения тел в пространстве общей для нас системы относительно других тел, то есть чувствуем движение тел как изменение их положения и привыкаем к этому, но мы и последовательно чувствуем своё состояние в личном пространстве уже своей собственной системы относительно своего центра тяжести или своей оси как положение и изменение положения частей, органов, клеток своего тела и тоже привыкаем к этим изменениям как к постоянству своего «внутреннего движения».

Сознавать – значит, знать или чувствовать (знать интуитивно), что ЭТО (объект внимания) есть.
Ощущать – значит, чувствовать, что ЭТО (объект) ДВИЖЕТСЯ (давит на что-то, стремится к чему-то), чувствовать движение объекта или чувствовать своё движение относительно него (эти чувства иногда можно перепутать). Ощущение включает в себя осознание – знание того, что движение объекта имеет определённое направление. То есть сознание и осознание – не совсем одно и то же.
Привыкать – значит, чувствовать, что ЭТО (объект) не изменяется, или что ДВИЖЕНИЕ этого объекта неизменно.

Если объект движется, значит, происходит процесс. Процесс образован последовательностью действий, поэтому имеет длительность. Привыкание именно к тому, что действия в процессе совершаются последовательно, и процессы также последовательно сменяют друг друга, рождает в нас иллюзорное осознание того, что движение объектов происходит не только в пространстве, но ещё и в каком-то нескончаемом ряду неуловимых последовательных смен действий и процессов. Вот этот-то воображаемый бесконечный ряд неуловимых смен явлений и процессов мы и называем Временем, а сами смены явлений и процессов – ходом времени, течением времени, движением во времени и т.п., как будто действия и процессы постепенно движутся друг за другом. Даже по тому факту, что мы за тысячелетия разумного существования так и не пришли к уверенному мнению, движется ли само время или объекты движутся во времени, должно быть понятно, что осознаваемый нами последовательный процесс под названием «Время» является иллюзией. В действительности есть движение в виде различных явлений и процессов, и есть время как физическая величина длительности процесса.
Но почему мы не пытаемся это осознать и упорно разделяем Время на «прошлое», «настоящее» и «будущее»? Да потому, что в любой последовательности, в любом последовательном ряду обычно есть начало и неопределённое продолжение вплоть до бесконечности, между которыми находится интересующий нас элемент этой последовательности. Во «временном» ряду, то есть во Времени таким особым «элементом», естественно, является Время Настоящее, так как мы в нём, якобы, существуем и взаимодействуем с другими объектами и субъектами (на самом деле мы существуем только в пространстве). Про Будущее, про «конец» этого «временнОго» ряда мы постоянно придумываем сказки типа «пришествия Христа», «конца света», «погасшего Солнца» или не менее увлекательно фантазируем о бесконечности течения Времени для человека, который может быть бессмертным. О Прошлом, о «начале» Времени придумали конкретные две былины – про Создателя, создавшего мир, и про Большой Взрыв, родивший Вселенную, а именно, материю, пространство и время. Редкие несогласные нестройным хором кричат о том, что Вселенная всегда была и будет всегда, поэтому, мол, у Времени нет ни начала, ни конца.
В этой ситуации интересно то, что мы рассуждаем обычно следующим образом: если будущего действительно нет, и неизвестно, что там будет, то прошлое вроде бы как и есть – вот они книжки, написанные в прошлом веке, вот он космодром, строительство которого вчера закончили. То есть издание книг, строительство космодрома и прочее – это движения, действия, которые БЫЛИ, а теперь, сейчас их нет, уже НЕ СТРОЯТ, НЕ ИЗДАЮТ. Объяснение этому простое – процессы и действия, которые были или будут, ЯВЛЯЮТСЯ знанием, памятью, опытом или, соответственно, верой, воображением, предположением. То есть это не процессы, а явления. Более конкретно – каждое из них это явление мышления, то есть они связаны только с человеческим мозгом.

Повторимся, что любой процесс образован последовательностью действий, поэтому имеет такое свойство как длительность. Если же множество действий объекта совершаются не последовательно, а разом, совокупно, то возникает явление. В этом случае можно говорить лишь о краткой длительности возникновения явления, как о длительности одного действия, а само явление характеризуется уже собственным качеством, которое называется условием возникновения данного явления, или просто «условием явления». В схеме Бытия, представленной Основными явлениями, условиями являются Необходимость, без которой не возникает давление, Возможность, без которой не возникает стремление, и Достаточность, без которой не возникает ни одна связь.
Как любое качество, каждое условие явления имеет свою физическую величину. Необходимость характеризуется частотой (частота необходимости возникновения давления), и её размерность обратна размерности времени. Достаточность характеризуется полнотой (полнота достаточности возникшей связи), и её размерность обратна размерности плотности вещества (для трёхмерного пространства полнотой достаточности служит удельная теплоёмкость). Возможность характеризуется простотой (простота возможности возникновения стремления) и математически выражается произведением массы объекта, линейной скорости его перемещения и минимального расстояния его смещения, то есть произведением импульса и расстояния смещения тела. Минимальной величиной возможности служит постоянная Планка.

Об Основных явлениях Бытия ещё будет говориться много и подробно, а пока лишь об одном явлении, которое ни философы, ни физики не замечают. Стремление субъекта (физического тела) возникает как результат выбора направления движения, то есть при повороте на какой-то возможный угол из статичного положения или из уже направленного перемещения. А сохраняется стремление в движении как направленность на кратчайший отрезок линии горизонта или на точку – на минимальное по площади основание конуса, имеющего минимальный угол в своей вершине. Поэтому физической величиной направленности стремления служит угол в градусах или радианах. А простота возможности возникновения стремления включает в своё произведение минимальное расстояние смещения объекта, за которым наблюдает субъект, потому что, когда объект смещается на очень малое расстояние, то есть практически не движется, то он может и не привлечь внимания субъекта. Оно (минимальное расстояние смещения) определяется как произведение расстояния между субъектом и объектом, которое можно интерпретировать как радиус обращения объекта вокруг субъекта, и минимального угла поворота субъекта, который равен минимальному углу поворота в смещении объекта…


3
Когда я объясняю читателям, что мы существуем только в пространстве, но не во времени, и когда рассказываю собеседникам, чем является, на самом деле, привычное нам время, мне иногда пишут или говорят в таком духе:
Понятно, что время – это физическая величина, что это всего лишь отношение расстояния к скорости. Также понятно, что «временем» мы ещё называем бесконечную последовательность событий, нескончаемый ряд сменяющихся явлений и процессов, который существует не в пространстве, а лишь в нашем сознании. Но вот мы с вами пообщаться можем, а с Александром Македонским нет, потому что мы с ним разлучены временем! И как тут совместить понятия «время Македонского» и «время как величина длительности»? Какая связь между прошлым (а также настоящим или будущим) и физической величиной?

Начну с того, что физическая реальность, или Вселенная, или мир объектов Покоя, или объективная реальность – как её ни назови – ЯВЛЯЕТСЯ нам (субъектам) в виде чувства тяжести и ощущения давления, в виде сознания протяжённости и осознания (понимания) стремления, в виде памяти об изменениях и привыкания к связям. Таким образом, всё, что составляет наше Бытие – чувства и ощущения, сознание и понимание, память и привычки – это различные ЯВЛЕНИЯ нам Отношений, Материи и Пространства, какими мы их воспринимаем, то есть это проявления объективной реальности в реальности субъективной. Если во Вселенной у объекта есть его какое-то объективно реальное свойство, то в своём Бытии субъект (в том числе, человек) может это свойство ощутить и (или) осознать и постепенно привыкнуть к постоянству проявления этого свойства. Но не факт, что субъект будет связывать это свойство именно с тем объектом, которому оно принадлежит, потому что субъект может воспринимать это свойство не как качество, а как явление. Человек совершает подобные ошибки во множестве и постоянно на всём пути своего развития. Наша с Вами задача, читатель, эти ошибки «разоблачать». Для начала надо запомнить, что процесс – это последовательность действий. А явление – это их совокупность.

Когда я пишу о том, что делаю, или когда рассказываю, что вижу, что делается, то говорю о процессе. Но моё видение (описание) или мой рассказ тоже являются процессом. И, так как, согласно определению, процесс состоит из действий, то, значит, каждый из этих процессов есть то, что последовательно происходит, но это делается в пространстве тут и сейчас, то есть одновременно, синхронно в настоящее время. Опять же согласно определению, «если действия совершаются разом, совокупно, одновременно, то возникает явление, и в этом случае можно говорить лишь о краткой длительности возникновения явления, как о длительности одного действия, а само явление характеризуется уже собственным качеством, которое называется условием возникновения данного явления, или просто – условием явления». Таким образом, происходит движение объектов, и тут же я его описываю – это множество совокупных одновременных действий уже следует считать явлением, причём явлением, складывающимся из действий, не относимых к одному объекту, то есть совершаемых в разных процессах разными объектами. Что же это за явление, и каким оно качеством характеризуется, то есть, каково условие его возникновения? Это явление нам всем хорошо известно, оно называется «момент», и как раз синхронность (одинаковая величина длительности) является условием его возникновения – именно такое качество может связать в одно явление богатое (или не очень) разнообразие действий в одном общем пространстве и в разных, по существу, процессах, ведь все действия объединены в один момент лишь тем, что происходят за одно и то же краткое время.

Именно это явление – момент совместных совокупных действий разных процессов – мы называем «настоящим», или «прошлым», или «будущим» и применяем к нему всё тот же термин «время», который используем для физической величины длительности процессов или действий. Любой такой момент является элементом бесконечной последовательности, нескончаемого воображаемого нами ряда сменяющихся явлений и процессов. Так что, если я описываю, что видел (воспринимал), что делалось, значит, процессы так же, как и сейчас, состояли из действий, и каждый из этих процессов был тем, что последовательно происходило, но делалось это в пространстве в один из моментов за много (или мало) моментов до момента нынешнего, который соответствует явлениям в сейчас происходящих процессах.

Я что-то описываю, потому что этот момент остался в моей памяти, или в моём тексте, или же на фото и видео – он остался там не полностью, а лишь как отпечаток объективной реальности в плоскости моей субъективной реальности. И, вследствие моего описания или воспроизведения, он возникает снова – уже как настоящее действие или процесс. Но возникает – если я вспоминаю, или кто-то другой смотрит это видео, фото или читает текст, – уже как процесс не в трёхмерном пространстве, а в плоском двухмерном, но третье измерение мы ему привычно добавляем своим сознанием. Так что «настоящий» момент всегда является частью происходящего процесса в трёхмерном пространстве, а момент «прошлый» проявляется в настоящем лишь как воспроизведение информации когда-то воспринятого.

Так как же совмещаются понятия «время Македонского» и «время длительности»?
Да очень просто. Под временем Александра Македонского или другого исторического деятеля мы подразумеваем либо величину продолжительности (длительности) их жизни, либо множественное количество моментов их жизни, их Бытия, то есть определённый «участок» воображаемого нами ряда сменяющихся действий и процессов, который уже привычно называем временем, и на «передовом» участке которого мы сами находимся сегодня и сейчас. Так что «участок времени» Македонского тоже является конкретной величиной длительности относительно других таких «участков» в ряду общечеловеческих событий.
А пообщаться с Македонским мы не можем не потому, что нас разлучает время, а совсем по другой очень простой причине. Потому что мы сейчас в пространстве есть, а его нет.