574 Приём-передача БС 12 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

574. Приём-передача БС. 12 октября 1973 года.

Сводка погоды: Пятница 12 октября 1973 года. Пролив Скагеррак. Метеостанция Скаген (Дания). Географические координаты: 57.733, 10.633. Первое наблюдение: 01.01.1973. Последнее наблюдение: 31.12.2022. Максимальная температура воздуха +9.0°C, минимальная -2.0°C, средняя температура воздуха +4.4°C. Эффективная температура воздуха ощущается как холодная – около 0°C. Скорость ветра со стороны открытого Северного моря к вечеру начала увеличиваться до 4 баллов по Бофорту. Хотя 4 балла считается умеренным, или нормальным морем и ветром, но при низких температурах воздуха ощущается уже как «свежий ветер и свежее море», то есть предштормовая погода.

Скорость ветра достигала в порывах до 11–16 узлов, или 13–18 миль / ч, или 20–28 км / ч, или 5,5–7,9 м / с. Влажный ветер ощущался лицом как при езде на мотоцикле, или на автомобиле с небольшой скоростью (20-25 км/ч). Дышалось свободно, но воздух (ветер) уже ощутимо давил на лицо, щёки, шею, которые ощутимо и быстро теряли тепло.

Ветер был пока ещё дружелюбный, игривый, но настырный и шаловливый, неожиданный в порывах. Ветер грозился сдёрнуть с головы матросский берет, начал проникать за бушлата, под матросскую робу. Флаги на фалах красиво и упруго вытянулись по ветру и волновались под его порывами.

В проливе Скагеррак уже относительно большие, удлинённые и чётко выраженные по форме ветровые волны высотой до 1,5 метров приобрели красивую объёмную форму «гривастых лошадей». Гребни «горбатых» волн под порывами ветра ломались, покрывались белой пеной. На гребнях волн часто возникали пенные буруны, «гривы». Волны становились частыми, фактурными и с «барашками» во многих местах.

Флюгер чётко указывал направление ветра; анемометр точно определял его скорость. Такой ветер и волнение на море уже не только радуют глаз, но и напрягают руки, ноги и тела моряков. Всё это я увидел и почувствовал, выйдя на сигнальный мостик после плотного и вкусного ужина, после того, как мой друг и земляк командир отделения ОСНАЗ ГРУ ГШ ВС СССР старшина 1 статьи Мишка Сысоев позвал меня «на улицу» (так мы называли верхнюю палубу корабля) продышаться  и пропукаться на свежем воздухе.

Мы с Мишкой стояли недалеко от центрального поста сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4 и говорили о близком завершении нашей боевой службы в Северной Атлантике и скором возвращении на базу, в Балтийск. Вдруг Мишка шепнул мне, чтобы я пристально наблюдал за горизонтом и вскоре в надвигающемся предштормовом сумраке непогоды я увидел чёткий знакомый силуэт боевого корабля.

Вскоре стало видно, как какой-то эскадренный миноносец резво резал острым форштевнем пенные «гривы» больших волн и стремительно сближался с нами. БПК «Свирепый» замедлили ход. Вскоре эсминец оказался на расстоянии десятка кабельтов от нас. Это была наша смена на БС (боевой службе)!!!

Да! Когда в точку «рандеву» (встречи) прибыл эскадренный миноносец пр.57-бис «Бойкий» б/н 252 Краснознамённого Северного флота, весь экипаж БПК «Свирепый» понял, что это настал долгожданный миг передачи нашего боевого дежурства в Северном море и Северной Атлантике. Наша боевая служба с приходом этого славного эскадренного миноносца «Бойкий» заканчивалась и мы с огромной и безудержной радостью приветствовали суровых и молчаливых моряков-северян, которые лихо промчались мимо нас, качнулись на крутом повороте, как самолёт, и удалились вдаль пролива Скагеррак и Северного моря. Пришёл их черёд «пасти» американские атомные подводные лодки, крейсера, авианосцы, фрегаты, транспорты, танкеры и всякую другу натовскую «мелочь»…

Мы, моряки БПК «Свирепый», с иронией отнеслись к появлению относительно старого с виду эскадренного миноносца Северного флота проекта 57-бис и с улыбкой и шутками смотрели на их тонкоствольные зенитные артиллерийские установки и на одинокую, горбатую, как хищный динозавр, пусковую установку ЗУРС на корме. Это был наш «старый» знакомый эскадренный миноносец ЭМ «Бойкий» пр. 57-бис (или 57А).

Этот эскадренный миноносец Северного флота должен был заменить нас на БС (боевой службе) в Северном море ещё 4 октября 1973 года, но он после аварии срочно возвращался домой, в свою базу на ремонт, а теперь вернулся к нам. Поэтому вначале, обрадованные встречей, мы как-то не очень внимательно отнеслись к нашей смене и как-то «скомкано» и «небрежно» разминулись с ним, даже не обменявшись «близким контактом» и «обменом не глядя»…

«Обмен не глядя» - это такая азартная «заразная» игра, когда тебе показывают кулак с зажатыми пальцами и предлагают «махнуться не глядя». Там в кулаке зажата какая-то «мелочёвка» и ты, если хочешь играть, тоже должен что-то нащупать у себя в кармане, зажать в кулаке, вынуть его из кармана и с азартным возгласом «Махнём!» подставить свою ладонь игроку, а сам ударно хлопнуть своим кулаком-подарком по его ладони.

Почему-то именно перед окончанием БС (боевой службы) и перед походом домой, в базу, все на корабле «заразились» этой игрой и то там, то здесь кто-то обязательно предлагал: «Махнём, не глядя?!». Вот так и БПК «Свирепый», не теряя драгоценного времени, почти «не глядя» друг на друга «махнулся» с БПК «Бойкий» обязанностями по боевому дежурству в Северном море и Северной Атлантике.

К моему стыду, когда офицеры, мичманы и матросы БПК «Свирепый», которые не видели этого момента короткого рандеву-свидания с нашим сменщиком - БПК «Бойкий» пр. 57-бис б/н 252 СФ, - спрашивали меня об этом корабле Северного флота, я ничего не мог им ответить достойного, кроме общих справочных ТТД (тактико-технических данных) эскадренных миноносцев проекта 57-бис. Я и сам мог пропустить это свидание в Северном море, если бы мой друг и «земеля» (земляк), старшина 1 статьи Михаил Сысоев, командир отделения радиоразведчиков ОСНАЗ ГРУ ГШ ВС СССР, не предупредил меня за минуту до встречи в проливе Скагеррак с БПК «Бойкий»…

Было пасмурно, день 12 октября 1973 года клонился к вечеру, видимость и освещённость были на пределе возможности фотоплёнки и фотоаппарата, а события в бурном море развивались так быстро, что я еле-еле успел организовать съёмку меня и Мишки Сысоева на фоне стремительно несущегося в повороте БПК«Бойкий».

Увы, непослушные и неумелые руки матроса-сигнальщика и отсутствие у него моего опыта фотографирования во время качки, смазали изображение и теперь можно только догадаться о том, что за нашими счастливыми лицами с Мишкой, по крутой дуге поворачивает БПК «Бойкий» б/н 252 Краснознамённого Северного флота. Этот боевой корабль требует отдельного рассказа о себе…

Визуальный контакт двух боевых кораблей состоялся, мы разминулись каждый в свою сторону и по своим задачам: БПК «Свирепый» продолжил своё движение к якорной стоянке у датского мыса Скаген. Поскольку я был официально в это время на ужине в столовой, то меня никто не искал, но я, благодарно расставшись с Мишкой Сысоевым, заскочил на ходовой мостик, где вахтенный офицер с досадой сообщил мне, что я пропустил «исторический момент». Я не стал всем рассказывать, что успел этот момент сфотографировать, потому что не уверен был, что снимок получится…

Открытая к Северному морю часть пролива Скагеррак становилась «свежем морем» и ветер начал дуть со скоростью 17–21 узел, или 19–24 миль / ч, или 29–38 км / ч, или 8–10,7 м / с. Движущийся воздух стал упругим, давящим на тело, толкающим, заставляющим отворачиваться от порывов ветра. Именно такой ветер становится нахальным, настырным, хулиганским, проникающим через складки одежды.

Свежий ветер не просто холодит лицо, щёки, нос, шею и руки, а выдувает человека из верхней одежды. Именно такой свежий ветер поддувает под подолы женских платьев и хулигански оголяет женские ножки. Именно свежий ветер срывает с голов шляпы, шляпки и офицерские фуражки с высокой тульей. При таком ветре в море моряки-сигнальщики уже надевают шапки-ушанки, а офицеры и мичманы крепят свои фуражки специальным пояском под подбородком. При таком свежем ветре уже трудно смотреть против ветра без защиты глаз.

Ветровое волнение к вечеру 12 октября 1973 года на море было ещё умеренное, но волны уже начали приобретать более выраженную «скалообразную» высокую и длинную форму; образовалось много белых барашков или волн – «белых лошадей». С пенных гребней волн начали срываться в воздух брызги. Высота волн свежего моря 6–10 футов, или 2–3 м (рост очень высокого человека, баскетболиста).

Флюгер на крыше ГКП постоянно, без колебаний, отмечал направление свежего ветра. Анемометр быстро вращался и показывал истинную скорость ветра. Рангоут и такелаж БПК «Свирепый» «запел» на разные голоса: начал выдавать характерные шумы, активно реагируя на порывы свежего ветра. Штыревые антенны начали активно раскачиваться. Корабль начал сильно крениться и качаться. Звуки моря и корабля становились едиными и превращались в настоящую «музыку моря».

Моряки-сигнальщики БЧ-4, находящиеся на галереях открытого сигнального мостика, не обращали внимания на эту «музыку моря», потому что несли боевую вахту и зорко смотрели по сторонам, вблизи, вдали и по горизонту моря. Возможно, только я один слышал и видел эту «музыку морской стихии», так как я знал, что экипаж корабля сейчас настороженно и быстро работает, чётко исполняет свои корабельные и вахтенные обязанности, крепит всё, что плохо лежит, «по штормовому». Сейчас во внутренних помещениях корабля трудно стоять и ходить без опоры и поддержки. Незакреплённые вещи и предметы начинают двигаться, падать, опрокидываться, выпадать из рук и роняться…

Вахтенный офицер с молчаливого разрешающего кивка головы старпома, капитан-лейтенанта Н.В. Протопопова, отпустил меня в ленкаюту, чтобы я там всё привёл в порядок и закрепил по штормовому. Общее приподнятое настроение в связи со встречей корабля-сменщика побуждало всех торопиться и прийти к месту якорной стоянки как можно быстрее. Вероятно, так же как и мне, всем казалось, что зайдя за оконечность мыса Скаген и встав в тихой воде якорной стоянки, мы вскоре «отчалим» домой, в Балтийск…

Фотоиллюстрация из ДМБовского фотоальбома автора: 12 октября 1973 года. Пролив Скагеррак. Эскадренный миноносец (БПК) «Бойкий» б/н 252 проекта 57-бис (или 57А) Краснознамённого Северного флота сменяет на боевом дежурстве в Северном море и Северной Атлантике наш БПК «Свирепый». На переднем плане снимка, который смазан волнением качки, старшина 1 статьи командир отделения ОСНАЗ ГРУ ГШ ВС СССР Михаил Сысоев и я – автор. Свежее море и свежий холодный влажный ветер, но мы с Мишкой радуемся «что есть мочи»! Наконец-то! Свершилось! Мы сдали вахту сменщику и скоро пойдём домой!