О художнике Василии Васильевиче Гонорском

Александр Бельский Город Орёл
                Гетман Алексей Владимирович,
                подполковник запаса,
                краевед-любитель, г.Красноярск

Василий Васильевич приходится моей прабабушке Гонорской Ольге
Григорьевне 1874г.р. племянником, хотя племянник был младше тети всего на 7
лет. Ольга Григорьевна в семье была самой младшей, а ее брат – Василий
Григорьевич родился в 1852г.[3]
До написания данного очерка биографических сведений о художнике Василии
Гонорском в искусствоведческой литературе было крайне мало, а сам я совсем о
нем ничего не знал. Моя бабушка - Фаина Федоровна Скворцова никогда не
рассказывала мне о своем двоюродном брате.
В книге Г.Поспелова «"Бубновый валет": Примитив и городской фольклор в
московской живописи 1910-х годов»[1] опубликован каталог выставки 1912г. В
нем указано, что художник В.В. Гонорский проживающий в г. Москва, Б.
Тверская-Ямская, дом Партина, кв. 8 будет представлен на выставке 4-я работами.
В сохранившейся афише 1912г. фамилия художника написана через «а» -
Ганорский. Далее в афише имена других участников выставки отечественных и
зарубежных. Среди них - знаменитые сейчас Лентулов, Кандинский, Фальк,
Экстер, Кончаловский, Машков, Пикассо, Матисс, Брак, Дерен.
Начало поиску сведений о жизни творчестве и судьбе В.В. послужил
документ, обнаруженный по моей просьбе в мае 2013г. в Брянском архиве
известным историком и автором нескольких замечательных книг по краеведению
и генеалогии Владимиром Петровичем Алексеевым. В документе 31.10.1905г.
Трубчевское уездное по воинской повинности присутствие ходатайствовало о
предоставлении отсрочки от военной службы для учащегося в Киевском
художественном училище Гонорского Василия Васильевича. В процессе
дальнейших кропотливых архивных исследований удалось выяснить следующее.

Василий Гонорский родился в селе Красное Трубчевского уезда Орловской губернии 14 июня 1881г.[2] в семье земского учителя Гонорского Василия Григорьевича и его жены Елизаветы Фёдоровны.

Родители отца - священник церкви в селе Красное Трубчевского уезда
Гонорский Григорий Григорьевич[3] (1820-1885) и его жена Евдокия
Яковлевна[4] по неуточненным данным - дочь бывшего до Гонорского
священника с. Красного Якова(Иакова) Ниловича Зверева[5], сына того же села
священника Нила Ивановича[6].
Сколько точно детей было у священника Гонорского Григория Григорьевича
неизвестно. Метрические книги села Красного не сохранились. Известны пока три
дочери: Олимпиада Смирнова – жена священника с. Красного Смирнова Василия
Тимофеевича, Ольга Скворцова (моя прабабушка) – жена дьякона с. Голубея
Скворцова Федора Петровича и Мария Дылкина – жена владельца каретной
мастерской в г. Трубчевске – Дылкина Алексея Николаевича и два сына - земский
учитель Василий Григорьевич (отец художника) и убитый большевиками
протоиерей церкви местечка Носовка Нежинского уезда Григорий Григорьевич
Гонорский.
Девичья фамилия матери художника Елизаветы Федоровны неизвестна, но
предполагаю, что она была сестрой капитана лесной стражи Иловайского Евгения
Федоровича бывшего восприемником при рождении в 1879г. ее сына Александра
Васильевича Гонорского[4].
Капитан Иловайский таким образом приходился художнику дядей. Возможно,
именно у него художник жил во время учебы в г. Киеве в 1902 -1906г. Согласно
списку домовладельцев г. Киева дом №6 по ул. Большая Подвальная (Ярославов
Вал). в 1900г. принадлежал некой Иловайской Эмилии, а жену Евгения
Иловайского звали как раз - Эмилия Александровна[4].
Отец художника - потомственный почетный гражданин Василий Григорьевич
как сын священника пользовался правом бесплатного обучения в духовных
учебных заведениях, закончил Орловское духовное училище и поступил в
Орловскую духовную семинарию, но через год обучения в 1870-м ушел из
семинарии и избрал себе профессию учителя.
Архивные документы ГАБО указывают на то, что отец художника некоторое
время работал в школе с. Красного[7] вместе с отцом, преподававшим Закон
Божий[8], затем в селе Выгоничи[7] и селе Уручье Трубчевского уезда[9].
В статистическом отчете за 1900-1901г. указано, что в училище села Семячки
Трубчевского уезда работает учитель - Василий Григорьевич Гонорский. Самое
позднее упоминание об учителе Василии Гонорском найдено в адрес-календарях
Орловской губернии, за 1909 и 1910 год[10] в той же земской школе в селе
Семячки, Трубчевского уезда. В учебном деле художника также указано с.
Семячки[11].
Орловские епархиальные ведомости указывают, что у Василия Григорьевича
было два сына Александр и Василий. Александр был старше Василия на 2 года,
тем не менее, оба учились в одном классе сначала Севского духовного
училища[12] и затем Орловской духовной семинарии[9]. Александр семинарию
закончил и впоследствии после прохождения военной службы в артиллерии
поступил на филологическое отделение Московского университета[3], который
закончил в 1911г.
Василий из 4 класса духовной семинарии в 1899г. поступил в Московское
училище живописи ваяния и зодчества[2], оттуда в 1900г. перевелся в Пензенское
художественное училище[2], а затем в январе 1902г. в Киевское художественное
училище[13]. После окончания в 1906г. Киевского училища просил направить его
в Одесское училище[13]. Однако в Одесском архиве сведений о его обучении не
обнаружилось.
Есть неподтвержденные пока сведения об обучении Василия Гонорского в
одной из Парижских художественных академий в период до 1912г. Об обучении в
Париже свидетельствуют родственники по линии Гонорских (Дылкиных), а в
изданных в 2014г более полных мемуарах Аристарха Лентулова[14] описывается
встреча Аристарха с его товарищем по Киевскому училищу по фамилии
Говорский осенью 1911г. Этот Говорский и супруги Лентуловы вместе посещали
Версаль и немного заблудились в парижском метро. Автор очерка беседовал с
Федором Лентуловым, издавшем мемуары прадеда. Оказалось, что почерк у
Аристарха был весьма неразборчив и поэтому букву «н» при подготовке
публикации приняли за «в». Моей 4-роюродной сестре – Гонорской Анне
Валерьевне, проживающей в Киеве, удалось обнаружить по моей просьбе в
Киевском архиве учебное дело В.В.[13]. Проверила она также списки учащихся, с
которыми мог учиться в разные годы Аристарх Лентулов. Оказалось, что никто с
фамилией Говорский в Киеве не учился и, кроме того, после встречи 1911г. в
Париже на выставке 1912г. в Москве оказывается именно Гонорский через букву
«н».
Выяснилось, что и Гонорский и Аристарх Лентулов учились до этого в
Пензенском училище. Пензенское училище считалось в то время слишком
консервативным, поэтому молодые художники стремились в Киев, а потом и в
Одессу, где преподаватели были более открыты новым течениям живописи.
Париж в конце 19 и начале 20-го века был столицей новых, небывалых ранее
революционных художественных направлений. При этом, художники из разных
стран, возвращаясь домой после нескольких лет обучения в Парижских
академиях, обогащали свое искусство новыми приемами, оставаясь при этом
глубоко национальными и не потому, что сильно «любили Родину», а невольно,
потому, что выросли на национальной почве, а чужие пейзажи и обычаи
воспринимали, отталкиваясь от того, что было привычно с детских лет. Выставка
1912г. прошла в Москве с большим шумом. Многим понравилось, а многие были
шокированы и возмущены. Несмотря на это, многие работы были раскуплены,
было продано большое количество открыток. Современный исследователь
Андрей Крусанов в своей многотомной монографии о русском авангарде[15]
цитирует столичные газеты 1912г. О Гонорском было написано, что на выставке
общества "Бубновый вылет" он был представлен несколькими картинами в стиле
"кубизм" и "неоимпрессионизм". Картины изображали "тела, состоящие из
малоцветных кристаллов", "мозаики из треугольников". Одному из журналистов
работы "кубиста" Гонорского показались "вычурными". Другому понравилась
"игра граненых камней в треугольничках под Бурлюковские".
Когда из Пензенского архива[2] мне прислали документы В.В. и его
фотографию я решил разместить то, что узнал в архивах на странице сайта
artchive.ru/artists/32198~V_V_Gonorskij в надежде, что откликнется кто-нибудь из
родственников или исследователей истории живописи. Не сразу, но на меня
вышел, как оказалось, мой 4-роюродный брат из Москвы. Он потомок Гонорских
(Дылкиных). Родители художника жили в селе Семячки. Это в 10 км от
Трубчевска, где жили Дылкины. Выяснилось, что в семье Дылкиных сохранились
некоторые работы, подаренные В.В. Одна из них «Натюрморт с арбузом» имеет в
правом нижнем углу отчетливую подпись В.Гонорский. Остальные не подписаны,
но стиль тот же или похожий. Это пейзажи и портреты в классической или
близкой к импрессионизму манере. Никаких треугольников и кубов там нет. В
том числе сохранились два портрета детей Дылкиных (Гонорских) Анастасии и
Михаила Дылкиных. Михаил изображен со скрипкой. Он работал в Трубчевской
гимназии учителем пения[16]. Стихи его сына, трубчевского поэта Аркадия
Михайловича Дылкина можно найти в сети.

Об отсутствии работ В.В. мне уже сообщали Пензенская галерея, Одесский и
Киевский музей Третьяковская Галерея и Русский музей. Отвечали, что знают о
выставке 1912г. и были бы рады получить от меня данные о В.В., но сами ничего
не имеют, помощь в поиске никто не предложил. Только в октябре 2020г на меня
вышла сотрудница Пермской художественной галереи и попросила при
возможности сообщить биографические сведения о В.В. Оказалось, что в их
фонде имеется рисунок В.В. Его в 1972г. прислали в Пермь из министерства
культуры РСФСР. Почему именно в Пермь остается загадкой. Сейчас рисунок
В.В. могут посмотреть все желающие на сайте галереи. Рисунок называется
«фантазия», но мне кажется, что это мифологический сюжет «Похищение огня».
Возможно, из греческой мифологии и это бежит Прометей. Однако в мифологии
народа коми имеется легенда, похожая на греческую о похищении огня с неба.
Может быть, поэтому рисунок отправили из Москвы в Пермь?
О находке в Пермской галерее я сообщил художнику Федору Лентулову и
Арсению Сергееву. Арсений – выпускник Уральского государственного
архитектурно-художественный института, в настоящее время преподает в
Высшей школе экономики. Его прабабушка – Гонорская Клавдия Николаевна
приходится В.В. троюродной сестрой. Ее родной брат – полковник Гонорский
Борис Николаевич в гражданскую был командиром бронепоезда «Генерал
Алексеев» и начальником артиллеристской школы в Крыму у Врангеля. Во
Франции недалеко от Ниццы сейчас живет его внук - граф Мусин-Пушкин
Андрей Андреевич. Дед Клавдии и Бориса – дьякон Андрей Григорьевич
Гонорский (1815-1868) преподавал в Орловском кадетском корпусе. Известны три
брата Гонорских – Андрей[17], Григорий[18] и Евдоким[19] Григорьевичи. В
ежегодных отчетах Орловской духовной семинарии у всех троих указан один отец
– дьячок церкви села Плюскова Трубчевской округи Григорий Петров(ич),
имевший в семинарии фамилию Полидоров[20]. Его брат Иван Петрович
Полидоров[21].
К сожалению, сведений о судьбе В.В. после 1912г. пока нет никаких.
Гонорские (Дылкины) припоминают, что когда-то в семье была работа, сделанная
В.В. в качестве дипломной при окончании Киевского училища. Это была картина
маслом в классической манере на сюжет «старуха со свечой». На черном фоне
освещенные свечой лицо и рука пожилой женщины, было очень выразительно.
Припоминают они, что в доме, где жили родители художника, в какое-то
время до или во время войны случился пожар и все картины, что были в доме,
сгорели.
В своих мемуарах[14] А. Лентулов пишет, что художник Гонорский, бывший
его товарищем по Киевской школе, запомнился тем, что «много смеялся над чем
попало, был долго за границей, но под конец заболел и исчез с горизонта». Еще
Лентулов добавляет, что Гонорский в Киевском училище подавал большие
надежды. О Гонорском, как о талантливом художнике, говорил его учитель по
Киевскому училищу И. Ф. Селезнев[22].

Не так давно мне прислали фотографию из семейного альбома Порфирия
Виссарионовича Гонорского священника с. Филипповичи Трубчевского района.
Это село находится всего в 8 км от села Семячки, где жили родители художника.
Кроме этого, Порфирий был троюродным братом В.В. Его дед – священник
Гонорский Евдоким Григорьевич был родным братом деда художника –
священника Гонорского Григория Григорьевича. На фотографии – молодой
художник в длинной, запачканной красками рубахе с кистью в руке. В мастерской
несколько картин – пейзажи, портреты, иконы и картины на религиозные сюжеты.
На потолке керосиновая лампа, на полу возле картин копии классических бюстов.
Одним словом «Художник в мастерской». Лицо художника выглядит старше того,
что на фото из Пензенского учебного дела, но черты лица похожи. Скорее всего,
это подарок В.В., если только у Порфирия не было других знакомых художников.
К сожалению, сам Порфирий Виссарионович большевиками был
репрессирован[23] и погиб в ГУЛАГЕ. Его сыновья погибли во время войны, две
дочери выжили, но детей у них не было. Фотоальбом семьи Порфирия Гонорского
сохранился и находится в Трубчевском краеведческом музее.
Были у меня попытки найти сведения о судьбе художника путем изучения
данных его родного брата Александра Васильевича. Оказалось, что у него была
интересная биография. После окончания в 1911г. Московского университета он
был принят на работу в министерство путей сообщения в хозяйственный отдел.
Жил с женой в Санкт-Петербурге[24].
В 1914г. решил переехать в Киев[24], возможно, поближе к брату или дяде.
Когда началась война, в звании прапорщика был назначен комендантом
санитарного поезда[25]. Был награжден орденом Св. Станислава 2ст. уже как
офицер службы передвижения войск[26]. Мне это было интересно, тем более, что
и я уже долгие 40 лет работаю в аналогичной службе, сейчас это служба военных
сообщений. В дальнейшем Александр Васильевич убыл с Белой Армией в
Румынию. Оттуда 8.10.1919г. на корабле «Мечта» направлен в Одессу[27], но
обратно уже не вернулся, и в 1923г. переехал в Москву, женился на молодой
ткачихе и поступил в издательство «Известия» в качестве бухгалтера и
дослужился до начальника экономического отдела[28]. В 1932 из издательства
ушел, но репрессирован не был. Умер в 1963 году. Жил в доме, где кроме него
имели квартиры сотрудники разных московских издательств. К сожалению, дом
этот №10 в Пуговишниковом переулке не сохранился, а домовая книга в архиве
Москвы пока не нашлась. Детей супруги Гонорские не имели. Сотрудники ЗАГСа
в московских Хамовниках отказали мне в просьбе сообщить контактные данные
лиц, оформивших смерть супругов Гонорских и место их захоронения,
сославшись на закон о защите персональных данных. Вполне возможно,
художник и его брат похоронены где-то рядом. Насколько я понял, закон
запрещает сообщать без разрешения персональные данные ныне живущих
граждан, а не умерших, но у нас если запрещают, то всё сразу. Какую тут при
таких порядках историю можно разыскать?
Последнее, что я сделал, написал письмо в Париж в «Центр Помпиду». Жду
ответа из архива от мсье Бонилли. Возможно, французы найдут то, чего не могут
найти наши. Однажды я нашел в интернете рекламу одной фирмы из СанктПетербурга (кладбищароссии.рф), которая утверждает, что имеет обширную базу
по захоронениям. Я сообщил данные В.В. и буквально на следующий день мне
сообщили, что всё нашли и готовы за 1990руб. сообщить мне искомое место. Я
решил подождать достоверных отзывов о работе этой фирмы, а пока их 50 на 50.
14 ноября 2020г. А.В.Гетман, г. Красноярск.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Бубновый валет: примитив и городской фольклор в московской живописи
1910-х годов / Глеб Поспелов. - 2-е изд., [доп.]. - Москва : Пинакотека, 2008
2. Госархив Пензенской области – ГАПО, ф.120, оп.1, д.50, л.093об-094, ГАПО
ф.120, оп.1, д.8, л.049об-050.
3. ЦГА Москвы, ф.418,оп.320,д.409,л.2-3,л.17
4. Госархив Смоленской области ГАСО ф.48,оп.2,д.169,л.15об-16
5. Госархив Брянской области ГАБО, ф.588, оп.1, д.713
6. РГИА (г. Санкт-Петербург) ф.796, оп.71, д.418, л.834
7. ГАБО ф.478, оп.1, д.8, л.64
8. ГАБО ф.478, оп.1, д.16, л.14-14об
9. Орловские епархиальные ведомости 1898г. №3, с. 105.
10. Адрес-календарь Орловской губернии 1910г. с.289.
11. ГАК (г.Киев) ф.93, оп.1, д.332 л.13
12. Орловские епархиальные ведомости 1895г. №32, с.922.
13. ГАК (г.Киев) ф.93, оп.1, д.332 л.14
14. Аристарх Лентулов. Воспоминания. – СПб.: Изд-во «ПЕТРОНИЙ», 2014
15. Андрей Крусанов: Русский авангард. 1907-1932. Том 1. Книга 1.
16. ГАБО ф.486. оп.1. д.19
17. РГИА ф.802, оп.1, д.8451, л.71об, Андрей Гонорский
18. ЦГИАК (г.Киев) ф.711, оп.2, д.3427, л.91, Григорий Гонорский
19. ЦГИАК (г.Киев) ф.711, оп.2, д.3597, л.90, Евдоким Гонорский
20. РГИА ф.796, оп.82, д.931, л.49об, Григорий Полидоров
21. РГИА ф.796, оп.74, д.570, л.45об, Иван Полидоров
22. Сторчай О. Ф. Масютин "Памяти учителя Ивана Федоровича Селезнева"
(Передмова до публікації архівного документа О. Сторчай) / О. Сторчай //
Художня культура. Актуальні проблеми. - 2008. - Вип. 5. - c. 508.
23. http://repres.bryansk-eparhia.ru/person/472/page-5/
24. РГИА ф.73 оп.9 д. 516 л281 и л281об.
25. РГИА ф.273оп.9.д.516 л.291 и л. 291об
26. РГВИА ф. печатные издания, оп. печатные издания, д.14836, л.557
27. С.В. Волков. База данных «Участники Белого движения в России» /4-190/
28. «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРХИВ» Управления делами Президента РФ, личная
карточка уволенного работника на Гонорского Александра Васильевича за период
работы в Издательстве «Известия» в 1932 году

(Материал из Интернет-сайта)