Моя многогранная Русь. Часть 6

Татьяна Немшанова
Летит поезда нить.
Летит тополиный пух.
Руси дух летит.


Поезд несёт по Уралу всё дальше и дальше на юг. Мелькают за окном родные просторы – знакомые, незабытые! Смотрю, глотаю, словно в пустыне жадный странник воду – дух родной земли.

«УАЗ»… – село?.. – непонятное наименование… – остановка после Уфалея. Равнина. За Каменском-Уральским простирается плоская степь. Пересекли реку. Она глубоко врезана в равнину. Берега – живописные, скалистые, крутые обрывы с обеих сторон.

Летит тополиный пух – бело! Залетает в окно поезда, щекочет нос. Серёжки на тополях распущены - белы от пуха. Пух тополиный пушистым слоем лежит, - будто снег на земле; белой знойной вьюгой ветром гонится по дорогам. Если бросить спичку зажжённую, – вспыхнет вмиг, как порох! Обстановка взрывоопасна. Слышала раньше, что тополиный пух – это напасть. Сама никогда прежде не видела в подобном непомерном количестве. Действительно, подобная ситуация - не так хорошо, как думалось прежде. - Дышать в поезде и то проблематично!

Жадно вглядываюсь в мелькающие пейзажи:

- Спаржа растёт прямо возле железной дороги, а не в огородах. Различаю в разнотравье знакомую с детства травку - пастушью сумку, - неяркий, неброский цветок, однако съедобный и лечебный; издревле растение упоминается в лечебниках: останавливает кровь. Мне, к счастью, не приходилось прибегать к его помощи.

Бескрайние поля засеяны, что радует и душу и взор. В огородах взошёл картофель: кустики сантиметров по двадцать высотой. Ботва - ярко зелёная! У людей на грядах повсеместно посажен лук и салат, а возле дома цветёт куртинка алого, розового пиона. Удивительно! – встречается и мак!.. - Как-то не вырвали, и не арестовали хозяев!.. Помнится, в детстве, мак постоянно рос во всех уральских огородах, и ничем криминальным не виделся. Детвора ждала, когда отцветёт, и головки поспеют. Неспелый – белый, горький и невкусный. А выспеет, сорвёшь коробочку, а он стучит внутри семенами, будто погремушка. Сверху- дырочки. Через них высыпаешь горстку семян чёрных в ладонь, и ешь. Они сытные! Тогда детвора питалась на подножном корме, всем, что природа дарила, и ни о чём плохом не думали. Бабушки рассказывали, якобы ещё раньше – в их младенчестве, матери много работали. А чтобы дети спали, не плакали, давали пить маковое молочко. И ничего… - выросли трудолюбивыми…

Растёт облепиха. Она завезена на Урал не так давно. Кругом, на километры тянутся луга, колки березняка, болотца с зарослями аиром и тростником. Лесопосадки линиями строятся – рядами, с двух сторон, окружают железнодорожное полотно.Они – щит железной дороги, высажены, чтобы не заметало снегами зимой. Здесь кипрей высотой уже до сорока сантиметров, - ещё не цветёт. А у нас на Севере, возле восточного склона Приполярного Урала,  снег ещё не стаял! А иван чай зацветёт лишь в июле.

Навстречу выбегают заросли папоротника. Мелькает река, долина, березняк, насыпь. Одуванчики уже отцвели, стоят - белые, пушатся, а у нас – ещё не зацветали и спят под снегами!..

Цветёт горец змеиный. У нас, на Севере, он расцветает в июле на Ивана Купалы. Разница сроков цветения трав, наступления лета у нас на Севере ХМАо –Югра и тут составляет месяц, а то и более. Цветут зонтики крестоцветных трав. Вспомнилось, что с детства не ела дикарку, - прошли десятки лет! Нигде не встречала больше этого растения. Даже не знаю ботанического названия. Растение  похоже вкусом на горчицу, редис, редьку, репу. Красивое! Цветы жёлтые, ароматные; собирают пчёл со всей округи. Почему-то дикарку до сих пор не придумали культивировать!.. - Попробовать бы переселить её на Север, в огород, – прекрасный ранний салат! Со вкусом кресс-салата. И цветёт ярко! - Ярко- жёлтые высокие кисти на фоне нежной зелени!.. – декоративны. Подумалось:

- Кислятки бы сейчас поесть!.. – хороша она и для пирожков! Растение – горное, из семейства горцев. Давно тоже не видела. На Южном Урале в Челябинской области, росло на полях и высоко в горах. В молодом виде побеги можно есть просто так, без всего. Похожи ароматом и вкусом на яблоки. Часто кислятку продавали на улицах города Аша. В Аше собирали рано утром на вершинах Аджигордака, чтоб не повяла, и продать до обеда. Обычно люд расхватывал пучками. Покупала и я. Из кислятки получаются вкуснейшие пирожки! – первая витаминная зелень!

Мать-и-матчиха давно отцвела. Белеют головки её семян, и разрослась листва. Она последние пару лет появилась на берегу Ляпина возле здания старой почты в нашем селе. Семена завезли с грузом, с баржами и машинами – на колёсах, когда строили дороги в селе. Растение прижилось, адаптировалось. Прижился у нас со строительством дороги в селе и лопух – самый обыкновенный! Раньше он не рос. Ещё к нам занесли всякие сорняки с семенами огородных культур. Невольно торговля способствует переселению травяных новосёлов с далёкого Южного Урала в отроги Приполярного.


Фотоснимок автора. На фото вид с поезда.

Анонс: путешествие на поезде с Севера Приполярного Урала, западной Сибири, на Южный Урал, с восточного Зауралья в западное Предуралье. Лето.


Ключевые слова: Путешествие, Тулпаремшан, путевые заметки, лето, июль, Урал, Приполярный Урал, Средний Урал, Южный Урал, поезд, степь, Каменск-Уральский, природа, степь, растения, растительный мир, кислятка, дикарка, крестоцветные, тополиный пух, облепиха, картофель, поля, огород, мать-и –мачиха, одуванчики, лопух, горы, Аджигордак, Уаз, горцы, пион, мак, лук, лесопосадки, березняк.

Путевые заметки. Очерки о земле Уральской и Сибирской.

Моя многогранная Русь. Часть 6.