В атаке - зелёные сердца. Часть пятая

Андрей Грачев 2
15 августа, уже в роли командира I группы, Айзенах заявил Ил и Кобру. Группа его тоже отработала хорошо: заявлено было 12 "Илов", ещё два заявили пилоты штаба эскадры и сам её командир. Интересно, что по отчётам 3-й ВА однозначно сбиты истребителями 11 "Илов", ещё несколько отмечены как НБЗ, то есть советские документы успехи немцев подтверждают. Также подверждается "Кобра", сбитая вечером, из состава 68 гиап.

Затем ас отличился 23 числа. В том бою была полностью уничтожена четверка Илов 825 шап, одну из побед одержал Айзенах. 24 числа ас заявил "Як". Заявил он его вечером, но в указанное время потерь не зафиксировано. Не имеет по времени подтверждения и заявка аса от 26 числа. Но 27 числа ас добился реальных успехов, ему удалось с боем пробиться к штурмовикам из состава 118-го шап и сбить один из них, также был им сбит истребитель из состава 11 САК. 28 числа ас, не испытывая никаких помех со стороны истребителей сопровождения, сбил очередной Ил из состава 502 шап. 29 числа ас одержал последнюю для себя победу тем летом. Про тот бой против 63 гиап мы рассказывали в обзоре побед Тегтмайера. В самом конце упорного боя Айзенах смог сбить лётчика Телешева.

В следующий раз ас отличился лишь 14 сентября, в день начала советского наступления. Зато одержал 9 побед, став лучшим в эскадре в тот день, и одна из них стала его сотой.

В первом случае ас атаковал группу штурмовиков 118-го гшап. Истребители сопровождения действовали пассивно, и ас сбил два самолёта из состава группы. А потом был бой против Пе-2, которые атаковали аэродром в районе Риги. Немцы смогли частью сил сковать "Кобры". Пе-2 попали под интенсивный зенитный огонь, и тут же их атаковали ещё и фв-190. В итоге погром был страшный - потеряно 13 Пе-2. Пять из них посчитали сбитыми ЗА. Четыре заявки оформил Айзенах, а всего немцы оформили 17 заявок. Трудно сказать, насколько и кто завысил результаты.

В третьем случае ас заявил три "Ила", один из них стал его сотой победой. На сей раз пострадал 825-й шап, который при возвращении с задания был атакован и потерял три своих "Ила". В общем, день у аса был очень успешный, а сопровождение штурмовиков, увы, не всегда было на высоте. Однако по поводу этих "Илов" вопросы есть, так как два из них, по докладам, подбиты были огнем ЗА. Все указанные машины совершили вынужденные посадки, но были неремонтоспособны, экипажи получили тяжёлые ранения. С другой стороны, в данном случае мы можем усомниться и в правильности идентификации потерь с Советской стороны, так как 15-я ВА не славилась отличной организаций и периодически сбитые якобы огнем ЗА по первоначальным данным Илы оказывались впоследствии сбитыми ИА.

15 числа ас оформил три заявки. Причём их них подтверждается только Ил. Атакована была 308 иад. По причине, как сказано, "недостаточной осмотрительности прикрытия", было сбито два Ила, один тяжело поврежден, но дотянул до своих. Судя по всему, Айзенах и его постоянный напарник Хессе сбили один Ил на двоих, так как их заявки полностью стереотипные. Во втором случае ас явно вел бой с группой Кулиева из 65 гиап. Причём этот бой был приведён как пример эталонного, так как немцы не смогли прорваться к Илам и не смогли сбить ни один истребитель. Айзенах одну победу на счет всё же записал. Не подтверждается и "Кобра", так как в ходе серии налётов вечером потеряна была всего одна. Погиб Житенев Семён Егорович из 72 гиап, имевший 6 побед на счету. Его сбил лётчик Карл-хайнц Кордес. Айзенах тоже вёл бой с группой "Кобр" на виражах, но успеха не добился. Да и в целом налет на сей раз организован был неплохо.

17 числа ас заявил три победы. Два Ила были из состава 225 шад, потери составили три штурмовика (именно от действий фв-190), немцы оформили пять побед. Также заявлен был Як. Хотя в указанное время вели бои сразу две группы 66-го гиап на Яках-3, потерь они не понесли, так что Айзенах в очередной раз отметился "баранкой".

19 числа ас одержал очередную победу над Илом. В тот день заявки на победы над "Илами" и реальные потери 3-й ВА в воздушных боях совпадают и составили три штурмовика. Так что эта заявка аса подтверждается.

21 числа ас получил ранение и выбыл до конца года. Видимо, он был ранен во время налёта на аэродром Сигулда.

Если подытожить, мы видим, что группа его работала очень эффективно, особенно в сентябре, и сам ас работал успешно, причём не брезговал, как видим, сложными групповыми боями с советскими истребителями. Но больше всего от его действий страдали штурмовики. Вместе с тем, Айзенаха трудно назвать самым объективным асом JG54. Мы нашли довольно много случаев, когда заявки аса или сомнительны, или однозначно не подтверждаются.

Ульрих Верниц.

Этот ас известен, пожалуй, ещё меньше, чем Тегтмайер. А, между тем, этот ас стал рекордсменом эскадры в августе, опередив по количеству побед даже Киттеля. Верниц записал за свой счёт 22 самолёта. И, если бы не болезнь, из-за которой он вынужден был надолго покинуть фронт, вероятно по итогам Войны ас бы вошёл в число лучших асов эскадры. А так он еле добрался до 100 побед. Карьеру свою он провел в 3 отряде.

Итак, счёт победам он открыл в небе Полоцка 28 июня. Заявил ЛаГГ-3 и Кобру. Конечно же, никаких ЛаГГов здесь не было. Это был Як-7б из состава 976 иап. Бой советские пилоты провели хорошо, немцы так и не прорвались к Илам, Яки потерь тоже не понесли, однако Верниц всё же заявил победу. Что до "Кобры", то она, очевидно, подтверждается, учитывая тот факт, что в тот день заявки и потери "Кобр" совпали.

30 числа ас оформил целых семь побед. Это был вылет 811 шап, которые сопровождали Кобры из 190 иад, причём командовал группой Кобр сам командир дивизии Фокин. Командование осталось очень довольно вылетом. Немецкие истребители так к Илам и не прорвались, Кобры тоже не понесли потерь, только два самолёта были незначительно повреждены. Правда, один "Ил" был потерян над целью, но от огня ЗА. Место заявки явно совпадает с заявкой Верница, скорее всего ему записали сбитый зенитчиками штурмовик. Кобра, заявленная им, не подтверждается однозначно. Кроме него, заявку на Кобру оформил Отто Киттель, тоже без особого основания.

Затем, в 15 часов, он оформил Як, ещё два оформил его ведомый унтерофицер Хуго Велш. Забавный момент: ведомый сбил больше, чем ведущий. Впрочем, никаких Яков в тот период не было сбито, да и боев они, кажется, не вели. Вероятнее всего, это были Кобры 17 иап, и, видимо, как раз в том бою был сбит пилот Константинов, который якобы таранил вражеский самолёт (информация о таране неоднозначна и данными JG54 не подтверждается). Примерно совпадает и высота, и место. Но немцы зачем-то записали себе три победы. Затем ас присовокупил в очередном вылете Ил, Як и Кобру. Из всего этого подтверждается только Кобра. В том бою было потеряно два таких самолёта, второй сбил всё тот же Велш. Остальные две победы одержаны в воображении аса. Ну и наконец вечером совместно с Киттелем ас атаковал штурмовики 6-го гшап, сбито было три таких машины, две сбил Киттель и одну - Вернитц. Причём это был единственный случай, когда в тот день удалось немцам нанести ущерб штурмовикам, в целом советские истребители их опекали хорошо. Таким образом, из семи заявок аса подтверждаются всего две, ещё одна под вопросом и ещё одна очень маловероятна.

Затем 3 июля ас заявил две Кобры, в том же бою отличились коиандир его отряда Отто Киттель и Гюнтер Халлер из штаба эскадры. Реальные потери составили две Кобры 494 иап, пилоты Бартенев и Мошинский. Скорее всего, минимум на одну победу ас успехи завысил. 17 июля в районе Друи ас заявил два Пе-2, реально же был потерян только один из состава 11-го орап, пилотировал его капитан Егоров.

21 июля ас поработал успешно. Он заявил четыре победы. В первом случае он атаковал в составе группы 761 иап. Немцы атаковали двумя группами - одна атаковала истребители, другая штурмовики. Любопытно, что, став в круг, штурмовики смогли отбить все атаки, а вот истребители понесли тяжелые потери. Сбиты Мироненко, Шишков и Лоскут. Ещё один истребитель получил столь тяжелые повреждения, что был списан после посадки. Примечательно, что немцы оформили только три заявки. Во втором случае Вернитц снова атаковал тот же самый полк. Все пилоты группы, включая её командира Толстопятова, не имели особого опыта и побед на счету, и снова было сбито три самолёта, лётчики Аблякимов, Толстопятов и Супрун. Кроме Вернитца, одну заявку оформил его напарник Велш. В общем, в тот день заявки аса хорошо подтверждаются.

Однако затем аса снова "понесло". 27 числа он заявил три Ла-5 за бой, но никаких потерь Ла-5 в тот день не отмечено. Отмечен только один короткий и безрезультатный бой Ла-5 и фв-190.

1 августа ас снова заявил за один бой три Ла-5, а потом ещё один. Между тем, за день потеряно было всего два Ла-5. В первом бою ас бился с 137-м гиап на Ла-5фн и сбил пилота Спирина, второй же Ла-5 за день сбил Тегтмайер. То есть из четырёх заявок подтверждение имеет только одна.

5 августа ас заявил две победы над Илами. Пострадала 15 ВА, потерявшая сбитыми два Ила, ещё два после боя сели на брюхо. По её отчётам, все потери стали следствием огня ЗА. Вероятно, это ошибка, но в любом случае немцы завысили успех. Они заявили шесть побед. Не имеет подтверждение заявка аса от 7 августа на "Кобру".

15 августа ас заявил три победы за бой, а всего немцы отчитались о семи сбитых Яках в том бою. По отчётам 64 гиап, сбито было всего два. Группа Василия Степановича Виноградова была атакована, сначала немцам не удалось добиться победы, они вступили в большой групповой бой, в котором сбили один из "Яков". На обратном пути, когда, казалось, опасность уже миновала, немцы снова атаковали и сбили дерзкой атакой Виноградова. Наш ас, имевший 6 побед на счету, погиб.

Изучив заявки, мы понимаем, что первую победу одержал либо Киттель, либо Артур Гэртнер, а Виноградова уже точно сбил Гэртнер. Верниц же заявки оформил лишь от желания. А вот заявка на Кобру имеет подтверждения, в ходе масштабного боя были сбиты пилоты 11 ИАК Иванников и Руденко, причём немцы оформили лишь одну победу.

16 числа утром ас заявил две победы над Илами, а всего немцы оформили 12 побед, причём все - пилоты 3 отряда. Пострадала 332 шад. Вылет был плохо организован, поэтому немцы без особого труда прорвались к Илам и сбили шесть из них, ещё один был сильно поврежден и совершил вынужденную посадку на брюхо. С радости немцы сильно завысили общий успех.

23 числа ас поучаствовал в уничтожении четверки 825 шап. Ни один из Илов после боя не вернулся на базу. 24 числа ас также одержал реальную победу в боях против 14 ВА, сбил Ла-5. Было потеряно всего два таких самолёта, вторую победу заявил Кварда.

А вот 25 числа ас заявил три победы, но они сомнительны. Сначала он заявил два Яка. Это были явно Яки-3 из состава 66 гиап. Любопытно, что бой шёл на виражах, где Яки-3 были очень сильны, тем не менее немцы добились одной победы. Не факт, что её одержал Верниц - более вероятно, что победой отметился пилот штабного отряда JG51 Гюнтер Хайм. Ас заявил ещё и Ла-5, но их определённо в этот период потеряно не было.

28 числа ас одержал последние четыре победы перед болезнью, которая надолго его выбила из боев. В первом случае он заявил Як и Пе-2 из состава 15 ВА, но в указанное время эта армия не теряла истребителей, а Пе-2 не теряла вовсе.

Второй бой был уже против 3-й ВА. Не подтверждается и заявленный в этом бою Пе-2. 126-й гбап подвергся, несмотря на в целом грамотное сопровождение "Кобр", атаке фв-190, однако слаженным огнём стрелков атака была отбита. Что не помешало заявить победы Верницу и пилоту Бруно Теззеле из 1 отряда. Затем фв-190 были втянуты в упорный бой с 72 гиап. В ходе этого боя немцы заявили четыре сбитых, но реальные потери полка составили один самолёт. Однако, судя по месту, данную победу одержал именно Верниц. Она стала для него единственным реальным успехом за день.

Если подвести итоги, мы видим, что Верниц был самым не объективным пилотом из всех лётчиков JG54, кого мы рассмотрели. При этом, его нельзя назвать пилотом слабым. Он охотно вёл сложные бои, ввязывался в групповые схватки, атаковал Илы, порой добивался реальных успехов, но чаще всё же его заявки были плодом воображения. И, если отбросить это воображение, то Верниц не выделялся среди многих других пилотов эскадры, которые работали не менее успешно, но известны мало. Поскольку не завышали результаты так существенно, как Верниц.