МЫ как стадное мычание

Анатолий Апостолов
       
                "МЫ" как стадное мычание

      Выбранные места из авторских примечаний.

           Мы — пленённые звери,
           Голосим, как умеем.
           Глухо заперты двери,
           Мы открыть их не смеем.
 
                Федор СОЛОГУБ, 1914


          Человек — скотинка стадная. Человек обречён жить в стаде или в стае, в  корпоративной или воровской шайке, в трудовом  коллективе.  В одиночку  он быстро деградирует,  замыкается в себе, перестаёт  логически мыслить и начинает  враждебно воспринимать окружающий  его  мир. Человек   —     явление социально-психологическое, метафизическое    и физико-математическое. Не надо забывать, что  вождь без племени — никто и звать его никак, что  племя  без вождя —  толпа, слепое  коллективное животное; что  пастух всегда  один, подпасков несколько, а пасомых  скотинок  несчётное  множество. Мы  — стадо,  нас много, а таких  "ловцов человеков" и пастырей, как Иисус Христос   — всего   один за  две тысячи лет. 
       "Мы"  —  местоимение  универсальное, фактор отчасти магический и мистериальный, пригодный  в любых обстоятельствах для успешной манипуляции массовым сознанием.  "МЫ" как знак аккумулирующий миллионы людских  психических  энергий в одной точке в один  энергетический заряд  пространства времени, явление  весьма редкое в мировой истории. Сохранилось множество мифов на эту тему, но письменных источников и реальных фактов, зафиксированных живыми свидетельствами весьма  мало. Могучий фактор "МЫ" (как народ и нация)  чаще всего проявляется во время глобальных социальных катастроф,  из коих основным видом  является ВОЙНА.  Именно во время жестоких и кровавых битв и побоищ, на фоне коллективной  психической напряжённости,   экзальтации и "жертвенного безумия" возникают   массовые видения, чудесные  события и  "небесные знамения", которые придают  фактору "МЫ" почти сакральное, эзотерическое значение. Так, например, огромным  боевым воодушевлением французов и "небесными знамениями" сопровождались  многие битвы Столетней войны  с англичанами под водительством Орлеанской Девы   — это сражение при Монтре и Пате, при осаде Орлеана. В безбожном СССР  могучий фактор "МЫ"  весьма  ярко, продуктивно  и  эффектно проявился во время Сталинградской битвы и в сражении на Курской дуге, когда массовый  жертвенный героизм достиг нечеловеческого предела, когда напряжение  общечеловеческого духа вызывало массовые видения и  небесные знамения. О явлении  образа Божией Матери, как как бы вознесшейся  и парящей  в осеннем Сталинградском небе свидетельствовали  многие солдаты и офицеры  62-ой (8 гвардейской) армии маршала В.И. Чуйкова, а также  и убеждённый атеист, уполномоченный  по делам Русской Православной Церкви в УССР П.С. Ходченко, который  подробно излагал  о "Божьем чуде" в небе  Сталинграда в  донесении   своему непосредственному  начальнику в Москве  —председателю  Совета по делам РПЦ  Георгию Карпову. Среди  ряда  современных историков церкви кочует  предположение, что именно  это "Божье знамение" в  небе Сталинграда  и вынудило  Сталина возродить в стране атеистов и безбожников  православную веру, восстановить   Московскую Патриархию, вернуть к пастырской деятельности из ссылок и лагерей видных  церковных иерархов. В это можно  поверить, зная, что бывший учащийся духовной семинарии Иосиф Джугашвили,  частично  был "красным мистиком", верил в "эликсир долголетия и вечной молодости" и даже в идею  физического бессмертия  "группы "Аргус" академика НКВД СССР Савельева. Однако, сегодня для нас не так важны взгляды Пастуха народов на некоторые тайные  стороны метафизики и эзотерики. Не они  одни составляют  главную трагедию  отечественной истории.  Для нашего поколения  представляет интерес чудесные преображения  человеческого стада в могучую нацию, способную отстоять любой ценой своё законное место на планете.
 В сталинградском Божьем  Знамении  фактор "МЫ"  способствовал  всеобщему ПРЕОБРАЖЕНИЮ ЛЮДЕЙ на   пике их великого  духовного  ПЕРЕЛОМА  —  от всеобщей подавленности и депрессии, от   полного измождения на пределе сил, в следствии   почти непрерывного отступления и обороны  к  небывалой  воодушевлённости, к готовности  бороться с новой силой и непременно побеждать. (Мария Городова). Однако не будем забывать, что фактор "МЫ" в большинстве случаев не срабатывает в положительную сторону даже на весьма кратком отрезке времени. Чаще всего фактор "МЫ"  не объединяет множество людей, а  наоборот  — разъединяет их, "атомизирует" больное общество. (Александр  Зиновьев) Отчасти это происходит потому, что целое ядро "МЫ" распадается на несколько социальных, сословных  и профессиональных "МЫ", которые, как правило, яростно конфликтуют между собой во время бесконечного перераспределения земных благ. Это порождает  в обществе классовую ненависть, гедонизм и пофигизм, нигилизм и социальный паралич... Эти  негативные  тенденции ярко проявили себя во время гибели Российской империи в начале века-людоеда и в его конце при  позорном распаде Советской империи — СССР
         "Нет, не погиб в бою орёл  двуглавый, а жалко. унизительно издох!" (Георгий Иванов)

      Человеческое стадо  роднит со стадом парнокопытных  только одно  — умение сообща (всем стадом)  обороняться от внешнего врага.  Агрессивное поведение  и завоевательная политика, война за  жизненное пространство,  за обширные пастбища не характерны  для стад  травоядных животных.  Говорить "мы",  доносить свою мысль "городу и миру" от имени всех, намного безопаснее и легче, чем  говорить от себя лично и выражать своё "частное мнение".
        Власть имущие давно поняли, что личная ответственность сто крат  тяжелее, чем коллективная ответственность. Выражать свою волю как волю большинстве намного солидней и убедительней, чем  выступать  от своего имени по своему  капризу и хотению  — логически мыслящий  политик, вождь и правитель    понимает  свою историческую ответственность перед  миром и своим народом. "Мы"   —  это фактор понимания  и непонимания (несмотря  моральные и физические страдания)   окружающей реальности, порой игнорирует  запросы, интересы и пожелания  отдельных граждан.
       В СССР фактор "МЫ" возник, оформился и созрел идеологически  в эпоху  "военного коммунизма" с его идеями  мировой  революции  и лихорадочной индустриализации (ударной милитаризации) страны, когда воспевание и романтизация "МЫ"  пролетарскими поэтами помогала большевикам   претворять в жизнь,  в  самые сжатые сроки, прежде немыслимое и нереальное "планов громадьё" (Владимир Маяковский)
       "Мы  кузнецы,  и дух наш молод —  куём мы счастия ключи!"  Все эти пропагандистские  камлания и болезненное  коллективное  любование собой, проходило  на фоне тотального насилия, расточительного расхода  человеческого материала, огромных жертв и ломки миллионов судеб  во время коллективизации и на "великих стройках" первых "ударных"  пятилеток.  Позднее фактор "МЫ" окончательно лёг  в  основу военно-патриотического воспитания  советской молодёжи и манипуляции общественным сознанием. Так  прежний герой-одиночка, культурный герой и Демиург уступил место коллективному герою и демиургу советской мифологии, "творцу истории и новой жизни".
     Фактор "МЫ" во второй половине  XX века, окончательно подавив множество  отдельных "Я", глубоко вошёл в плоть, кровь и сознание  советского и постсоветского простонародья.   Многоликое размазанное "Мы", вобрав в себя психофизическую энергию и высокий логический интеллект каждого  отдельного "Я", нагло присвоило себе  его высокий творческий  ум, научные и  культурные достижения. Впервые, в небывалом  масштабе и торжестве это было  отражено  в Стенографическом отчёте XVIII  съезда ВКП(б)  от 10-21 марта 1939 года, где все достижения  советского народа, по словам ораторов, стали возможными только благодаря Партии большевиков во главе с мудрым вождём  товарищем Сталиным. Глубокую благодарность и признательность  "родной Коммунистической партии и всему Советскому правительству"  выражали почти все советские учёные деятели и искусств, герои-полярники, летчики-испытатели, герои-космонавты, инженеры-конструкторы  на всех партийных съездах и торжественных мероприятиях в Кремле. 
      Фактор "МЫ" в социально-политическом аспекте отобразил (и отображает сегодня) советско-монархическое, авторитарное лицемерие и ханжество, фарисейство  православного христианства  иудейского разлива. 
    "МЫ" —   это  символический пиратский  флаг как патриотов "правильных" (казённых), так и  патриотов "неправильных" (либерал-националистов). "МЫ" —  это ширма и надёжное убежище для всех инакомыслящих оппозиционеров, критиков-публицистов и "правдецов" (Александр  Зиновьев)  Под флагом "МЫ" может  успешно процветать и развиваться любая идеология, самая утопическая и самая запредельно  вредная  и мрачная.
        Фактор "МЫ"  несёт в себе  самые высокое мессианские идеи и самое  низкое, примитивное  пещерное хищничество. "МЫ" —  это  надёжное оружие и щит  в любых обстоятельствах, даже в самых  безнадёжных и экстремальных.
        Фактор "МЫ" и ссылка на него  позволяет многим "Я"  открыто выражать своё  частное критическое мнение обо всех сферах человеческой  деятельности. 
       "Я думаю, я так считаю, что в отношениях с Большим Западом, мы были глубоко неправы"
        "Мы допустили  в прошлом много ошибок,  но она все  были оправданными. Ошибок не допускает тот, кто ничего не делает!"
        "Наше дело правое, мы победим, говорю я вам!"
        "Мы, многонациональный  русский народ  —  оплот и спаситель  народов всего мира!"

        "МЫ" — это фактор, оправдывающий  все на свете, любой просчёт и любое неумышленное преступление, "нашу"  умелую и бездарную внешнюю и внутреннюю политику — войну в Афганистане, две  Чеченских войны и нынешнюю затяжную, "странную" Специальную Военную Операцию на Донбассе.
        "Мы — дети  отцов-победителей, а победителей не судят."
        "Наше дело правое, а потому и верное. Мы имеем право на ошибку, потому что мы —   самые первые в гуманитарном деле".  Наша политика на международной арене  верна и правильна, глубоко человечна! Кто с ней  ней не согласен — тот враг  народа".
         Да, мы начали СВО (войну на  Донбассе)  первыми, без  подготовки и спонтанно, но у нас не было иного выхода! Известно, побеждает тот, кто бьёт первым!" 
        "Мы"  может выступать как символ пещерного стадного  выживания и мычание, а также   как  символ  национального единения и созидания  гармоничного во всех отношениях "человейника".  Редко, кто из  великих императоров  и вождей выступал от своего  имени, многие старались  величать себя  во множественном числе: "Мы, Имярек, Самодержец Всероссийский.."
      Великий  советский  диктатор, Иосиф Сталин, в отличие от германского фюрера Адольфа Гитлера, никогда  не принимал самые кардинальные решения от своего имени, а только  от Политбюро, от имени Партии: "Мы тут подумали, и решили.... Есть такое мнения, я думаю, оно правильное..."  Но при этом, всё советское  простонародье (стадо) понимало, что это  именно  "Сталин дал  приказ. Артиллеристы, зовёт Отчизна нас!"
       "Мы"  в реальности - это толпа, у которой стадные пещерные инстинкты, зависть, ревность, алчность, свой язык, своим кумиры и символы, своё  рычание и лай.  В каждую эпоху содержательная суть  "Мы" в общественном развитии (или в упадке)  претерпевает   определённый  негативный биопсихологический сдвиг.  О пролетарском "Мы", как факторе столкновения  индивидуального и коллективного  написал в 1920 году писатель, педагог и публицист Евгений Замятин. Современники восприняли его книгу МЫ" как злую карикатуру на большевистский режим  и советское общество.  Певец  пролетарской революции и лирический сексуальный психопат  Владимир Маяковский, как смог,, вознес хвалу советскому (сакральному "Мы" в поэмах "Облако в штанах", "Про ЭТО", "Хорошо!";

     Мы — это душ наших  золотых россыпи,

                жилы и мускулы...

     Мы —    каждый держит

                в своей  пятерне

                миров приводные ремни....

      В уютной отдельной квартире (и в своём особняке на Таганке, в Гендриковом
 переулке), на досуге и на сытый желудок эти строки звучат вполне жизнеутверждающе и оптимистично, в некоторой степени даже космологически.... Здесь в образе  нового  собирательного  совершенного   Человека выступает коммунистическое "Мы". Неусыпными стараниями токсичного и агрессивного Агитпропа  и его карманных менестрелей возник  советский  народ, для которого  и сегодня характерно полнейшее, поразительное и немыслимое СОПОСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ РОДИНЫ С ПРАВЯЩЕЙ  ВЛАСТЬЮ..... ("Народ и Партия  едины")  Советские поэты-песенники после самоубийства Маяковского, попытались породнить коллективное, стадное "Мы" с личным, персональным "Я".  В этих песнях "Мы" —  это великое множество хозяев  жизни, владельцев  своей огромной страны со всеми её природными богатствами, где всё мое, твоё и всё общее... Вспомним слова: "Как невесту Родину  мы любим, бережём как ласковую мать!"

      Советский (большевистский) фактор "МЫ" обладает  удивительными свойствами  в одинаковой степени создавать культ  толпе ("народным массам") и  культ отдельным вождям среднего и крупного калибра. Сколько панегириков и од было посвящено  советскому многонациональному народу, образу Коммуниста как  культурному герою и  Сверхчеловеку.
     "Мы —    оплот и надежда народов всего мира!". 
     "Претворим в жизнь Сталинский план покорения  природы!" 
     "Пустит  Лазарь Каганович нам метро до ноября!"   
     "Народ и Партия едины! Решения решения XXII съезда КПСС —  в жизнь!
     "Мы, советские писатели,  —  верные помощники Партии!"
   
   
      Непомерное, нескромное  возвеличивание "МЫ"  —   это фарисейский  комплимент  людскому стаду,  смиренным народным массам на очередном  витке развития русского Абсолютизма и Авторитаризма. Фактор "МЫ"  отражает  не только степень  всенародного смирения и тотальной лояльности  граждан к правящему  режиму, но и  готовность к созиданию, претворения в жизнь великих Замыслов на уровне древних рабовладельческих цивилизаций.
      Однако надо понимать, что  духоподъёмный фактор "МЫ" не может быть  рентабельным эффективным  бесконечно долго. В течение жизни двух-трёх поколений  происходит психофизическое и эмоциональное  "выгорание" индивидов, срабатывает фактор понимания великого Обмана и тотальной Лжи, а вслед  социальный паралич и нигилизм.  Фактор "МЫ" позитивно представляет себя только в " в минуты жизни роковые", во время смут и революций, оборонительных войн, но только не в периоды застоя... Так фактор  "МЫ" не сработал во  время распада СССР  —  гибели Советской империи.  Никто из тех, чья профессия  —   защищать Родину и обеспечивать государственную безопасность страны, не встал на защиту существующего строя. Общие интересы сменили личные, каждый индивид захотел быть баловнем Везения и Случая, строить своё благополучие за счёт страдания сотен тысяч других людей по рецептам Большого Запада.  И советское могучее и славное "МЫ" превратилось в беспомощное, растерянное стадо, которое в эпоху глобализации приобрело иррациональные черты. 
   "Мы все, как один,  связаны круговой порукой в борьбе за счастье всего человечества!" (Анатолий  Луначарский)
    В итоге пламенные борцы за счастье  всего  человечества, в борьбе за переустройство мира  в свою пользу, в конце XX века  забыли  о собственном народе и оказались  в большинстве своём презренными и продажными "власовцами" мирного времени.  Возникли ужасы массового сознания, вместо НАРОДА  возникла человеческая масса в живом весе и "пушечное мясо", разрозненные толпы  вместо монолитного ОБЩЕСТВА. Возникло "МЫ" как социальное животное, как неукротимая, слепая и безжалостная сила, которая нуждается в Вожде, с его гипнотизирующим авторитетом.
      Одновременно с ним возникло ещё одно родственное (и одновременно  альтернативное) "МЫ", дружественно-безвредное  — снаружи, враждебно-смертельное — внутри,  обильно сдобренное большевистским лицемерием и неприкрытым  фарисейством. После ряда социальных  экспериментов большевиков над русским народом, трезвомыслящая часть пролетарского "МЫ" стала  понимать, что цепи рабства неизбывны и стали навсегда  нормой жизни,  что феодализм ничем не лучше  рабовладельческого строя древности, что капитализм —  это неравное распределение земного блаженства, а социализм —  неравное  распределение  материальной нищеты и праведного убожества.  Понадобилась  кромешная  Смута 90-х, чтобы наконец осознать, что нельзя лгать и при  этом  "жить не по лжи" (Александр Солженицын), что нельзя ставить знак равенства между ценностями реального коммунизма (социализма) и  буржуазными ценностями  капиталистического мира.
     Смутное время 90-х и нулевых годов,  "обнулила" все достижения и успехи созидательного, социалистического "МЫ", превратив  монолитное общество в человеческое стадо, не способное сознательно сделать  правильный выбор и присоединиться  к великому  духовному  развитию человечества.
        В сегодняшней России этот судьбоносный Выбор формулируется правящей прослойкой "МЫ" точно так  же как и 300 лет назад — как сытое прозябание на краю суровой ойкумены или деятельное (жертвенное) участие  советско-буржуазных граждан  в мессианском, нравственном и мистическом  пути России.  Но готовы ли  сегодня  российские "хозяева жизни", властительные  миллиардеры-олигархи и  банкиры-ростовщики, Скупые рыцари и рыцари Ордена Меченосцев (чекисты)  к дерзновенной и благородной очередной попытке разделить судьбу многострадального русского народа, который десятилетие за десятилетием шел сквозь мрак бесконечных страданий и проблески волшебного торжества к заветной  недостижимой цели-сказке, которой "быть вечной всегда суждено"? Судя по делам на фронтах СВО, не готовы. И не приведут ли эти очередные благие намерения по спасению всего человечества к исчезновению белой расы в целом и русского народа в частности? Не исчезнет ли  сама Россия как страна и как  русская  цивилизация? Не превратится ли нынешняя авторитарно управляемая демократия в демократический деспотизм, в деспотическую демократию? И не придётся после очередного "обнуления" начинать всё сызнова?
   "МЫ"  —   это весь народ, который сомкнул   коммунизм, советскую власть  и народность ( с примесью интернационального духа)  в одно целое" (Александр Зиновьев) 
     Народность  —   это  кровь и почва, наша  энергия и сила, мощь и тайна. Так считали раньше правоверные коммунисты, национал-большевики, так считают  и сегодня православные  олигархи и силовики, носители "справедливой,  авторитарно  управляемой демократии".      
      Русские  религиозные философы и поэты-символисты Серебряного века умели отличать толпу, стихийные народные массы от государственно образующего, цивилизованного народа, смиренное  стадо  от бандитской  шайки, народность от безродного интернационализма, гражданство и политическое убежище  от места гнездования,  рождения и обитания. 
     Благотворный фактор "МЫ"  проявляется только сфере созидания новых гнёзд и отческих обителей, негативный  — в умерщвлении всего живого на  Земле и в разрушении всего того, что было создано  нашими предками задолго до нас.  Вить новые гнёзда —  святое  дело, разрушать же старые и новые  —  неискупимый смертный грех. Об этом замечательно сказано в стихотворении поэта Федора Сологуба, написанного им в 1914 году,  в начале Первой мировой   войны "Разрушать гнездо не надо":

        Разрушать гнездо не надо.
        Разгонять не надо стадо.
        Бить, рубить, топтать и жечь, —
        Это — злое вражье дело.
        В ком заря любви зардела,
        Тот стремится уберечь
        Все, что светлой жизни радо,
        Все, что слышит Божью речь.
        Что живет по слову Божью,
        Не пятнай людскою ложью,
        Дни свои трудам отдай.
        Вопреки земным досадам
        Сотвори цветущим садом
        Голый остров Голодай.

27.07. 2023