Хроники Евразии. Лабиринты древнегреческих мифов

Анита Карелина
Сложно сказать, когда именно началось европейское деление материка Азия. Можно допустить, что деления никакого не было, а Малая Азия была островом, названным Европой. Некоторые сказания повествуют о том, что древние жители Греции считали Европу материком, отделённым от Азии морями: Эгейским и Чёрным (Понтом Эвксинским). Однако уверенности в достоверности этих фактов нет, зато они есть в отношении целостности современной Азии. Ах, простите, Евразии! Земля живой организм, поэтому есть предположения, что привычные нам материки со временем обретут другую форму и, возможно, будет новое название у азиатского континента – Амазия.

Древнегреческая мифология больше всего привлекает к себе внимание, ведь до сих пор литературные версии её мифов, пользуются всеобщей популярностью. Особенно это касается знаменитого похищения Зевсом финикийской принцессы Европы, в честь которой и названа одна из частей света. А что же кроется в названии азиатского материка, от которого так бесцеремонно отделили некую часть и засомневались в правильном звучании названия Азии? Неужели имя океаниды Асии-Азии ловкая мистификация? В Элладе Асией-Азией считали страну скифов, расположенной за низовьями и дельтой Истры (р. Дунай). К тому же, слова «Азия» и «Асия» не совсем идентичны, они имеют собственную историю возникновения, которая умышленно замалчивается. Да и сама история легендарной Греции не менее удивительна и похожа на миф.

Итак, вперёд - в мифы прошлого!

Интересно, какие факты можно найти для ответа на вопрос: почему имена Асия-Азия и Европа удостоились такого высокого звания и стали знаменитыми за пределами мифов Древней Греции? В связи с этим меркнет вопрос о странном делении материка на две части света. Видимо, не так просто будет добраться до истины, ведь среди  гуляющих интернетных версий с толкованием и этимологией имён греческих богинь и нимф слишком много надуманного и вымышленного. Возможно, поэтому в наше время мало кто обращает внимание на биографические тонкости героев и героинь мифов. Побегают по соцсетям новоявленные литераторы, выдернут из первого попавшегося контекста то, что понравилось в историях об олимпийских героях, и – в путь интернетный домысливать.

Вначале стоит разобраться с двумя знаменитыми нимфами. Имя дочери финикийского царя Агенора и получило всеобщую известность, благодаря главному олимпийцу Зевсу, сыну титана Кроноса и титаниды Реи. И всё бы ничего, но почему-то царской дочери многие приписывают биографию океаниды Европы, а то и богини Европы. Наверное, стоит прислушаться к византийскому летописцу IX в., монаху Георгию Амартолу (Жорж Хамартолос, 842–867 гг.). По его словам, похищение Европы совершил правитель Крита Тавр. Видимо, греки действительно создали красивую мифическую легенду на основе византийской летописи, искусно переиначив сюжет.

Всё же придётся покопаться в биографии родителей Европы - отца Агенора и матери Телефассы. Кто же такой Агенор? Как известно, героев с этим именем в греческих мифах несколько. Самым известным считается Агенор, царь финикийского города-государства Седон. По некоторым версиям он - сын верховного морского бога Посейдона и нимфы океаниды Ливии. Телефасса - дочь бога реки Нил и нимфы облаков и туч Нефелы. Значит, Европа не просто земная финикийская принцесса. Она принадлежит семейству олимпийских богов. Всё-таки известность царской дочери Европы заключалась не только в том, что она стала женщиной самого главного бога Олимпа и имела от него детей.

Уместно будет вспомнить океаниду, чьё имя также начинается на «евр», - Евриному, с которой у Зевса была связь и дитя, чья древняя биография полна олимпийских неожиданностей и версий. Но её Зевс не похищал. Судя по всему, дошедшая до нас легенда о похищении Европы, возлюбленной Зевса, была основана на сюжетах более ранних мифов. Сейчас она выглядит красивым пиаром финикийской принцессы. И тут же возникает вопрос: кому такой шикарный пиар понадобился? Не одно столетие гуляет эта легенда по миру и вдохновляет художников создавать гениальные полотна. Есть же и другие интересные сюжеты с похищениями, к примеру, богиню плодородия и царства мёртвых Персефону, дочь Зевса и Деметры, когда-то тоже умыкнули, но миф остался мифом. Конечно, более древние похищения были связаны с природными, сельскохозяйственными циклами, а тут практически современная евро-классика. Да и вообще легенд, сказаний и сюжетов с похищениями женщин, а иногда и мужчин, очень много, и не только в мифах. Вы спросите: почему так популярны похищения женщин? Скорее всего, срабатывает генетическая память, доставшаяся потомкам с доисторических времён от первобытных предков. У некоторых народов похищение невест было и более поздней традицией. Был период, когда девушек похищали с целью продажи. Современность также имеет древний отголосок похищения девушек с целью подзаработать и обогатиться, хотя есть и другие намерения, связанные с получением личного удовольствия и самоутверждения.

Интересный момент: имена принцессы, океанид и богинь, начинающихся на «евр», часто трактуются одинаково - «широкоглазая»…  Наверное, современники решили придать особую значимость Европе. Только не учли, что лунный эпитет у некоторых богинь - «широкогласная», который явно не вяжется с упрощённой заменой на «широкоглазость». В отношении богинь лучше бы сказать – «луноликая». Ан нет! Почему-то забыта «догреческая» мифология и неолитическая богиня Европа с прежним Зевсом. Постепенно уходит всё дальше в прошлое и древняя правительница титанов Европа с подробностями её биографии. А ведь и она считалась богиней-матерью, а заодно лунной богиней, поскольку ещё 35 тыс. лет назад, во времена позднего палеолита, поклонялись Луне и пользовались лунным календарём. Это не удивительно, ведь мифы создавались примерно в течение сорока тысяч лет с появлением белой расы. Только странно, кто сделал такой бездарный «широкоглазый» перевод эпитета Луны? Придётся более тщательно разобраться с евро-богинями и глубже копнуть исторические глубины.

Энциклопедия мифологии очень подробно рассказывает «изначальную» версию о божествах Древнейшей Греции, называя Европу, дочь Агенора и Телефассы, догреческим хтоническим божеством, наделённым эпитетом Луны - "широкогласная". Да, именно отсюда «лупоглазость» повылезла, спутав "глаз" с "гласом", а следом пришла примитивнейшая идея приделать «широкие глаза» Луне. Есть русский фразеологизм «широко раскрыть глаза», только надо вспомнить, в каких случаях употребляется эта фраза, имеющая и отрицательный оттенок. Небесное светило Луна с безграничной интуицией, отражающая солнечный свет, считалась символом матери и зарождения новой жизни, символом тайной мудрости с неограниченными возможностями оказывать влияние на Землю и ей обитателей. Явно не глазами Луна и лунные богини общались с землянами, а всеохватывающим, сакральным, звучащим гласом.

В этой энциклопедии есть ещё нечто о Зевсе Евриопе и о «догреческом» культе… Чьи же это были боги и традиции, которые хранятся из поколения в поколение? Но об этом позднее, в следующий раз. Процитирую лишь это: «Миф о Европе, несомненно, носит след восточного зооморфизма, подобно сродным с ним сказаниям о Кадме и Минотавре. Кроме Крита, Европа почиталась в Фивах как туземное божество. Геродот рационализирует сказание об Европе и считает её финикийской царской дочерью, похищенной критскими купцами». Есть и другие факты о том, что греческие мифы  есть литературная версия легенд и сказаний догреческого происхождения. Оттого так много путаного в биографических изложениях героев мифов. А ведь герои тех древнейших сказаний существовали в реальности пока не обрели новую жизнь в мифах Древней Греции.

Попытка сравнить финикийку Европу в облике обычной женщины с некоей богиней как-то не очень получилась, почему-то даже посвящённого ей храма уже нет. Правда, найдены метопы в Селинунте с сюжетом похищения Европы, датированные примерно 550 г. до н.э. Также есть и робкое упоминание о храме с её именем, но почему-то он принадлежит Астарте. В основном в античные времена о Европе повествуют только фрески и рисунки, сидонские монеты с изображением Европы на быке-похитителе, а в Средневековье появились и книги с мифом, затем эпоха Возрождения придала мифу с похищением Европы особую популярность. Кроме того, появляются намёки, что имя дочери царя Агенора дано только для того, чтобы подчеркнуть разделённость азиатского материка. Не удивительно, что гуляют в соцсетях тексты о гомеровских временах, когда «Европой называлась территория Средней Греции, а позже это название перешло на весь материк». Ну и остров Крит тоже якобы носил имя легендарной Европы. Как ни странно, но даже Геродот так и не узнал, кем были знаменитые женщины Европа, Асия и Ливия, ставшие символами частей света. В их именах скрыта тайна, которую до сих пор хранят греческие мифы. 

Скорее всего, переименование Анатолии (в переводе с греческого – Восток) не было случайностью. Кто-то не совсем умело создавал своему народу наидревнейшую биографию на базе чужих исторических фактов и таким образом стремился подтвердить легитимность образования новой европейской границы. Их потомкам только на руку множество интернетных публикаций, принадлежащих не знающим толком ни истории предков, ни географии, ни русского языка. Главное – мало кого волнует достоверность написанного, а вымыслы молчаливо одобряются. Коль кто-то об этом уже «подумал и воплотил», самое простое - сделать выбор согласно уровню собственных познаний. Ну а потом из этой среды появляются великие критики с попытками заглушить научные знания, в которых они ничего не понимают. Кажется, Бальзак говорил о том, что слыть умным довольно просто: стоит только почаще обращаться к словарям. Но не рекомендую этого делать, так как интернетные словари и энциклопедии слишком часто привирают. А знаменитая Википедия не зря сейчас считается нарушительницей законодательства Российской Федерации.

Кем были Европа и Асия в миру нам так и не узнать, но можно попробовать узнать, чей народ создал эти имена. Откуда с незапамятных времён столько «евр» взялось в именах, если не из мифов? Видимо, пришло время вспомнить о ветрах, обитавших на Земле задолго до появления человечества. За последние 40-50 тысяч лет ветры постепенно обретали свои имена и некоторые привилегии. С незапамятных времён люди считали, что ветры – создания Бога. Думаю, все согласятся, что земные стихии отданы именно ветрам, а, как известно, сила их безгранична. Ветрам поклонялись, обращались к ним с просьбами, задабривали и приносили жертвы, но главное - их дуновение считалось дыханием Бога. Не удивительно, что в мифах появлялись прекрасные легенды о ветрах, в том числе и в Древней Греции. Не зря греческое слово «Pneuma» (Пневма) обозначает и дуновение ветра, и божественный дух, и посланника небес.

Крылатые дети Астрея (бога Звёзд) и Эос (богини Зари) известны всем: северный ветер Борей, южный – Нот, западный – Зефир. Как-то так получилось, что у восточного ветра Евра-Эвра мифические родители неизвестны, поэтому у него есть и другое имя – Сирокко (scirocco). Восточному ветру отводится зона широкого дуновения – юго-восток. Похоже, что «сирокко» очень близкое слово к русскому – «широко», вот и дует он широкомасштабно, с русским размахом.

Боги ветров имеют свой нрав и пристрастия, тесно связаны с природными стихиями. Вполне возможно, что именно загадочный и переменчивый греческий бог восточного ветра Eurus вдохновил на создание женских имён Евринома и Европа. Кстати, Энциклопедия Руниверсалис повествует об океаниде Евриноме (по Роберту Грейсу), которая могла унаследовать «должность» богини Европы. И тут возникает ещё нечто: упомянутая океанида часто ассоциируется с другой Евриномой — соправительницей титанов и супругой Офиона на Олимпе (по Ферекиду Сирскому). Поскольку потом власть захватили Кронос и Рея, погубив Евриному и отправив в Тартар, популярность её угасла. Вот у этой Евриномы явно более богатая биография, которую сложно восстановить доподлинно. Поэтому прослеживается связь не только с Офеоном, но и с титанидой Тефидой (дочь Урана и Геи, супруга брата Океана, чьи дети – океаниды и речные боги), а также с древней богиней Артемидой, и посвящённых ей храмов в Аркадии много, как и разнообразных эпитетов к её имени. К примеру, фигалейцы убеждены, что Эвринома – это эпитет богини Артемиды. И тут же хранители древних сказаний, говорят об Эвриноме как дочери Океана. Кстати, об этом и Гомер писал в «Илиаде». А как же наидревнейшая богиня-мать Тефида, биография которой по некоторым версиям начиналась, возможно, на Камчатке 40 тыс. лет назад? Истинная история народов материка Азия упорно упрощается, если откровенно не затирается.

Странно, что в связи с этимологией имён Европа и Евринома мало кто вспоминает Евра. Этимологию имени Евринома в основном сводят просто к «eury» - и даже древнерусскому слову «широкий», а «nome» - к «распределять, простирать», приводя в пример праиндоевропейский корень «nem», имеющий много других значений. Ну и где ж там «глаза»? Толкование самого имени Евриномы выглядит просто: «та, кто заботится о стадах». К этому добавляется явно не по делу: «кочевник», «правитель, распределяющий закон и справедливость», или «стоящий на страже закона и справедливости». Не понятно, почему говорится не об этимологии имени, а о странном толковании функций богини. Похоже, «переводы», собранные с разных почитанных текстов, соединили воедино кое-как, даже не подумав, что к чему.

Каким же образом к Евру присоединилась «опа» или «оп»? Да просто: Опс! - и ветреный бог Евр подарил новое имя человечеству. Замечательное имя для богини и нимфы. Эмоциональное «опс» с вариантами довольно знаменито и употребляется во многих странах, но в русском языке наиболее широко. Наверное, не обошлось и без коллективного творчества при создании этого слова. Не секрет, что греческая и римская культуры были близки. Близки были и народы, проживающие практически рядом, хранящие сказания и язык далёких общих предков русов-ариев. Не от того ли, заглядывая, к примеру, в мифическое прошлое Древней Греции или Римской империи, можно найти общие темы, знакомясь с легендарными нимфами, океанидами и водными богинями? Правда, у римлян с этим не так масштабно, как у греков. Напрягает созвучие греческого слова «нимфа» и римского «лимфа». Отличает их то, что нимфы с названием «лимфы» в основном употребляются во множественном числе и без собственных имён, но со значением «вода» или «источники пресной воды». Наверное, не совсем верно считать, что греческое слово «нимфы» повлияло на происхождение римского божества пресной воды именуемой Ли;мфа (лат. Lympha, мн. ч. Lymphae). Кроме греческих мифов, стоит учитывать влияние мифов италиков, этрусков и других племенных общностей, населявших околоримское пространство. Интересно и появление в греческом языке слова «нимфолепсия» («захват нимфами»). Поветрие связано с воздействием на людей нимф, вызывающее безумие. Об этом свидетельствуют мифы о нимфах-похитительницах. Уместно вспомнить и Диониса, бога виноделия и ритуального безумия.

Если целенаправленно обратиться к римским богам, то в их числе можно найти и бога моря, который изначально был богом пресной воды и орошения. Это Нептун, чьё имя некоторые возводят к русскому слову "небо". Он сын Сатурна и богини Опы (или Опис, от лат. «изобилие»). Предположительно, это имя имеет сабинское происхождение, а сабиняне (древние италики) имели кровнородственные связи с латинянами. Богиня Опа отвечала за "плодородие, богатую жатву, посевы". Женская форма латинского имени Опс (лат. Ops) почему-то скромно трактуется «в переносном значении» - "сильная, мощная". Изобилие толкований может говорить только о заимствовании слова. А слово-то звучит по-русски и понятно без перевода. У греков оно тоже есть с идентичным значением. Похоже, что из одного котла щи хлебали наши индоевропейские предки. Не известно, когда новые греки прихватили оригинальное слово, ставшее у них популярным и сохранившееся до нашего времени.

Как оказалось, имя Опа популярно не только в Европе. Есть утверждение, что это имя то ли тюркское, то ли казахское с переводом: верность; преданность; польза; прок; толк. Так ведь ещё есть и мужское имя Опа… С этими именами всегда неразбериха. Взять хотя бы русское имя Назар – мужское, а у турков – женское, а древнерусское имя Раяна у них потеряло окончание «-а». Всё настолько запутано, что путаники в оправдание делают попытки растолковать на свой лад непонятное иностранное имя. Напомню, что на Востоке было принято использовать собственную фантазию при создании имён, которые не нуждались в переводе. Однако во всём мире понравившиеся имена заимствуются, в том числе и русские, оставшиеся популярными в странах Востока после живших там русов-ариев. Вот и приходится восточным народам перетолковывать и пояснять значение имён на свой манер.

А уж толкователей-переводчиков заимствованных имён и слов полно везде. Есть они и для толкования этого интересного эмоционального слова «опа». К примеру, «der opa - die opa» в переводе с немецкого – «дедушка». Для узбеков «Опа (Опа, Opa)» — «старшая сестра», то есть термин родства, кроме того, при обращении к старшим добавляется к имени слово «опа» — для женщины и «ака» — для мужчины.

Пожалуй, напомню, что словообразующее «опс» в русском языке используется очень давно и не так усечённо, как на евро-западе. Опа — это междометие (гоп, оп, опа, опаньки, оба-на, опа-на), неизменяемое слово (корень: -оп-; суффикс: -а), выражает неожиданность.  Даже есть список всех слов с корнем -оп-/-об-/-гоп-. Русское слово «опа» используется в значении – «опора, опасение», в то же время это часть речи — имя существительное, но ещё и дополнение, обстоятельство, определение. И русская поговорка имеется – «Не говори «оп», пока не перескочишь». Да и наше разговорное «опа» выражает удивление, недоумение или восторг. Зато вывод сам напрашивается: слово «оп/опс» заимствовано у русских. Ну, у кого ещё так широко и активно оно употребляется, да ещё образует множество других слов?! У нас хоть опора есть, а у них что? Придётся отложить до следующего раза историю с "евром", чтобы окончательно не запутаться. Достаточно поплутали по мифам и легендам о Европе, получивших негласное одобрение и официальную «прописку» в наших умах. Ведь кто-то заинтересован, чтобы фантазии заменили исторические факты.

Чуть не забыла об Асие! В греческой мифологии океанида Асия - дочь титанов Океана и Тефиды. Геродот считал, что Асия супруга Прометея. Аполлодор придерживается мнения, что она была супругой Иапета и матерью Прометея и Атланта. Асию часто путали с Клименой, которая являлась женой Иапета и матерью Прометея. Вероятно, такая же путаница возникала и с океанидой Проноей, ведь и её называли женой Прометея. Предположительно термин «Асия» со словом «малая» был впервые применен древними греками к Анатолии, но не ко всему континенту, а только к Лидии, ассоциировавшейся с титаном Прометеем, а значит, с Асией-Азией.

Заглянув в Энциклопедию мифологии, можно найти нимфу из азиатского региона Асию и… её сестру Европу. Ну вот, не принцесса из Финикии. На этом родословные варианты о происхождении Асии не заканчиваются. В одной из легенд о разделении материка Азия развивается новый сюжет: Асия попадает в сон Европы накануне знаменитого похищения. Сложно сказать, когда появились не очень грамотно написанные пояснения, где Асие отводилась роль то ли воспитательницы Европы, то ли кормилицы, а то и просто её матери. Легенда она и есть легенда, чтобы дать волю фантазии. В некоторых вариантах легенды имеется и пересказ сна с «бурно спорящими женщинами-материками», одна из которых «разлучница без имени», а вторая мать Европы, которую зовут Азил (не Асия!). В подтверждение пророчества более чем оригинальная цитата из текста энциклопедии без правки: «…вторая, подозрительная незнакомка, не отступает, и решительно заявляет, что Европа (мифология древнегреческая) ей будет подарена самим верховным богом – Зевсом, и станет она называться её именем». Слишком безграмотно изложена версия, которая смахивает на не так давно пересказанное и дописанное. Упоминание же Асии во сне Европы выглядит несколько странно. Однако литературные версии имеют право на собственную фантазию. Но ведь кому-то выгодно, чтобы фантазии не были похожи одна на другую, а в целом выглядели запутанно. И прошлое становится не историей народов, а иллюзией.

Наши писательствующие современники не должны мыслить «широкосмотряще», по-материковски, совершая «путешествия по Европе и Азии с акцентом на лингвистику», с предположениями и версиями учёных о слове «европа», особенно в духе «исторического викичтения». Нужно обладать не только сообразительностью с пересказами на свой лад, но вспомнить и об уме, нуждающемся в знаниях. Так что со словами «европа» и "асия-азия" пока полная неразбериха, в которой лингвисты и сами потерялись основательно. Не удивительно, ведь в широкомасштабную акцию поиска этимологии имён подключили и негреческие толкования. Что уж говорить о писательствующих интернетных любителях, которые иногда ссылаются на «язык эллинов», как будто они его знают, и связывают имя Европы с «сумраком». Имя Асия вообще затерялось в сумерках. Ну и как не вспомнить греческие слова с корнем «эурус», вдохновляющие на перевод со словами «широкий» и «опс», «глаз» и «лицо» и с потрясающим выводом - типа «широкосмотрящий» со значением «материк»? А "эуРУС" явно указывает на русский след. Чувствуете, откуда и куда подул ветер Евр-Сирокко?

Похоже, что именно с Востока литераторам пришло вдохновение, гуляющее по греческим территориям, воплощаясь на базе древних исторических фактов в мифы Древней Греции, которыми мы сейчас и восхищаемся. Кто жил и создавал великие государства в древние времена на материке Азия-Асия, который так умело разделили на две части? Почему граница Европы проходит по территории России, которую никто не сумел присовокупить к западному европейству? Да, граница условна, но… как-то тянет на гегемонистские планы Запада, которые проявляются и в веке нынешнем в отношении России. В заключение хочется обратить внимание на то, что в наше время некоторые авторы используют современные лингвистические трактовки этимологии слова «Европа». К этому стоит вернуться в следующий раз. А как же с этимологией слов «АЗия и АСия»? Скорее всего, и это тоже русский след. Вопросы остались, но об этом пойдёт разговор в следующей хронике – Евразийские хитросплетения.


Фото из Интернета