Мануэль Счастливый, трижды зять Изабеллы Кастильск

Людмила Хаустова
(Из цикла «Дачные истории»)

   Унылый, беспросветный дождь тусклой пеленой тянулся к земле, второй день   скрывая от нас  небо. Мы отогревались горячим чаем в гостях у наших соседей по даче.
- Эх, сейчас бы к морю да к солнцу. В Испанию,- вздохнула  хозяйка.
- Или в Португалию, - лукаво улыбнувшись жене, сказал Александр Иванович.- У нас, знаете ли, это семейное. Мы в свое время дипломы защищали, Вероника Павловна – по Испании, а я – по Португалии XVI века.
-  Как интересно! Это же время Реконкисты,  время правления знаменитых Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского.
- Но и Португалия тех времен была достаточно могущественным государством. Это теперь о ней и слова не услышишь. А в то время  Изабелла и Фердинанд мечтали об объединении Испании с соседней  Португалией. И какое это было время!  Именно тогда  Колумб открыл Америку. Причём сначала-то он пытал счастья  у португальского короля. Но поскольку тот всё медлил,  Колумб отправился в Испанию. Там тоже не враз дело сладилось. Лишь когда Колумб вознамерился отправиться со своими предложениями во Францию,  испанские монархи организовали экспедицию. 
- И нимало не пожалели об этом.
- Кстати, подобная история повторилась и с Магелланом. Тогда многие были одержимы идеей открытия новых земель с  ценными товарами, пряностями и невольниками. Почти одновременно с Колумбом, в 1498 году португалец Васко да Гама, обогнув Африку, впервые достиг берегов Индии. Потом эти экспедиции стали постоянными и, надо сказать, не всегда мирными. Португальцы по пути к Индии захватывали арабские суда, грабили и безжалостно сжигали их вместе с людьми, не щадя ни женщин, ни детей. Сохранились записки одного из участников экспедиции, где он рассказывает, как Васко да Гама обстреливал и крушил города и поселения, а  плененных индийцев вешал на мачтах. Однажды он повелел обезобразить присланных от местного правителя послов, отрезав им уши  и пришив на их место собачьи. И в таком виде отправил обратно в виде ответа.     Словно кровожадные акулы вели себя и другие португальские мореплаватели-конквистадоры, самыми жесткими  мерами укрепляя  власть Португалии на земле Индии и в Индийском океане. Но в результате этих экспедиций и завоеваний маленькая Португалия вскоре превратилась в первую в мире колониальную империю. В 1505 году португальский король Мануэл I, прозванный Счастливым, учредил титул вице-короля Индии.
- Насколько же  было оправдано     это прозвище короля?
- Судите сами.    Мануэл I  был внучатым племянником короля Жуана II, то есть на власть он не мог, да и не замышлял претендовать. Но после неожиданной гибели  наследного принца Афонсу, король Жуан II    выбрал в наследники именно его.
- Вот уж действительно,  «не было бы счастья, да несчастье помогло».
- Это же несчастье  позволило  Мануэлу  жениться по любви, что в те времена случалось не так часто.  Правда, не сразу. Какое-то время ему пришлось повременить, терпеливо ожидая исполнения сокровенного желания. Ещё до того, как Мануэл унаследовал трон, а принц Афонсу был  жив-здоров, ему выбрали в невесты  принцессу Изабеллу. Это старшая дочь испанских монархов Фердинанда и Изабеллы Кастильской. Кстати,  помимо старшей, Изабеллы, у них были еще три дочери и один сын-наследник. Главное, вам в них не запутаться.   
   Мануэл  влюбился в принцессу Изабеллу с первого взгляда, но чувства свои к ней, невесте принца Афонсу, естественно, скрывал. К тому же, хотя брак этот и был организован венценосными родителями по расчету, в целях сближения Испании и Португалии, молодые супруги искренне полюбили друг друга. Впрочем, счастливая супружеская жизнь порушилась, когда Афонсу внезапно погиб, упав с лошади. Убитая горем принцесса вернулась на родину. Но и там её неотступно терзала мысль, что все несчастья  ниспосланы  Господом в наказание за то, что в Португалии нашли убежище евреи, изгнанные из христианской Испании её родителями. Вот они-то и насылали на всех проклятия и несчастья. Строгим постом и самобичеванием Изабелла вымаливала прощения у  Всевышнего, клялась никогда больше не выходить замуж. Однако, едва взойдя на португальский трон, Мануэл I  сразу же стал просить руки Изабеллы.  Сочувствуя сокрушенной юной вдове, её венценосные родители предложили Мануэлу в жены другую дочь, Марию, но  терпеливый Мануэл предпочел выждать.  Да и испанские монархи надежды не теряли. Одержимые идей изгнания со всей испанской земли иноверцев, они  внушали Изабелле, что она тоже  может и должна  исполнять эту христианскую миссию в Португалии,   став женой Мануэла. Оставалось убедить самого Мануэла в необходимости совместными усилиями очистить Иберийский полуостров от мавров и евреев.  Неохотно Мануэл согласился на это условие, и в декабре 1496 года издал Декрет об обязательном крещении и об изгнании необращенных в истинную веру евреев из Португалии.  За несколько  месяцев многие дети были насильственно крещены, а 20 000 евреев вынуждены были покинуть Португалию.  После этого  в сентябре 1497 года  Мануэл и Изабелла поженились.
   Надо добавить, что, помимо прочего, для монархов, как Испании, так и Португалии, было очень важно, что выйдя замуж за Мануэла, Изабелла провозглашалась  принцессой Астурийской и наследницей  Кастильской короны.
- Но вы же сказали, что у Фердинанда и Изабеллы Кастильской был сын?
- Этот единственный и трепетно любимый сын  Хуан Арагонский  неожиданно умер молодым  в сентябре 1497 года.  В довершение всех бед, его беременная на то время супруга через несколько месяцев разрешилась от бремени  мертворожденной дочкой. Так что прямых наследников у Кастилии не оставалось, зато сразу появились претенденты. Короны стал домогаться    Филипп Красивый, австрийский  король из династии Габсбургов, муж  Хуаны Безумной,  ещё одной дочери испанских монархов. Дабы пресечь эти притязания,   и попытаться исполнить  заветную мечту католических монархов Испании об объединении и христианизации всего Пиренейского полуострова, беременную Изабеллу с супругом призвали приехать из Португалии  в Испанию.  И здесь наследниками Кастилии и Арагона провозгласили не только  саму Изабеллу, но,  для пущей надежности, и её будущего сына.
- Однако для беременной женщины все эти перемещения и треволнения весьма нежелательны и опасны.
- Именно так. Едва разрешившись от бремени мальчиком, названным Мигелом, бедная Изабелла уже через час скончалась.  А вот  новорожденный Мигел сразу был провозглашен  наследником Португальского королевства, Кастильской и Арагонской корон. Королева Изабелла Кастильская взялась сама опекать драгоценного наследника трех корон, однако, несмотря на все её старания, мальчик  умер спустя 2 года и три месяца.
- А что же Мануэл?  Теперь его вряд ли можно назвать счастливым. Любимая жена умерла, а потом и единственный сын-наследник.   
- К тому же, заметьте,  с их смертью Мануэл утратил права на Кастильское королевство.  Вот об этом ему  и стали твердить испанские монархи,  убеждая португальского короля  жениться на  Марии, младшей сестре скончавшейся Изабеллы.
- От  которой  Мануэл  когда-то отказался?!
-  Тогда отказался из любви к Изабелле. Теперь, быть может, он утешался мыслью, что женится на её младшей сестре. Впрочем, сестры разнились и по характеру и по внешности. Хотя и та и другая получили  прекрасное образование. Помимо обучения традиционным шитью, танцам и музыке, испанские монархи приглашали  к своим детям  учителей,  преподававших арифметику, латынь, историю, философию и классическую литературу. В отличие от несколько экзальтированной старшей сестры, Мария была очень спокойной, серьезной и уравновешенной. Ей было 16 лет, когда  она вышла замуж за Мануэла,  и за 17 лет замужества она родила  ему десять детей. Поэтому в основном Мария занималась   воспитанием  отпрысков, не вмешиваясь в государственные дела. Лишь иногда она просила супруга о милости к осужденным. Мануэл жену уважал, ценил её плодовитость, вознаграждая  дорогими подарками. Однако непрестанные беременности и роды истощили здоровье Марии, и она умерла в возрасте 34 лет  сразу после появления на свет последнего ребенка, который тоже  умер несколько дней спустя.
       Добавлю в скобках, что дети королевы Марии, стали вполне успешными и важными особами. Двое из сыновей со временем правили Португалией:  короли Жуан III и Энрике I. А старшая дочь, ещё одна Изабелла, стала императрицей Священной Римской империи. 
- Сколько Изабелл рядом?! Запутаешься.
-  Список родовых имен довольно ограничен. Вот у детей и повторяются имена матерей, бабушек, отцов и дедов.
    Год спустя неутомимый король Мануэл I женился в третий раз, уже  на внучке королевы Изабеллы Кастильской. Супругой его стала Элеонора Австрийская, дочь  Хуаны Безумной  и Филиппа Красивого Австрийского.
- Так, как бы не запутаться. То были одни испанцы и португальцы, а теперь откуда-то взялись австрийцы?
- Филипп Красивый был австрийским принцем из рода Габсбургов, которым тогда принадлежали и Нидерланды. Не забывайте, впереди эпоха Карла V, императора Священной Римской империи, который объединил все испанские и немецкие владения. Включая, к слову, и Нидерланды, где этот самый Карл воспитывался вместе с сестрой Элеонорой.
- Понятно. Значит, они оба – дети Хуаны Безумной, и потому внуки Изабеллы Кастильской и Фердинанда.
- Так вот. После  смерти деда, Фердинанда Арагонского, в 1517 году вместе с сестрой Элеонорой, Карл отправился в Кастилию, где его провозгласили королем Испании под именем Карлоса I.  Не оставляя наследственной мечты об объединении Испании и Португалии, Карл в 1518 году выдал свою юную сестру Элеонору замуж за тогда уже престарелого короля Мануэла. Тем не менее, у пары появилось двое детей. Правда, первый мальчик умер во  младенчестве, а дочь Мария,  хоть и была  одной из самых богатых и завидных принцесс Европы, да так и умерла незамужней. Но о ней чуть позже.
- Эти бедные девочки словно разменные фигуры в игре на поле европейских  политических манипуляций.
- Да, такова была незавидная доля почти всех принцесс. Впрочем, и вдов. Король  Мануэл умер  от чумы в декабре 1521 года.  А овдовевшую Элеонору  вскоре   использовали  как пешку при заключение Камбрейского мира между Карлом V и Франциском I (См. «Дамский мир»). Одним из важных условий этого договора было заключение брака между вдовой  Элеонорой и тоже овдовевшим к тому времени французским королем Франциском I.
- Он же тогда попал в плен к Карлу V во время  битвы при Павии?
- Совершенно верно. За время пребывания Франциска в испанском плену  Элеонора прониклась сочувствием и симпатией к   образованному и обаятельному королю-рыцарю. И ещё более она сочувствовала двум сыновьям Франциска, которые год спустя сменили отца в заточении в качестве заложников. После долгих проволочек  брак был заключен 4 июля 1530 года. Однако счастья Элеоноре новое замужество не принесло.  Франциск отдавал предпочтение юным  любовницам, детей в браке двух вдовцов  не появилось. Французский двор был открыто настроен против Габсбургов. К тому же вновь  возобновились бесконечные итальянские войны между Франциском I  и Карлом V.  Все усилия Элеоноры к примирению супруга и брата оказывались безуспешными. Много лет бедная французская королева провела в угнетающем небрежении.
- Судьба – не позавидуешь! То старикашка, то равнодушный распутник.
- В результате Элеонора погрузилась в меланхолию и спасительные молитвы. Только после смерти Франциска I в 1547 году  Элеонора смогла вернуться  в Испанию, чтобы увидеться со своей единственной дочерью, Марией Португальской. Но и тут её ждало трагическое разочарование.  За три недели, проведенные вместе, мать с дочерью так и не смогли найти общего языка. Мария вернулась в Португалию, а Элеонора вскоре умерла от астмы в возрасте 59 лет.