Друзья и - враги

Маркс Тартаковский 2
Александр Бархавин. Донос.
...4. Остается страница "Форумы", с заголовком "Сетевой портал "Заметки по еврейской истории". Можно заменить название на "Форумы Портала". Или, учитывая, что последнее время туда почти никто кроме МСТ не заходит, на "Марксово поле - форумы портала"
::::::::::::::::::::::
ФОРУМ. https://berkovich-zametki.com/Forum2/
Входы в мои тексты.
Актуалия. Искусство возможного — 201 322 входов.
Политика и гос-во. Проект — Израиль — 23 191.
Наедине со всеми — 34 683.
Идеи и открытия. Формула счастья — 41 774.
В океане энергии — 73 733.
Циклы Мироздания — 82 624.
Вектор эволюции — 39 994.
Культура и искусство. Современная культура — 69 796.
О всем. Интернет-алфавите — 45 581.
Проза. Мокрые паруса — 41 156.
Сплетенье ног — 38 808.
Холокост. Осквернители могил — 73 463.
Кто развязал Мировую войну — 54 900…
И т. д. И т. п. Устал перечислять.
* * * * *
О М. Тартаковском:
"Давным-давно… По нынешнему лихорадочному счету лет во времена почти былинные юный Маркс Тартаковский напечатал повесть «Мокрые па­руса» - тогда же, когда делали первые шаги Анатолий Гладилин и Василий Аксенов. Автор повести стал даже знаменитым, но прозаиком так и не стал. Он вообще исчез из литературы. Работал тренером по плаванию. Лю­бил свою юную жену. Приумножал семейство. И вдруг взорвался салютом ярких, краси­вых, оригинальнейших работ: «Вектор эволюции. Информация как движущий фактор», «Циклы Мироздания», «На весах столетий. Почему китайцы не открыли Америку» (1988), «Яровизация сознания» (1990), «Вектор истории. Реальный социализм в системе ценностей мировой цивилизации», «В поисках здравого смысла» (1991), «Акмеология» (1992),
«Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка» (1993),
«Человек ли вершина эволюции» («Дарвинизм — Учение или гипотеза» 1993), иронический роман «Homo eroticus..» (1993).
В одной из работ автор говорит о себе: «Я - историк». Это не совсем так. Он историк- созерцатель, размышлитель, вопрошатель. Историк - но та­кой, как Воланд в «Мастере и Маргарите». Помните? «Я - историк, - под­твердил ученый ни к селу ни к городу: - Сегодня вечером на Патриарших бу­дет интересная история!»...
Сегодня для М.Тартаковского - и нынешний день, и 30-е годы, и века до нашей эры, - всё это ему близко и интересно. Его призвание - задавать во­просы о вещах и явлениях, которые большинство из нас приняли такими, как нам объяснили учителя, ученые. Действительно ли человек - венец творения? Почему китайцы не открыли Америку? Почему природа не ограничилась од­ним способом размножения - делением? Что движет историю - глупость или здравый смысл?
Умение спрашивать - одна половина дара М.Тартаковского. Вторая - умение дать оригинальный, мало кому в голову приходивший (порой - никому!) ответ, причем всегда логически выстроенный, обоснованный расчетами, ана­логиями, ссылками, так что на глазах читателей самый фантастический ответ постепенно становится достоверным, убедительным. Каждая новая работа Маркса Тартаковского - захватывающее интеллектуальное прозрение. И та, ко­торую вы сейчас прочтете, надеюсь, подтверждение тому“.
Вардван ВАРЖАПЕТЯН, писатель, издатель. Предисловие к диалогу: «Евреи и армяне: сплетение судеб». Москва, август 1996 г.

«Запад — это идея экспансии, Восток — идея сдержанности, закукливания. Опубликована в своё время замечательная работа Маркса Тартаковского — человека, который сейчас пишет массу гадостей и глупостей, в частности обо мне (расхождение в политических взглядах: конкретно – о Крыме), но когда-то писал очень хорошо. Он написал замечательную историческую работу «Почему китайцы не открыли Америку?». Есть цивилизации, направленные на экспансию, на открытие нового, а есть — на самозащиту, на концентрацию, на архаику. Вы вспомните, как в Японии абсолютно не дозволялось чужестранцу туда попадать, и сами они не могли никуда уехать. До XVIII века тянулась история, да и в XIX веке это по большей части продолжалась. Это привело к страшной концентрации национального духа и, по сути, к самоизоляции...».
Дм. Быков (http://echo.msk.ru/programs/odin/1825926-echo/).