Рассказывать нечего

Алексей Браницкий
 "C тобой мне трудно, Сашка, спорить о войне,
 Ведь для меня Афганистан – позор державы,
 А для тебя «Афган» – судьба, и кто тут правый –
 Не разобрать, и ты обидчивей вдвойне,
 Что долг отдал, а я так грубо о войне."
                (Виктор Третьяков)
               
 "По дорогам крутым
 сквозь холодный туман
 грозно мчится КамАЗ,
 надрывая кардан.
 Автоматы в руках,
 передернут затвор,
 не остаться в живых -
 так молись за мотор!"
 (Песня под гитару во дворе)

"Мы солдаты, мы не виноваты". Нас туда послал герой советских анекдотов товарищ Брежнев.
   События военизированного затянувшегося перманентного конфликта между руководством РФ и Украиной наводит на мысль о сходстве с "выполнением интернационального долга с помощью ограниченного контингента" (как загнули?!)НАШИХ войск в Афганистане прежде всего маловразумительной всё время меняющейся мотивацией и обилием грузов 200 и 300. Т.е., происходит в смысле методов очевидный рецидив с претензией на имперство. И если тогда, в годы застоя, инфоподдержка в СМИ была растерянной, полушепотом,то теперь к утаиванию и полушепоту в СМИ добавились истерично-деперессивные выкрики и гордые заявления о зверских достижениях по яростному и свирепому уничтожению ненавистной соседской живой силы и инфраструктуры.
    Типичный ландшафт конца 1980-х-начала 1990-х - в центре города в людном месте сидит парень в десантной форме на инвалидной коляске, а вокруг скачет девушка, которая его дождалась - они собирают с прохожих милостыню на протезы и лечение. На окраине послевоенного Минска существовал протезный завод, вероятно, обслуживающий в основном инвалидов ВОВ. Там была остановка транспорта с соответствующим названием. К концу 1980-х предприятие было достроено и превращено в большой медицинский комплекс с бассейном, в разговорах называемое "больницей для афганцев" (ортопедический центр). И в настоящее время в окрестностях больницы можно встретить молодых людей, оказавшихся по той или иной причине без конечностей.
     Когда мы ходили в школу, о воинах-интернационалистах официальные гости
говорили перед школьниками пафосно и немного приглушенно. Потому что на кухнях про Афганистан говорили совсем иное. Про пытки душманов, отрезанные уши и носы, вернувшихся без зрения, на инвалидных колясках, с наркотическими и психиатрическими проблемами и т.п.
    Приходила к нам в школу в конце 1980-х концертная бригада на заданную тему. Вернувшийся воин-интернационалист Тарас Кецмуль исполнял "афганские" и солдатские песни под собственный аккомпанемент на 12-струнной гитаре. Та же атмосфера печали и полушёпота.
    Воспоминаниями молодые ветераны Афганистана нас, более молодое поколение, особо не развлекали. Возможно, потому, что особо приличного или интересного вспомнить было нечего. Да и в нашу школу груз 200 в 1984 г. тоже пришел. Потом, в 90-е годы памятник-бюст Олегу Анисковичу был установлен в фойе школы недалеко от барельефа Ленина. А году в 1986 в газете была большая статья про Николая Чепика, в 20 лет погибшего там, и получившего посмертно звание Героя
Советского Союза. Через Афганистан прошло около 15000 военнослужащих из Беларуси, убитых около 800 чел, а количество раненых особо не разглашается. В 1990-е и последующие годы "афганская" тема постепенно растворилась в потоках новой информации и почти исчезла с повестки дня. Наверное, у многих пострадавших от политики тех лет молодых людей сложилось впечатление, что
государство их поматросило и бросило - как говорится, не ты первый, не ты последний. Если брать географически, то где  Беларусь, а где Афганистан, и что нужно кармически утворить, чтобы отправиться из микрорайона в другой конец света и вернуться оттуда грузом 200 или 300? Дождик в цинковом гробу. Светлана Алексиевич, кстати, выпустила ряд книг про советские проблемы -"У войны не женское лицо", "Чернобыльская молитва", "Цинковые мальчики". Проблемы не столько советские, сколько общечеловеческие, т.к. у США с Вьетнамом было примерно то же, что у СССР с Афганистаном, но были ли во
вьетнамском плену пытки, схожие с афганским пленом - сказать не могу. Думаю, что, скорее, нет. Афганистан - известная родина наркотических средств, поэтому там и идет все время война - "международная сфера интересов" всевозможных наркопрохвостов.
     Белый человек со своими техническими возможностями суёт нос в отдалённые уголки планеты с целью призрачного усиления своего влияния (материально-колониальная политика сверхдержав).
     А что же Партия, Комсомол, под эгидой которых это происходило? Они вовремя самоустранились и превратились во влиятельных предпринимателей и политиков 90-х. Своих они не бросали. Просто ветераны-"афганцы", в бизнес не вписавшиеся, своими быть перестали.
     Ну какой от них прок бизнесу?  Одни убытки. Всё по честному. Больницы построили. Льготы дали. Что-то потом забрали, т.к. сразу не рассчитали. Но за закрытыми дверями горкомов, обкомов и бизнескомов нынешней нео-кпсс ведется уже совсем другая игра взрослых дядь. Так что, герои принципа, свое место знайте.
     Конечно, если строить по уму, надо так, чтобы не возникало необходимости в чернобыльском/афганском героизме. Но СМИ интересно показывать ужасы про дымящиеся танки и такие обыденные, но сделавшиеся страшными и прогоревшими, уютные микрорайоны городов украинской территории. Ибо журналистам кушать хочется, а зажравшуюся публику чем проймёшь как не ужасами? И героем как будто может стать любой, надо только условия для героизма создать с помощью силовых лобби. Вначале открыть широкий доступ к алкоголю, а потом успокаивать выпивших людей с автоматами, идущих бить ненавистного врага, показанного по ТВ, а потом за это раздавать медали. Плодотворная жизнь бурлит, у гослидеров есть занятия - выезжать на места происшествий, толкать пламенные речи, вручать награды и звания, сегодня утверждать одно, а завтра -противоположное. Ибо куда нам без этих всенародно выбранных шоуменов-героев программы куклы?