В атаке - Зелёные сердца. Часть четвёртая

Андрей Грачев 2
Хорст Адемайт.

Не так часто бывает, что выдающийся ас является ещё и выдающимся командиром. Однако Адемайт - это, безусловно, именно тот случай. Будучи в 43 году командиром 6 отряда, он создал на его базе отличную группу, которая добиввлась выдающихся успехов. Конечно, они сильно меркли на фоне успехов 5 отряда, однако в 5 отряде победы одерживали на бумаге, 6 отряд был силен именно в небе. И не случайно в 44 году, когда Новотны покинул I группу, на его место назначен был именно Адемайт. Лучшей кандидатуры было представить сложно. Адемайт в короткий срок смог преобразовать группу, и в итоге получилось слаженное боевое соединение, которое способно было не просто выискивать лёгкие жертвы, а вести бои на уничтожение советских групп как истребителей, так и бомбардировщиков. Мы не погрешим против истины, сказав, что именно I группа JG54 была в тот период лучшей воздушной группой из всех истребительных групп Восточного фронта. Причём перевес над другими был достаточно ощутимым.

А теперь поговорим про Адемайта как практика. Для этого мы разберём его победы лета 44 года.

28 июня ас заявил "Кобру" в небе Полоцка. Потери 11 ИАК составили пять "Кобр" и четыре пилота, погибли Колесниченко, Терех, Кошелев, Канаев. Немцы заявили ровно пять "Кобр". 29 июня ас сбил ещё одну "Кобру" из 109-й иад, а утром сбил "Як". На разведку отправилась пара 761 иап, пилоты Мокров и Бычковский, но оба были сбиты. Отличились Адемайт и его ведомый Бушель, также из управления I группы.

2 июля утром ас сбил разведчик Пе-2 из 11-го орап. Вечером он вёл бой против группы 17-го иап на "Кобрах", сбито было три самолёта, пилоты Жадов, Андреев и Титаренко. Немцы оформили четыре победы, конечно же, эта заявка аса близка к подтверждению. Но вот днем им заявлена была "Кобра", которая не имеет никакого подтверждения, боев в указанный период тоже не отмечено. Вероятно, немецкие штабники в очередной раз намудрили с датами. Ведь накануне отмечены потери целых четырёх "Кобр", но штабники записали всего одну, которая пошла на счёт Киттеля. Видимо, Адемайт отличился именно накануне.

3 июля ас атаковал возвращавшийся с задания 761-й иап. Атакой аса был сбит пилот Сеченок, второй атакой сбит был пилот Базюра. Ас провел и третью атаку. У третьего атакованного самолёта были полностью разбиты плоскости и стабилизатор, но он дотянул до аэродрома. Заявлять его ас не стал.

После этого ас отличился только 21 числа. Зато заявил сразу три победы. В первом случае он заявил "Ил" из состава 332-й шад. Хотя немцы и оформили три заявки, реально сбит был всего один. Явно эта победа стала итогом совместных действий Адемайта и Киттеля. В том же вылете ас в одиночку атаковал "Кобры" 28-го гиап, причём избрал целью своей атаки ведущего восьмёрки - знаменитого аса Смирнова Алексея Семёновича. Однако опытный советский пилот успел от атаки уйти. Адемайт тогда решил атаковать его ведомого Васильева и сбил его. Вечером он сбил Ла-5 из состава 21 иап, потеряны были два самолёта, лётчики Кузнецов и Яковенко. В том бою немцы пытались пробиться к Илам, но советские пилоты смогли защитить штурмовики. Одну победу одержал Адемайт, а вторая, очевидно, датирована следующим числом, одержана Тегтмайером, об этом уже речь шла.

22 числа ас сбил самолёт из состава 431 иап, лётчик Трескин спасся с парашютом. 23 числа ас за один бой заявил Як и Ил. Это был бой против десятки 761-го иап, сопровождавшей штурмовики. Ведущим был Каханин. Вылет совершён был в сложных метеоусловиях. Один из пилотов потерял группу, к счастью его не нашли немецкие истребители. Он совершил посадку на брюхо. Затем в районе цели группа была атакована, сбит пилот Штефан. Также 332-я шад потеряла один штурмовик. 25-го числа ас сбил "Кобру", 494-й иап, пилот Степанов благополучно спасся с парашютом.

27 числа ас одержал последнюю победу в карьере. В прошлой статье о Тегтмайере мы упоминали этот бой. Это был бой против 334-й бад, которая потеряла четыре Ту-2, немцы оформили шесть заявок.

Адемайт был на тот момент лучшим действующим асом JG54, стремительно шёл к своей 200-й победе, его группа действовала успешно. Но затем случилось 7 августа 44 года...

Мы уже рассказывали про тот бой в нашем цикле. Адемайт рискнул - начал в самый разгар боя преследовать одиночный "Ил", отбившийся от своих. Тот уходил к югу от основного боя, который шёл между группой Адемайта и двумя группами 4-го иап. Адемайт, видимо, думал, что обе группы надёжно скованы боем. Однако ведущий группы непосредственного сопровождения, Рязанов Алексей Константинович, вовремя заметил атаку фв-190 по штурмовику и ринулся на помощь. За Рязановым пошла и его группа, показывая хорошую организацию и прикрывая тыл аса, отбивая атаки врага. А вот тыл самого Адемайта был не прикрыт. Этим Рязанов и воспользовался и сбил немецкого эксперта. При этом группа Рязанова бросила основную часть штурмовиков, к счастью её подстраховала группа Степаненко.

Успех Рязанова трудно переоценить, в том бою он уничтожил одного из лучших немецких асов и командиров. Примечательно, что в бою с 4-м иап погиб и Вернике. Действительно, это был очень хорошо организованный полк, в его составе было много асов, но вот гвардейского статуса он так и не получил.

Говоря об Адемайте как об асе, мы должны сказать, что он был очень объективный пилот, кроме того часто атаковал именно ведущих советских звеньев, поэтому на его счету было довольно много сбитых советских асов. В то же время летом 44 года ему такие атаки почти не удавались, поскольку советских асов прикрывали хорошо, да и вообще советские пилоты стали намного внимательнее. Нельзя сказать, чтобы Адемайт добился каких-то сверхуспехов в этот период. При этом он проводил зачастую трудные атаки, не брезговал при случае и боем на виражах. Большим экспертом по "Илам" он не был, довольно символично, что сбили его именно во время преследования этого самолета. Всё же стихией аса были бои с истребителями, внезапные атаки, что он умел делать хорошо. Занявшись тем, что он умел делать намного хуже, он нашёл свою гибель. По злой иронии судьбы, это был единственный раз, когда ас был сбит.

Франц Айзенах.

Сменивший на посту командира I группы Адемайта Айзенах известен гораздо меньше. Однако это тоже был ас и командир хороший. Причём, если Адемайт любил атаковать истребители, то Айзенах больше специализировался по штурмовикам и бомбардировщикам, прорывался к ним с боем и мог вести долгие групповые бои. Вскоре вся группа этот стиль усвоила. Айзенах и сам в 44 году достиг пика своей карьеры и одержал сотую победу именно в тот год.

На фронт он вернулся только в июне 44 года после ранения, полученного в бою 18 декабря 43 года, когда его мастерски снял с неба лётчик 64 гиап Потапов Александр Семёнович. Вернувшись, ас тут же начал активно пополнять счёт. 26 июня в районе Острова ас заявил три победы. Немцы оформили здесь шесть побед. Однако объяснить такие массовые заявки мы можем только тем, что Айзенах соскучился по боям и хотел поскорее записать себе победы, так как описания боев совершенно не подтверждают претензии аса. Атаки по группам "Илов" действительно отмечены, но всего одна пара "Яков" 287 иап успешно эти атаки отбила. Другую такую атаку отбил Лисица Григорий Антипович из того же полка без особого труда. Напомним, что это тот самый пилот, который, скорее всего, сбил Альбина Вольфа.

29 числа ас уже работал в районе Полоцка и заявил Кобру, уже с полным основанием. Был атакован 28-й гиап. Первой же атакой был сбит Хельмутом Мисснером Юрий Михайлович Чаплиев, имеющий 7 побед на счету. Второй атакой сбит был Козловский Александр Станиславович, имевший 3 победы, и эту атаку провел как раз Айзенах. 30 числа ас оформил две "Кобры" и один "Ил". Немцы заявили аж семь "Кобр", реальные потери составили три штуки. В двух случаях нам известны авторы побед, это были пилоты Ульрих Вернитц и Хуго Велш, а вот гибель лётчика Константинова из 17 иап по времени нам неизвестна. Во всяком случае, по времени первая заявка аса явно соотносится с боем против группы 5 иад, которая штурмовала вражеский аэродром и ровным счётом никаких потерь не понесла. А место гибели Константинова никоим образом не совпадает с местом другой заявки Айзенаха. Он, по советской версии, таранил вражеский фв-190. Вероятнее всего, немцы вообще заявили этот самолёт как "Як". Не имеет подтверждения и заявленный асом Ил. 2 числа ас заявил "Кобру" в бою против 17 иап. Мы упоминали этот бой в рассказе об Адемайте, при трех потерях немцы заявили четыре победы. А 4 числа в районе Дубровно ас заявил Кобру из состава 3 ИАК, единственная за день потеря, и тут уже вопросов нет.

Затем ас перебрался в район Нарвы, возглавив 4 отряд. 24 числа он заявил два "Ила" и Як. Действительно, в указанное время истребители сбили три самолёта 703 шап, отличились Айзенах и его ведомый Эрих Хессе. Вечером он сбил самолёт из состава 275 иад. 26 числа он оформил три Пе-2. Про тот бой мы рассказывали в статье про Вернике, и, скорее всего, эти заявки также подтверждаются. 27 числа ас заявил "Ил". Он атаковал группу Илов 281 шад на подходе к цели, в результате налет был сорван, однако никаких потерь штурмовики не понесли. 28 ас оформил ещё одну заявку на "Ил". Это был бой против 8 гв шап ВВС КБФ, который, кстати, потерял два штурмовика, но немцы заявили только один. Ас атаковал их прямо над немецкими баржами. Затем ас очень успешно отработал 30 числа. Сначала утром он заявил сбитый Ил, а потом вечером заявил три Ила и ещё Як, ещё два Ила заявил его ведомый Хессе. Это был бой против шестерки "Илов" из состава 7 шап в сопровождении Яков 13 иап, все из состава КБФ. Хоть немцы и оформили 5 заявок на Илы, реально потеряно было три штуки, причём один сбит огнём ЗА. Что до Яка, то такая потеря действительно значится. Утром заявленный Ил подтверждается, он принадлежал 277 шад.

2 августа ас в боях с ВВС КБФ снова оформил очень сомнительную заявку. В том бою немцы оформили пять побед над Ла-5, реально же было сбито две штуки и, исходя из мест и особенностей боя, кажется реальных побед добились пилоты 5 отряда. В частности, две победы заявил Вернике. 3 августа лётчик снова заявил много побед, в частности четыре Ила и один Як. В указанное время 277 шад действительно потеряла четыре своих самолёта во время штурмовки танковой колонны. Но все потери отнесены на огонь ЗА. Трудно сказать, так ли это. Во всяком случае, "Як" подтверждается. Однозначно сходится также заявленный вечером Ил из состава 281 шад, сбитый атакой истребителя. 4 числа ас снова сбил Ил из состава 281 шад. Любопытно, что в тот день в боях были подбиты также два Ла-5 и на вынужденных посадках разбились, но заявок на них немцы не оформили. 5 числа ас одержал последнюю победу перед своим повышением до командира I группы. Сбил Пе-2 и Ил-2. Это было снова отражение ударов по кораблям немцев. Пе-2 из состава КБФ однозначно подтверждается, он был сбит при отходе от цели, а вот Ил сбит был, но, по отчётам советской стороны, огнем ЗА, а атака фв-190 по Илам была отражена истребителями. Можно, конечно, и усомниться в причинах потери, но есть любопытная тенденция: многие заявленные асом победы понесены, по советским данным, от огня ЗА. Есть вероятность, что асу записывались все упавшие самолёты на основании его заявок, а о причине потерь не очень задумывались. Тем более, Айзенах в целом не был очень уж объективен. Мы разобрали 30 заявок аса, из которых 9 уж точно не подтверждаются. Учитывая, что и в остальных случаях далеко не все заявки аса имеют стопроцентное подтверждение, мы видим, что в этот период подтверждаемость аса составляет не более двух третей от оформленных заявок. Это не так уж много, если сравнить с подтверждаемостью того же Адемайта и других асов, которых мы рассмотрели. И самое главное: всё же в КБФ списывали сбитые самолёты на огонь ЗА крайне редко. Кажется, в данном случае ошибка была исключена.

Но можно посмотреть и с другой стороны. Ас одерживал сложные победы. Он каждый раз с боем прорывался к Илам и Пе-2, не караулил отставших, вёл долгие, сложные бои. То есть выполнял реальные боевые задачи по отражению налётов. Пользы от таких боев было больше, чем от охоты за лёгкой добычей. Поэтому, наверное, и ценность этих побед была выше. Ещё более эта ценность выросла, когда ас возглавил I группу. Об этом мы уже поговорим в следующей части.