Святая Русь и казачество

Новосельцев Григорий Петрович
Святая Русь и казачество.

Считаю необходимым раскрыть эту тему. Так как на протяжении последних ста лет, после большевистского переворота 1917 года, всячески искажалась история и понимание значения казачества для Руси. И не важно какое носила название наша страна за всю ее более чем тысячелетнюю историю.
С принятием христианства святым великим князем Владимиром в 988 году Русь стала частью восточной христианской цивилизации.
О русской цивилизации.
 Для понимания людей древности и в последствии казачества обратимся к древнерусской литературе. Так как именно она показывает уровень мировоззрения того времени.
 Итак, что такое русская цивилизация и необходимо ли нам это с исторической точки зрения. И как к ней относиться?
 Традиционно называют две христианских цивилизации. Первая — это римская или католическая цивилизация. Хочу напомнить, что она начинается с античности, секулярная, с языческой античности. Затем происходит развитие, и она становится христианской.
 Затем эпоха возрождения, то же происходит постепенно секуляризации и становится мультикультурной, с неярко выраженным христианским началом. До 17 века она развивалась как христианская, с христианскими ценностями.
Далее в 18 — 20 веках гуманистическая цивилизация. И наконец в конце 20 начале 21 века европейские ценности. Что это такое мы с Вами хорошо знаем. О христианстве здесь уже речь не идет.
Вторая — это греческая, или византийская или грекоязычная цивилизация. Она то же начинается с античности. То же, по сути дела секулярное начало. Потом в 382 году принимается заключение, что Константинополь становится вторым Римом.
Так с 4 века начинает развиваться другая христианская цивилизация. Просуществовала она до 1453 года. Когда турки захватывают Константинополь. Таким образом эта цивилизация погибла.
В западной Европе, естественно, «не замечают» третью цивилизацию — это русскую цивилизацию.
Начинается эта цивилизация с 988 года, с принятия Русью христианства, когда начинается формироваться единая нация, тот самый русский народ. И развивается она до 20 века. Хочу подчеркнуть, что западная цивилизация начинается, с мирского начала, с античности, и греческая начинается с античности.
С мирского, секулярного сознания, то наша цивилизация начинается с сакрального сознания. Хотя формально раскол на католиков и православных произошел только в 1054 году, но фактически раскол уже наметился с 9 века.
 И после гибели Византии Русь воспринимается не только как преемница византийской цивилизации. Она станет тем православным миром, на который будут ориентироваться все православные.
Она будет развиваться до 20 века и потом мы знаем у нас был поставлен эксперимент, переход к секулярному сознанию. Построение рукотворного рая на земле. Западная цивилизация построена на построении земного счастья и земного благополучия.
По сути дела, коммунистическая идея и есть идея построение земного рая. И не случайно она появилась на западе.
Православная цивилизация сотериологическая. Сотериология — учение о спасении души в будущем веке. Православные стремятся не к материальным благам, а к спасению души.
 Основная темя всей русской словесности — спасение души. Нет ни одного произведения, где бы не присутствовала эта тема. До 40 — годов 17 века только эта тема и присутствовала в русской словесности.
Сейчас мы возвращаемся к православную цивилизации. Таким образом в западной мы видим путь от мирской к христианской цивилизации, а теперь к мирской. А у нас был путь от православной к мирской и вновь к православной. 
Можно назвать четыре краеугольных камня в основании любой цивилизации.
Это Вера.
 Понятно, что для нас это вера православная.
 Язык.
В католичестве это латинский язык. Это был язык и науки в западной Европе довольно долгое время. Греческий язык у греков, а у нас церковнославянский язык.
Хотел бы обратить на одно очень важное обстоятельство. Если латынь и греческий были ранее языками античной литературы, т. е. Язык языческий культуры. То церковнославянский язык  был создан специально для перевода книг священного писания и богослужения.
Получается, что церковнославянский язык, в отличии от латинского и греческого языков сакральный язык.
На это языке не говорили.
Для разговора существовал древнерусский язык.
Таким образом разделялось. О мирском писали мирским языком, а о сакральном на сакральном языке. Литературные творения древней Руси писались на церковнославянском языке. Если сравнивать с западной литературой, то на западе литература имеет развлекательный характер. А Русская литература изначально была нравоучительной. В древней Руси книга воспринималась как боготкровение, как разговор Бога с человеком. А молитва — это обращение человека к Богу.
Таким образом церковнославянский язык — это связь по вертикали.
От Бога у к людям, от людей к Богу.
А древнерусский язык — это связь по горизонтали — это общение между людьми. Это и ответ на вопрос нужно ли переводить службу на современный язык. Ни в коем случае нельзя.
Третье — это история.
Она формирует патриотизм и формирует ту самую русскую идею. Последнее время это стало актуально. Ее пытаются придумать, но она уже есть и ей более тысячи лет.
И последнее — это культура.
В это понятие входит много: архитектура, живопись, музыка, но мы будем говорить о литературе.
Если история учит патриотизму, то литература учит нравственности.
Вера формирует мировоззрение.
Дает представление о бинарном мире. Мир горний и дольний. В идее мир дольний должен соответствовать миру горнему. Он никогда не будет этому соответствовать поскольку есть грех в мире. Но несмотря на это стремление к этому есть особенно в праведной жизни праведников. Вера выстраивает взаимоотношения с творцом, выстраивает представление о человеке как образе и подобии Божием. Так же вера дает представление о человеке как творческой сущности. Умеющей творить со свободой выбора
. Высшее искусство в древней Руси было — искусство жить. И на примере жития святых древнерусские писатели и показывали, как человек мог исполнить все 19 заповедей (10 заповедей ветхого завета и девять Нового).
В древнерусской словесности был идеал: Христос и святые, которые исполнили все, что было исполнено Им. Таким образом вера является основным правилом, которым человек должен следовать. Как понималась история в древней Руси?
Древнерусскими летописцами история понималась как разворачивание промысла Божия о народе во времени до страшного суда. Земная жизнь воспринималась как временная перед жизнью вечной. Для летописца было главным увидеть божественный промысел о Руси до страшного суда. Таким образом русской идеей было хранение православия до страшного суда. В древней Руси русский и православный были синонимами. И это не повод для превозношения над другими народами, а необходимость понимания какая была возложена Богом ответственность на наш народ и как придется отвечать перед ним. Это все основано на источниках и следует из русских летописей.
Русская цивилизация как третья христианская цивилизация следует сам собой вывод о роли казачества. Веру православную до страшного суда хранит как русский народ, так и русское государство.
И само собой получается, что, охраняя границы страны казачество выполняло функцию не только охраны границы от внешней агрессии, но и от вторжения чуждой религии и идеологии, а также выполняли роль миссионеров на новых территориях.
 А для этого надо быть хорошим воином и православным человеком не просто по факту принятия таинства крещения, но и необходимо глубокое принятие веры всем разумением, волей и сердцем. Надо гореть любовью ко Христу и видеть в Боге своего Отца. Конечно, это не просто. И с этой миссией можно справиться только отдавшись полностью в руки Бога.
Как говорится в молитве казака в самый критический момент, перед атакой: «В руци твои Боже Мой предаю дух мой» и ринутся в атаку полностью давая себе отчет, что не казак воюет, а его руками сам Бог.
Это не просто. На этого необходима постоянно упражняться в использовании духовного оружия.
Не случайно каждый человек, принимая таинство крещения, именуется воином Христовым. А что за воин если он не умеет пользоваться оружием?
А на казака в этом плане особая миссия. Казаков я не идеализирую.
Они тоже люди, а не ангелы. То же грешные, как и все люди. Они могли ошибаться и заблуждаться. Един Христос без греха. Им приходилось вести и духовную борьбу. Не случайно после переворота 1917 года первые были поставлены под удар со стороны безбожной власти казаки. Так как они были защитниками веры православной. Каждый православный христианин несет свой крест. А у казаков свой. А с креста, как известно не сходят, а снимают. С каждого русского человека Бог спросит о хранении веры православной, а с потомков казаков в особенности.
А также следует напомнить, что сонм святых казаков начинается с Ильи Муромца. И до переворота 1917 года их было уже десятки. И после этого переворота десятки новомучеников и среди казаков явили свою веру. И возглавляют этот список, святые верховные атаманы всех казачьих войск страстотерпцы: царь Николай 2 и царевич Алексей.
И именно по ним следует оценивать казачество.
Само понятие Святой Руси первоначально появилось в древнерусской литературе - в былинах и духовных стихах. Но как некая идея, данное понятие сформировалось в XIV - XV веках, после падения под ударами турков Византии, бывшей в то время духовным центром православного христианства. Когда стало понятно, что главный оплот православия начал перемещаться в Москву, в которой находился митрополичий престол Владимирской Руси.
В этот период развиваются все формы казачества согласно исторической науке К концу 16 века сложились три основные группы казаков.
— Это те, кого мы привыкли именовать казаками. Вольные казаки жившие, не подчиняясь соседним с ними государствам, создавшим у себя систему управления и имевшим союзнические отношения с Россией через посольский приказ (аналог современного министерства иностранных дел).
- Те, кто не подчинялся никаким правителям, граничащим с Великой степью, но и не были союзниками Руси.  Их именовали «воровскими», к ним можно причислить и тех сходцев кто называя себя казаками занимались только разбоем и грабежом. К ним можно отнести и Прольских Лисовичков, по имени их атамана Лисовского. Они формально не подчинялись польской короне.
- Казаки, находившиеся полностью на военной службе Российского государства. Это городские, однодворцы, беломестные, отдельные казачьи полки, находившиеся на службе у бояр и государства. Если первые добывали себе средства к существованию как жалованием от царя, так и походами за зипунами. Вторые же стояли на окладе от царя или боярина, у которого служили и имели землю, от которой то же кормились. С воцарением Бориса Годунова было несколько лет массовых неурожаев и людям надо было куда-то деваться. На что-то жить. Идти к первым от сохи, к полукочевому образу жизни было тяжело. Да они не брали кого попало. Человек подвергался серьезной проверке. Там могли осесть имевшие боевую подготовку боевые холопы, по-современному охрана у бояр и дворян.
Беглые дети боярские. Так именовали особый род служилых людей. Они могли выжить в условиях полукочевой жизни с необходимостью постоянно воевать. Крестьяне, кто смышленее, да посноровистее могли напроситься боярам и дворянам на службу. А могли и просто заниматься разбоем и грабежом и для пущей важности называть себя казаками.
          Прежде чем продолжить рассказывать о казаках смутного времени и понять парадокс, как получилось: казаки в смутном времени проявили себя очень противоречиво? Они поддержали самозванца и тем сильнее разожгли пожар смуты, казаки были замечены в разных не хороших делах (мягко выражаясь). И так же казаки много сделали для прекращения смуты. Причем настолько себя в этом проявили, что их слово оказалось решающим при выборе нового царя и династии. Они же приложили усилия и для окончания смуты. А до смуты казаки связаны с образами Богородицы Донская и Гребенская, строили монастыри и уходили туда в старости.
Не исключение и Русская смута начала XVII века. В течение 1598-1614 годов страну потрясли многочисленные восстания, бунты, заговоры, перевороты, мятежи, ее терзали авантюристы, интервенты, проходимцы и разбойники.
Казачий историк А.А. Гордеев насчитывал в этой смуте четыре периода.
 1. Династическая борьба бояр с Годуновым 1598-1604 годы.
2. Борьба Годунова с Лжедимитрием, окончившаяся гибелью Годуновых и Лжедимитрия 1604-1606 г.
3. Борьба низов против боярского правления 1606-1609 г.
4. Борьба против внешних сил, захвативших власть в Московской Руси. Историк Соловьёв видел причину Смуты в «дурном нравственном состоянии общества и слишком развитом казачестве». Не споря с классиком, по существу, следует заметить, что казаки в первом периоде не приняли ровным счётом никакого участия, а присоединились к Смуте вместе с Лжедимитрием в 1604 году. Поэтому многолетняя подковерная борьба между боярами и Годуновым в данной статье не рассматривается, как не имеющая отношение к её теме. Многие видные историки видят причины Смуты в политике Речи Посполитой и Католической Римской курии. И действительно, вначале XVII в. некий человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия (наиболее устоявшаяся версия, что это был беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев), объявился именно в Польше, побывав предварительно у запорожских казаков и научившись у них военному делу. В Польше этот Лжедмитрий впервые и заявил князю Адаму Вишневецкому о своих претензиях на русский престол.   Откровенно враждебное отношение к Годунову было и со стороны казаков. Но следует немного уточнить ситуацию. Многолетние погодные катаклизмы привели к проблеме в экономике страны и появлению большой массы людей, оставшихся без средств к существованию. Если крестьяне имели возможность уйти на новые земли по Волге, то служивым людям (бывших на службе бояр и дворян), оставшимся ничего не оставалось кроме как идти в дикое поле к казакам. Само собой власть пыталась как-то бороться с уходом людей. А казачество получило хорошее пополнение из боевых холопов и служилых казаков. Он грубо вмешивался в их внутреннюю жизнь и постоянно грозил им уничтожением. Казаки не видели в этих репрессивных мерах государственной целесообразности, а только требования «плохого царя не царского корня» и постепенно вступали на путь борьбы против «ненастоящего» царя. Первые сведения о царевиче Димитрии Годунов получил именно от казаков. В 1604 году казаки захватили на Волге Семёна Годунова, ехавшего с поручением в Астрахань, но опознав важную персону, отпустили его, но с наказом: «Объяви Борису, что мы скоро будем к нему с царевичем Димитрием». Зная враждебное отношение юго-восточных казаков (донских, волжских, яицких, терских) к Годунову, Самозванец послал своего гонца с грамотой, чтобы они прислали к нему послов. Получив грамоту, донские казаки отправили к нему послов с атаманами Иваном Корелой и Михаилом Межаковым. Возвратясь на Дон посланцы удостоверили, что Димитрий действительно царевич. Донцы сели на коней и двинулись на помощь Димитрию, первоначально в количестве 2000 человек.
Так началось казачье движение против Годунова.


           Активная поддержка казаками Лжедмитрия I с самого начала его выступления в 1604 году объяснялась не тем, что идея восстановления на прародительском престоле законного государя овладела казаками, а тем, что казачество было озлоблено указами Бориса Годунова, направленными против казачьей вольницы.
С самого начала продвижения войска Лжедмитрия I в его составе находились Донские, Днепровские и Яицкие казаки. А после того, как царские войска нанесли самозванцу сокрушительное поражение, небольшой отряд донских казаков числом в 1,5 – 2 тысячи человек атамана Андрея Корелы занял город Кромы. Шесть недель тридцатитысячная царская армия осаждала Кромы, но казаки выдержали осаду. Тем временем в Путивле Лжедмитрий I восстановил свои силы, царская же армия, разлагалась и слабела. Умелые и успешные действия донских казаков во главе с Андреем Корелой способствовали общему успеху самозванца.
Ранней весной 1606 года на Тереке началось движение казаков, выдвинувших из своей среды собственного «царевича» - Петра. Им был «молодой» (неполноправный) казак Илья (Илейка) Иванов сын Коровин (Горчаков) по прозвищу Муромец – выходец из города Мурома. Дело обстояло так, зимой 1605-1606 годов вольные казаки на Тереке съехались на общевойсковой круг, где выработали план дальнейших действий. На кругу выдвинулась группа из 300 казаков во главе с атаманом Федором Бодыриным, которые подняли голос против «лихих бояр», требуя выплаты царского жалованья. Как рассказал на допросе сам Лжепетр терцы роптали на задержку жалованья и голод, говоря: «Государь де (Лжедмитрий I) нас хотел пожаловати, да лихи де бояре: переводят де жалованье бояря, да не дадут жалованья…». Казаки порешили идти к Москве за государевой милостью.
Движение терских казаков приобрело самозванческую окраску. В Смуту бытовала легенда о царевиче Петре, сыне царя Федора Ивановича которого царица Ирина Годунова, опасаясь якобы своего брата, подменила девочкой и отдала в надежные руки. Именно этой легендой и воспользовались казаки на Тереке. Царевича Терские казаки выбирали на кругу. Появилось две кандидатуры: сын астраханского стрельца Митька и «молодой казак» Илейка. Выбор пал на Илейку Муромца, он и стал царевичем Петром Федоровичем.
Весной 1606 года казаки под предводительством Лжепетра на стругах вышли из Терека в Каспий на остров Чечень, куда «съехались все казаки из юртов». На сторону самозванца перешла значительная часть терскогребенского казачества. Повстанцы продвигались «вверх по Волге», где к ним примыкали донские и волжские казаки, а также «беглые сходцы» из разных уголков России. Вскоре под знаменами «царевича» собралось до 4 тысяч человек, основную часть которых составили казаки – терские, волжские, донские и яицкие. Самозванец двинулся к Москве на помощь Лжедмитрию I, призвавшего казаков к себе. Но когда казаки узнали об убийстве в Москве самозванца 17 мая 1606 года они с Волги повернули на Дон. На обратном пути войско Лжепетра грабило купеческие караваны и разоряло небольшие крепости.
Летом 1606 года на Дон прибыли припасы и жалованье от нового царя – Василия Шуйского, после чего Войско Донское официально объявило о своем невмешательстве в борьбу правительства и повстанцев. Это значило, что «царевич Петр» отныне мог привлечь к себе в лучшем случае «голутвенных» казаков, большинство которых жили на Северском Донце. Именно там осенью 1606 года Лжепетра и отыскали посланцы Ивана Болотникова. Таким образом, из локального движения поход терцев перерастает в общероссийское, слившись с выступлением под предводительством Ивана Болотникова.
К тому времени повстанческая армия во главе с Болотниковым и Пашковым осадила Москву. Значительную часть восставших составляли казаки – донские, волжские, терские, яицкие и запорожские. Однако взять Москву не удалось, к тому же дворянский отряд Пашкова перешел на сторону Василия Шуйского. В декабре Болотников с остатками войска отступил в Калугу, откуда послал на Северщину донского атамана Ивана Заруцкого искать «царя Дмитрия».
Крупное антиправительственное движение под предводительством Ивана Болотникова началось летом 1606 года после убийства Лжедмитрия I и избрания Земским собором на престол Василия Шуйского. Восстание началось в Путивле, поскольку население южной окраины было недовольно свержением самозванца. Ходили слухи о его новом чудесном спасении. Казаки играли в этом движении самую активную роль и участвовали почти во всех битвах с царскими войсками: в осаде Москвы И. Болотниковым 7 октября-2 декабря 1606 года, в калужском и тульском осадных сидениях 1607 года.
В начале 1607 года Лжепетр со своим войском, в которое вошли несколько тысяч украинских казаков, двинулся на встречу Болотникову. Обосновавшись в Туле, самозванец послал в Калугу Болотникову отряд с продовольствием, однако по дороге он был полностью разгромлен. В мае Лжепетр все-таки помог осажденной Калуге. Служивший ему князь Андрей Телятевский разбил на реке Пчельне правительственный отряд. Болотников этим воспользовался и прорвался в Тулу.
Для борьбы с восставшими власти собрали стотысячное войско, которое 21 мая 1607 года вышло в поход к Туле во главе с царем Василием Шуйским. На заключительном этапе восстания Ивана Болотникова казаки участвовали в крупном сражении под Каширой 5-7 июня 1607 года, в котором повстанцы потерпели поражение. Затем казаки были среди защитников Тулы, после затопления которой с помощью плотины, построенной царскими войсками на реке Упе, они сдались вместе с другими восставшими 10 октября 1607 года и были отпущены восвояси, за исключением руководителей мятежа. Царь обещал сохранить жизнь Болотникову и Лжепетру, но слово не сдержал: в январе 1608 года был повешен Лжепетр (Илья Горчаков), а в марте ослеплен и утоплен Иван Болотников.
С поражением восстания Ивана Болотникова Смута в стране не прекратилась. На горизонте появился новый самозванец Лжедмитрий II, обосновавшийся в селе Тушино под Москвой. Казаки и на этот раз поддержали самозванца и участвовали в ряде сражений с войсками царя Василия Шуйского.
Лжедмитрий II неизвестно откуда появился в Стародубе примерно 12 июля 1607 года. Важнейшую роль в его признании сыграл донской атаман Иван Заруцкий, недавний соратник Лжедмитрия I. Вскоре самозванец начал собирать армию для войны с Василием Шуйским. В сентябре 1607 года трехтысячное войско выступило в поход. Треть его составляли казаки под предводительством Заруцкого. По дороге к самозванцу примкнуло около 500 донских казаков, а вскоре под осажденный Брянск явились 3 тысячи донцов и 4 тысячи бывших соратников Болотникова и Лжепетра, по преимуществу казаков. К началу апреля 1608 года армия самозванца выросла до 18 тысяч – к Лжедмитрию II, обосновавшемуся в Орле, пришли 5 тысяч донцов и 3 тысячи запорожцев. После чего самозванец двинулся к столице и в июне 1608 года стал укрепленным лагерем в Тушине. Вместе с ним тогда было не менее 30 тысяч воинов, около трети из них – казаки. К лету 1609 года численность тушинского воинства возросла до 100 тысяч, из которых примерно 45 тысяч дала казачья среда. В тушинском лагере очень высоко ценили боевые качества казачьих отрядов. Но казаки отличались не только в боях, но и в грабежах местного населения. Казачьи грабежи стали одной из важнейших причин постепенного перехода населения центральных уездов к борьбе с тушинцами. В самом тушинском лагере стал назревать кризис. Вторжение в Россию Сигизмунда III летом 1609 года и начало польской осады Смоленска привело к расколу единства тушинцев, а успехи царского воеводы Михаила Скопина-Шуйского и неудачная осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II ухудшили их положение. Рост противоречий в тушинском лагере привел к бегству самозванца в Калугу 29 декабря 1069 года. Одновременно раскололось и единство монолитных прежде рядов казачества. Так, вместе с атаманом Иваном Заруцким часть казаков ушла под Смоленск к польскому королю, некоторые – с Лжедмитрием в Калугу, а кое-кто вернулся по домам.
Новый раскол в казачьей среде начался после того, как Иван Заруцкий вместе с атаманами из его окружения принял участие в переговорах с польской стороной по поводу приглашения на русский престол сына Сигизмунда III – королевича Владислава. Многие казаки не согласились с идеей передачи русского престола польскому королевичу-католику и включились в борьбу с польскими войсками, развернувшуюся в России.
Борьба с польскими интервентами, занявшими в сентябре 1610 года Москву, приводила казаков в Калугу, к Лжедмитрию II. Его лагерь будоражили внутренние противоречия, следствием которых явилось убийство самозванца татарскими феодалами 11 декабря 1610 года. Казаки, считавшие его своим царем, истребили в Калуге всех татар. Вскоре после этого у Марины Мнишек родился сын от Лжедмитрия II Иван, которого казаки признали царевичем и стали бороться за возведение его на престол. Во главе их встал атаман Иван Заруцкий.
Общенародную борьбу за освобождение столицы пытались в 1611 году возглавить рязанские дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым. Под его руководством стало создаваться ополчение, в котором приняли участие донские казаки. Их атаман Иван Заруцкий возглавил ополчение вместе с Прокопием Ляпуновым и князем Дмитрием Трубецким. В марте 1611 года ополчение попыталось освободить Москву, но сил для этого не хватило, а столица была сожжена. После неудачи в Москве ополчение распалось из-за противоречий между дворянством и казачеством. Дворянское руководство ополчением поспешило прежде всего обеспечить интересы помещиков, что нашло отражение в приговоре 30 июня 1611 года. В нем полностью отстранялись от власти на местах казацкие атаманы и эта власть отдавалась в руки дворян. Возник конфликт между казаками и двоярнами, в ходе которого дворяне утопили 28 казаков, а казаки убили 22 июня 1611 года Прокопия Ляпунова. После этого дворяне покинули ополчение, а власть перешла к Ивану Заруцкому, стремившемуся упрочить положение казачьей верхушки. Под Москвой образовалось правительство “казацких таборов”, которое желало передать престол сыну Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Но дворянство и значительная часть народа не желали видеть на престоле казацкого царя. А когда в 1612 году Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой признали псковского “вора Сидорку” царем Дмитрием, единство подмосковного лагеря окончательно раскололось.
Нелегко складывались отношения у казаков из подмосковных таборов с народным ополчением Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Руководство Ополчения настойчиво привлекало казаков на свою сторону, и с конца весны 1612 года отдельные казачьи отряды стали присоединяться к Ополчению. Но это вызвало новый раскол в казачестве. Чувствуя, как крепнут позиции Ополчения и как теряет авторитет правительство “казацких таборов” под Москвой, Иван Заруцкий повел тайные переговоры с польским гетманом Ходкевичем. Но большинство казаков не одобрило переговоров. Тогда 12 июля 1612 года Иван Заруцкий с частью казаков бежал из-под Москвы на юг. Однако оставшиеся продолжали участвовать в борьбе с польскими войсками, хотя между Ополчением и казаками имелся известный элемент недоверия. Такое взаимное недоверие проявилось во время сражения с войсками гетмана Ходкевича под Москвой 22-24 августа 1612 года, когда 24 августа поляки усилили натиск, казаки ушли в свои таборы. И лишь после того, как к ним был послан келарь Троице-Сергиева монастыря А. Палицын, пообещавший заплатить из богатой монастырской казны, казаки вернулись и приняли участие в атаке, возглавленной самим Кузьмой Мининым. Это позволило отбить войска Ходкевича. Затем 22-26 октября казаки участвовали вместе с Ополчением в боях за Кремль.
Активное участие казаков в борьбе за Москву в 1612 году предопределило их значительную роль на Земском соборе 1613 года, когда шли выборы царя. Голос донцов в пользу Михаила Романова имел очень важное значение в избрании его на престол. Более того, именно после Смуты и восстановления монархии обязательства государя-сюзерена в отношении служилого войска Донского были зафиксированы специальными грамотами 1615 и 1618 годов.
Патриарх Гермоген – казак, остановивший смуту.
О патриархе Гермогене. Гермоген. Казак, ставший патриархом? Смутное время начала XVII столетия смотрится для Русского государства как национальная трагедия: речь шла о самом существовании этого государства как такового. Но благодаря патриотическому, духовному народному порыву была освобождена от иноземцев первопрестольная Москва и в стране воцарилась более чем на 300 лет новая династия — Романовы. У истоков той великой победы стояли национальные герои России — князь Дмитрий Пожарский и нижегородский староста из «меньших» купцов Кузьма Минин. Но у них был духовный наставник — Патриарх Московский и всея Руси Гермоген, в миру Ермолай. Родом он был из донских казаков. Время патриаршества Ермогена (1606-1612 гг.) приходится на период Смутного времени. У страны в те годы не стало ни государственной власти, ни боеспособной армии. Были разрушены все структуры управления, все сословные и хозяйственные связи. Бояре и дворяне, купцы и посадские, крестьяне и холопы, ратные люди и казаки - все были вовлечены в бесконечную войну за сословные, корпоративные и просто шкурные интересы. Все выступали под знаменем «своего» царя против «ненастоящего», меняя себе «царей» в зависимости от конъюнктуры. Выбор был богатый. Против Василия Шуйского, поставленного боярами на царство после убийства агента Ватикана Лжедимитрия, выступил Лжедимитрий II, получивший прозвище «Тушинский вор». Было множество мелких самозванцев: «царевич Август», «царевич Федька», «царевич Лаврентий», «царевичи»: Семен, Василий, Клементий, Брошка и Мартынка. Всюду по стране слонялись вооруженные банды, терроризируя население. Человеческое достоинство и жизнь ничего не стоили. Люди искали спасения в городах. Деревни и села были разрушены и сожжены. Народ голодал. В 1605 году, после триумфального въезда Лжедимитрия в Москву, началась героическая защита святителем Ермогеном Православного Царства. К тому времени он был правящим архиереем Казанской епархии, с 1598 года - митрополитом. Воцарившись в Москве, Лжедимитрий учредил на западный манер Сенат и, когда там решался вопрос о женитьбе «спасенного царевича» на дочери его польского благодетеля Марине Мнишек, митрополит Ермоген резко выступил против брака русского царя с католичкой. Святитель не мог тогда знать, что лжецарь уже был тайно принят в латинство папским нунцием, повенчан с Мариной по латинскому чину и дал клятвенное обещание привести русский народ в унию. По его указанию на патриарший престол был возведен архиепископ Игнатий, грек, учившийся в Риме. Легко нашедший с самозванцем общий язык, этот патриарх стал соучастником великого обмана, имевшего целью обойти требование русских архиереев о перекрещивании католички Марины. Святитель Ермоген обратился к Лжедимитрию: «Не подобает христианскому царю брать некрещеную и вводить во святую церковь и строить римские костелы. Не делай так, царь, потому что никто из прежних царей так не делал, а ты хочешь сделать». Лжедимитрий подверг Ермогена опале. Святитель был сослан в Казань. Было приказано лишить его сана и заключить в монастырь, но исполнению этого помешала гибель самозванца. Боярская партия поняла, что отнюдь не ее ставленником является новый царь, а население Москвы явно ощущало дух католической и иноземной оккупации. 14 мая 1606 года группа бояр, возглавляемых князем Василием Ивановичем Шуйским, подняла восстание, уничтожившее самозванца. Василий Шуйский стал царем. Епископы лишили святительского сана ставленника и пособника самозванца патриарха Игнатия. Собор поставил на патриаршую кафедру митрополита Ермогена. Есть сведения, что на кандидатуру Ермогена указал отказавшийся вернуться на патриаршество по слепоте и старости первый патриарх Иов. Началось доблестное служение Ермогена-Патриарха, в котором он все свои силы отдал спасению Церкви и Отечества.  В провинции ширились слухи о чудесном спасении царя Димитрия, росло брожение. В Москву из Углича с великим торжеством были перенесены нетленные мощи царевича Димитрия. Патриарх Ермоген учредил церковное празднование царевича три раза в год: день рождения, убиения и перенесения мощей. Кроме того, Святейший Патриарх приказал по всем храмам анафематствовать самозванца Гришку Отрепьева. Но изгнать дух самозванства не удавалось. Призрак мнимо спасенного царевича продолжал будоражить страну, поднимал людей на бунт, собирал в воровские шайки. С трудом подавив восстание под предводительством Болотникова (Патриарх предал его церковному проклятию), московское правительство столкнулось с еще более страшной угрозой. Объявившийся на южных рубежах Лжедимитрий II с помощью поляков собрал под свои знамена огромное разношерстное войско. Страна была расколота. Самозванец осадил столицу, расположившись лагерем в подмосковном селе Тушине. В самой Москве сторонники самозванца предприняли попытку низложить царя Василия. Толпа мятежников требовала от Патриарха признать его избрание незаконным. Твердость, с которой Святейший Патриарх выступил в защиту Шуйского, позволила тому удержаться на престоле. Но ненадолго... Невзирая на протесты Патриарха, бояре впустили в Москву войско коронного гетмана Жолкевского. Король Сигизмунд требовал сдачи Смоленска и давал понять, что рассчитывает царствовать в Москве сам и без каких-либо условий. Бояре составили грамоту к московскому посольству под Смоленск, в которой российская сторона соглашалась во всем положиться на королевскую волю. На следующий же день Патриарх в церковной проповеди обратился к народу с призывом стоять за православную веру. После этого к нему была приставлена стража. Патриарх заявил о себе как об открытом противнике поляков. А в глазах русских людей, оказавшихся перед лицом иноземного ига, Святейший Владыка стал последней надеждой. Стихийное движение за независимость, уже давно начавшееся в городах, стало принимать организованные формы. Этому немало способствовал энергичный рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Между городами шла переписка с обсуждением мер защиты Веры и Родины. К Патриарху апеллировали как к духовному центру сопротивления. В переписке города часто на него ссылались. В одном из таких писем ярославцы писали: «Ермоген стал за веру и Православие и нам всем велел до конца стоять. Ежели бы он не сделал сего досточудного дела - погибло бы все». В августе 1611 года Патриарх тайно передал на волю свое последнее письмо. В нем он, как и прежде, призывал служить России и души положить за веру. Святитель принял мученическую кончину от голода 17 февраля/2 марта 1612 года. В ноябре того же года новое ополчение под предводительством земского старосты К. Минина и кн. Дм. Пожарского освободило Москву. Земский Собор возвел на царский престол Михаила Романова. Измученная Россия возликовала. Гнев Божий обратился в милость. Но Патриарх всея Руси Ермоген был этому уже невидимым свидетелем.
Вывод напрашивается сам собой. Были как стойкие в своих взглядах казаки, так и метавшиеся из лагеря в лагерь. Были движимые благими намерениями вернуть чудом спасшемуся царевичу Димитрию престол его предков, но и было осознание своей неправоты.
Но среди казаков были и такие как патриарх Гермоген, который стойко стоял на своем, обличая неправды.