Вера Маламут

Елена Разгон-Скорнякова
;Когда Таня с Мишей задумались о строительстве дома, то в первую очередь они решили завести собаку. Вскоре в Таниных телефонных контактах добавилась новая запись - Вера Маламут, а в доме появился пушистый серый комочек, похожий на медвежонка. Цокольный этаж возвели быстро,
;затем что-то пошло не так. Алтай тем временем вымахал в огромного добродушного зверя, которого всем хотелось погладить.
;Летом Михаил вывез выросшего питомца а деревню. Сначала пёс гулял около дома, иногда ненадолго убегая, затем пару дней  исчезал надолго. На ретий день он прибежал с окровавленной пастью, а вечером пастух принес зарезанного ягненка. Алтай дваидня внимательно наблюдал с пригорка повадки стада, чтобы в нужный момент броситься в атаку. Молниеносно зарезав первую жертву он попытался схватить следующую, но пастуху удалось её отбить. Маламут не успокоиться, пока не перережет всё стадо, действуя быстро, как машина. Ничего не поделаешь - охотничий инстинкт.
;Несколько лет я слушала рассказы Татьяны - ездили к Вере в питомник, собак стало больше. Миша с Алтаем готовятся к соревнованиям, на которых  маламут в шлейке везёт хозяина на лыжах. В число победителей Алтай не вошёл, с непривычки отвлекся на других собак и потерял время.
;В очередной приезд на Урал едем с Татьяной по трассе под Палазной.
;- Видишь отворот за шлагбаумом? Там Верин питомник. Завтра нас ждут в гости.
;Большая холмистая территория, где чередуются поляны, перелески и отдельные строения. У дороги палатка, надувной бассейн, вокруг никого. Издалека появляется быстро увеличивающаяся розовая фигура и превращается в веселую молодую женщину.
;- Ой, у меня новая панама, Леша меня в ней фунтиком называет.
;Муж Алексей смеётся, Вера продолжает говорить без остановки.
;- Я недавно из  Москвы с выставки вернулась. Стадо после пойдем смотреть, они долго гуляли, сейчас отдыхают. Брызгайтесь спреем от насекомых, такой в магазине не продается, мне его нефтяники подарили, им на работе выдают. Сегодня жарко, кто хочет окунуться? За кустами речка, там у меня купальня Нефертити с каменными ступенями. Или кто там ещё купался?
;- Клеопатра принимала ванны с молоком.
;- У меня не ванна, просто небольшая яма в быстрой реке. Летом вода теплая от восьми до  двенадцати градусов нагревается, в жару очень хорошо. Кто мне сказал - какая купальня, такая и Клеопатра?
;Все хохочут, Вера улыбается.
;- Зато там хариусы есть, пойдемте посмотрим,- предлагает она.
;Гости и хозяева любуются хариусами, стоящими против течения, режут овощи, едят мороженое, купаются в бассейне. Вера везде успевает и продолжает рассказывать, помешивая обед и  руководя накрыванием стола.
;- Вера, второй мангал наш, могу сегодня забрать его чтобы не мешал, - предложила Татьяна.
;- Какой ваш, три года стоит, давно нашим стал, - шутит хозяйка, ловко наполняя тарелки. - мне очень удобно два мангала, в одном угли готовятся, а другом еда.
;- Куда мне столько положила?- возмущается кто-то.
;- Разве это много? Тарелка же маленькая! Я росла в многодетной семье, пятеро детей, четыре девочки и брат, я младшая.. Тарелки дома были как небольшие тазики. Нам наливали до краев, пока не доешь - из-за стола не встанешь.
;- Ты в своем доме росла?
;- Нет, в городской квартире на Садовом. Мама и папа рано поженились, учились в университете на геофаке. На первом курсе мама забеременела, родила старшую сестру, в декрет не пошла. На третьем курсе,  родила вторую сестру и  продолжала учиться. С девочками сидел папа. На пятом курсе мама опять родила и окончила университет в срок. Папа тоже окончил, только чуть позже.
;- Как у вас посуду моют?
;- Смотрите все на меня и повторяйте. Сначала бумажной салфеткой выбираем остатки пищи, затем протираем тарелку влажной салфеткой и снова сухой.  И ложки также.
;- Классно! Я помню как ты в молодости ездила на зелёном кабриолете  с развевающимися волосами.
;- Ха-ха-ха, и с красным шариком на шее, который так и не намотался на колесо! Потом я поменяла кабриолет на Газель он выдержал две поездки и сломался. Пора кормить собак, идёмте в питомник.
;Мы потянулись в сторону леса. Вера вышла из сарая с коровьим выменем в руках и махнула топориком в нашу сторону:
;- Поднимайтесь в гору по тропинке, я догоню. Там  сверху насекомые могут накинуться.
;Вера догнала нас на середине подъёма с большим ведром, наполненным порубленным выменем. Как в одной женщине может совмещаться кабриолет, топор с коровьим выменем и большое хозяйство? Чем дальше, тем интереснее.
;Алексей разгружал из прицепа бутыли с водой.
;- Дальше мы на тракторе поедем?
;- Слишком крутой спуск, рисковано. Мы двинулись за Верой в обход вольера.
;- Раньше я на квадроцикле ездила,а сейчас он сломался. Тяжести приходится в тачке возить. Смотрите - восемь вольеров с огромным отдельным входом, одни маламуты живут парами, другие в одиночку. Мальчиков не хватает.
;Серые и рыжие маламуты радостно скакали у калиток, ожидая свою порцию внимания и вымени. Мы подливали воду, гладили через решетку собак, а Вера кормила их и комментировала:
;- Эти на диете, вот папа, а в соседнем вольере мама Алтая, эта доживает, оперировать пора. Ой, тебя надо вычесть, шерсть клочьями лезет, но сегодня жарко. А теперь в козовник пойдем стадо выгонять.
;- Козловник?
;- В козловнике живут козлы.
;- А в козовнике козы?
;Миновав ухоженный огород мы подошлик  участкау, огороженному красными флажками.
;- Хотела повесить объявление - бабкам с кардиостимулятора и за ограждение не лезть! Включен электронный пастух. Овцы животные стадные, одна проверила - остальные не лезут. А козам надо каждой удар током получить, чтобы поверить.
;Первым делом мимо молодых бройлерных уток размером с гусей вышли пугливые овцы и скрылись в кустах. Вечером стадо вернётся в стойло. За ними последовали разномастные козы различных пород, последним вышел телёнок.
;Мы присели на импровизированную кушетку среди поляны.
;- Вера, ты очень харизматичная, таких камера любит! В кино не пробовала сниматься? Можно про тебя написать, с чего всё начиналось?
;- Сначала я училась на специалиста по связям с общественностью, затем на переводчика с английского и немецкого. Но поняла, что не хочу этим заниматься. Пятнадцать лет назад мы решили строить склад для хранения аппаратуры, но сначала построили дом. Раз есть дом - нужна собака, стали выбирать породу. Я хотела колли, у нас в детстве был, а Леша хаски или лайку. Стали из смотреть, обнаружили маламутов и не устояли. Взяли мальчика и девочку. Пёс на людей бросался, меня чуть не загрыз.. Я в больницу попала. Было страшно, когда он меня убивал. Не хочу вспоминать об этом, - голос Веры впервые стал серьезным.
;- Почему это произошло?
;- Генетические нарушения, бракованным оказался. Пришлось в питомник отдать. Взяли ещё девочку, семь дней ко мне ехала из Владивостока. Первое потомство только через четыре года появилось.
;- Сколько у тебя сейчас питомцев?
;- Двадцать две собаки и тридцать пять копытных.  Нет, вру - тридцать четыре. Один козел недавно уехал.
;- Не жалко питомцев отдавать?
;Вера пожала плечами:
;- Нет.
;- Как совместились собаки с копытными?
;- Бартер. Одну из собак поменяли на стадо коз и дали а придачу козла Арчибальда, которого позже поменяли на бычка.
;- А козы откуда взялись?
;- Сначала были козы, потом пошел бартер.
;- По каким странам щенки разъехались?
;- Кроме России Канада, США и почти вся Европа от одного до нескольких щенков в каждой стране. Вспомнила - в Чехии ни одного нашего щенка нет.
;- Вы вдвоем справляетесь?
;- В основном всё на Вере, другие сделают не так.
;- Питомник окупается?
;- Я никогда не считаю. Леша шутит - дорогостоящиее удовольствие. Питомник мог окупаться, когда щенки хорошо продавались за границу.
;- А в соревнованиях вы участвовали?
;- Вера у нас победитель, третье место на чемпионате мира, - обрадовался Алексей.
;- Раньше участвовали с маламутами в лыжных и саночных гонках, а теперь уже нет. Сейчас  покажу другим собак - финских лапхундов.
;- Лахудр?
;- Как их только не называют!
;- Вера, как ты запоминаешь все их имена и названия? Язык сломаешь.
;Хозяйка питомника с загадочной улыбкой выдала с хорошим произношением:
;- Жози Дю Люп Аньдьян де Ларти - арктический индейский волк Джошуа, - и добавила:
;- А по русски Гаврик.
;- Ты учила французский?
;- Нет, я общалась с французами, повторяю интуитивно.
;Мы подошли к надёжному забору.
;- Только не выпускайте их, -  предупредила Вера, осторожно приоткрывая дверь.
; В узкую щель проснулись несколько любопытных морд. Мы с трудом протиснулись внутрь и оказались в эпицентре собачьего вихря. Черные и коричневые псы со светлыми подпалинами мелькали вокруг.
;- Прыгайте сюда, - в центре загона стоял невысокий кабельный барабан.
- Нам или собакам? - не успела спросить я, как несколько собак одновременно попытались поставить на меня передние лапы. От неожиданности я принялась раскручивать над головой тряпичную сумку. Псы с недоумением задрали морды вверх.
;- Ой, не бейте животных, -  испугалась Вера.
;- Я их отвлекаю, - успела ответить я в прыжке.
;Псы по очереди запрыгивали ко мне на барабан, но вставать на высоте на задние лапы не решались. Коротконосые финские собаки по темпераменту походили на стаю обезьян.
;Несколько дней я пребывала в феерическом настроении от посещения фермопитомника. Как можно малым количеством рук управляться с огромным хозяйством? Принимать роды, лечить, кормить, тренировать, обихаживать и выгуливать,  разнокалиберных питомцев? Успевать летать на выставки, участвовать в соревнованиях и на все находить время? И угощать гостей домашним козьим сыром с базиликом, сделанным своими руками?
;Пермь июль 2023
;

;
;
;