9. Кирилл и Мефодий почитаются у всех казаков

Новосельцев Григорий Петрович
9.. Кирилл и Мефодий почитается у всех казаков.
 
День памяти
23 октября  – Собор Волынских святых
24 мая
27 февраля
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ
 
Святые Кирилл и Мефодий
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - братья, славянские первоучители, уроженцы города Солуни в Македонии, греки, создатели славянской азбуки и первые переводчики богослужебных книг на славянский язык.
Память св. Кирилла - 14 февраля, св. Мефодия - 6 апреля, обоих - 11 мая, в числе Седмочисленников, в Соборах Галицких и Карпаторусских святых
К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.
Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам языце словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».
В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».
Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Я;ко апо;столом единонра;внии/ и слове;нских стра;н учи;телие,/ Кири;лле и Мефо;дие Богому;дрии,/ Влады;ку все;х моли;те,/ вся; язы;ки слове;нския утверди;ти в Правосла;вии и единомы;слии,/ умири;ти ми;р// и спасти; ду;ши на;ша.
Кондак, глас 3
Свяще;нную дво;ицу просвети;телей на;ших почти;м,/ Боже;ственных писа;ний преложе;нием исто;чник Богопозна;ния на;м источи;вших,/ из него;же да;же додне;сь неоску;дно почерпа;юще,/ ублажа;ем ва;с, Кири;лле и Мефо;дие,/ Престо;лу Вы;шняго предстоя;щих// и те;пле моля;щихся о душа;х на;ших.
Величание
Велича;ем ва;с,/ святи;и равноапо;стольнии Мефо;дие и Кири;лле,/ вся; слове;нския страны; уче;ньми свои;ми просвети;вшия// и ко Христу; приве;дшия.
Смотри также
• Кирилл Равноапостольный
• Мефодий Равноапостольный
• Церковнославянский язык
• Русский язык
Литература
Литература о Кирилле и Мефодии на многих языках громадна. Вот лишь небольшая часть:
• И. В. Ягич, "Вопрос о Кирилле и Мефодии в славянской филологии" (Санкт-Петербург, 1885; обзор доведен до 1885 г.);
• А. В. Горский, "О святых Кирилле и Мефодии" ("Москвитянин", 1843);
• Филарет, "Кирилл и Мефодий" ("Чтения в Московском Обществе Истории и Древностей Российских", 1846 - 47, IV - V);
• Его же, "Святые южных славян" (Чернигов, 1865);
• П. А. Лавровский, "Святые Кирилл и Мефодий" (I - II, 1868 - 1871);
• Е. Голубинский, "Святые Кирилл и Мефодий" (1885);
• И. Малышевский, "Святые Кирилл и Мефодий" (Киев, 1886);
• В. И. Ламанский, "Славянское Житие Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1903 - 4);
• F. Racki, "Viek i djelovaje sv. Ciria i Methoda" (Загреб, I - II, 1857 - 59);
• S. Ritig, "Povjest i pravo slovenstine u crkven. bogosluzju" (Загреб, 1910);
• Pastrnek, "Dejiny slov. ap. C. a M." (Прага, 1902);
• Snopek, "Studie C.-Method." (Брно, 1906);
• V. Novothy, "Ceske dejiny" (I, 285 - 436, Петербург, 1912); Koszutski, "S. C. i M." (Гнезно, 1863);
• Gromnicki, "S. C. i M." (Краков, 1880); K. Potkanski, "K. i M." (Краков, 1905);
• J. Dobrovsky, "C. u. M." (1823, русский перевод Погодина , 1825);
• Ginzel, "Geschichte d. S.-Apost. C. u. M." (1857; 2-е издание, 1861);
• Goetz, "Geschichte d. slav.-Apost. K. u. M." (Гота, 1897);
• V. Jagic, "Die Entstehungsgeschichte d. kirchenslav. Sprache" (Верлин, 1901, 2-е издание, Берлин, 1913);
• Snopek, "K.-C. u. M." (Брюнн, 1911);
• A. Bruckner, "Die Wahrheit uber die Slavenapostel" (Тюбинген, 1913);
• L. Leger, "C. et M." (Петербург, 1868);
• 'Avril, "S. C. et M." (Петербург, 1886);
• A. Laponte, "L'Europe et le Saint siege a l'epoque carolingienne" (Петербург, 1895; ср. его же, "De Anastasio Bibliothecario").
Использованные материалы
• http://www.rulex.ru/01111203.htm
• http://www.days.ru/Life/life6671.htm