полет парой длинною в жизнь

Николай Птицин
Как-то разбирая свои архивы, наткнулся на черновик к заметке стен газеты к 8-му марта. В этом году было 40 лет как она написана. И сразу нахлынули воспоминания….
  Было это в Красноводске, в центре боевого применения авиации ПВО СССР в 1983 г.  Что такое Красноводск, авиаторам  ПВО рассказывать не надо. Возникает картинка – город у моря, кругом пустыня, жара под сорок и вода из опреснителя от нефтеперегонного завода. А в городе на базаре арбузы и дыни горами. ОдЫн дЫнь - одЫн рубь , такая цена на базаре. А молоко для детей покупали из специальной молоковозки ( в центральной России в таких воду возили для полива) . Дети, когда её видели , кричали - коровка приехала. В такую жару   еще и летать надо. Пока до самолета идешь семь потов прольешь. А ещё пыльные бури и не редко землетрясения. А техникам каково? В такую жару обслуживать вылеты.  Мы обеспечивали стрельбы прилетающим полкам на проверку боевой готовности,  а они стараются сбить все цели и выполнить все перехваты учебных целей, и победить в маневренном воздушном бою. Вот так мы и жили. Так служили. Я специально делаю такое маленькое отступление , чтобы вы поняли в каких условиях служили защитники Родины. И в каких условиях были наши жены и жили наши дети.
И вот в преддверии 8-го марта , выходя из столовой , встречаю начальника политического отдела центра. Протягивает мне бумажку,  на которой что-то напечатано. А устно говорит: «Это твоя тема для стенгазеты. Готовность завтра утром». Протестовать бесполезно, он мой начальник.   Ладно ,  дома разберусь… впереди вся ночь. Единственное, что успел прочитать  из любопытства – это начало текста : МУЖ И ЖЕНА ОДНА САТАНА…. , но в автобусе уже ждали лётчики и нужно было ехать. Положил в карман и отправился на посадку. Сегодня предварительная подготовка к полетам. Есть возможность  и в рабочее время написать заметку. Какое же у меня было удивление, когда в классе нашей эскадрильи для подготовки к полетам, в кармане я ничего не обнаружил. Видно впопыхах мимо  кармана положил. И о чем писать   ?! И я написал,  как мог на то время на заданную тему. Назвал я заметку : БОЕВЫМ ПОДРУГАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ. Мое понятие этой пословицы  «Муж и жена – одна сатана» сводилось к тому , что  супруги одинаково воспринимают окружающую действительность ,   в глубине души у них одни и те же ценности, иначе эти люди вряд ли жили бы вместе. Что я мог понимать в то время о супружеской жизни , прожив вместе всего 6 лет . Что я мог знать о женах офицеров и прапорщиков, которые посвятили свою жизнь мужу, семье, воспитанию детей. Не многие отваживались ехать с мужьями в неведомые края , в неизвестность. Где нет ни театров, ни кино. Где даже нет горячей воды, газа  и зачастую отсутствует постоянное электроснабжение. Где дровами обогревали помещения, еду готовили на керосинках и не всегда из свежих продуктов, используя консервы, где воду фильтровали через вату или добывали из растопленного снега . И много других неудобств. Но именно боевые подруги, спутницы на всю жизнь, делили все это со своими мужьями. Немало семей распадалось. Не все выдерживали такие испытания. Но мне повезло. Повезло в самом начале службы.
В конце 1981 года мне предложили должность замполита учебной истребительной авиационной эскадрильи в Красноводске. А для этого надо переехать из Тульской области в Туркмению. И как это озвучить супруге. Однако всё произошло на удивление гладко и даже для меня неожиданно. Когда я сообщил супруге о предложении,  то услышал такую фразу « когда собирать чемоданы» . Её не испугал переезд в пустыню, трудности которые могут возникнуть. И вот тогда я понял , что выбор спутницы жизни был сделан правильно.
С тех пор начался «полет пары»  в плотных боевых порядках.  Вот об этом я и написал в поздравительной заметке в стенгазету. В ноябре отметим 47 –годовщину этого полета. Всякое бывало. Иногда ведущего «заносило» , иногда ведомый «своевольничал», но пара как была , так и продолжает полет, учась на ошибках прошлого, прокладывая дорогу в будущее.
П.с. Хороший ведущий всегда заботится , чтобы у ведомого оставался запас скорости , высоты и мощности двигателя хватало для маневра. Подумайте об этом , когда хотите осуществить полет парой длинною в жизнь.