Анна. Гл. 1. Родом из детства. Ч. 5

Галина Дейнега
Начало http://proza.ru/2023/03/23/524

Автопортрет Татьяны Мараткановой (холст, масло).

Часть 5. ТАТЬЯНА

Неожиданный уход Татьяны в двадцать восемь лет не могли принять ни родные, ни друзья, ни бесчисленные поклонники. На отпевание  собралось так много людей, что их невозможно было вместить.

Время шло, друзья не забывали Татьяну. К годовщине её ухода собрали материал и выпустили Альбом «Внутри тебя» (Киев, 2013) с портретом художницы, автобиографией, биографией и каталогом части её работ (холст, масло, смешанная техника, графика), которые удалось собрать к выставке. Составители каталога: Дарья Бойченко (Стилецкая) и Алёна Лазуткина.

На первых страницах — мысли, высказанные Татьяной. Среди них такие:
«Не хочу ни одной минуты впустую!» (23.06.2010);
«Я люблю жизнь и людей, которые окружают мою жизнь. И если я тебе пишу: «Я тебя люблю», — не сомневайся, это тебе, но у меня таких людей много, кому я это пишу…» (20.07.2010);
«Я самая везучая из невезучих» (31.03.2011); 
«Люблю, знаете ли, такие моменты, которые есть практически в любом фильме, когда кто-то что-то понял и примирение. Бах!!! Гремит оркестр, и слёзы уже текут рекой» (12.04.2012).

На последних страницах — высказывания друзей уже после трагедии.
Николай Панский: «Грущу о тебе и молюсь. Ты сменила миры в Пасхальную ночь, не многим это дано, пройти без мытарств сразу в пышные цветастые кущи райского сада» (28.04.2012).
Илона Горбатовская: «Ты в наших сердцах» (7.05.2012).
Лилия Новикова: «Смотрела вчера на море и думала о тебе… Так красиво было: облака, чайки… Не хватает тебя очень-очень. Люблю тебя до неба» (27.06.2012).
Amedio: «Если бы ты была сейчас, мы пошло бы на футбол вместе. Представляю, как бы мы сумасшедше резвились с тобой. Боже, только представлю твою реакцию на всё это действо, мне уже так здорово на душе…» (1.07.2012).
Vika Belyareva: «Особенная… я очень скучаю…!!!» (4.10.2012).
Максим Ткачиборода: «Не знаю, насколько это уместно, но я помню о тебе, и эти воспоминания мне приятны! С днём рождения! И пусть в другом мире ты будешь смотреть на всё это с улыбкой, я посылаю тебе свой позитив искренне и знаю, ты шлешь всем нам его всегда, независимо от того, насколько мы все тут дураки и дурочки. Я горд, что мог говорить с тобой прямо! Не знаю почему, когда пишу это, у меня наворачиваются слёзы. Видно, я ещё слишком…» (6.03.2013).

Листая Альбом, познакомимся и мы с Татьяной.  Начнём с Автобиографии.

«Я люблю жизнь!!! Но больше я люблю ту, которая мне эту жизнь подарила… Я люблю тебя, Мама!!!»
Преподаватель живописи в проекте «Открой в себе художника». Мастер-классы живописи. Авторский проект Игоря Сахарова, рука об руку с которым иду уже много лет в проекте с его зарождения. Завершая обучение в университете (Южно-украинский Государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского), даже не предполагала, что стану настолько серьёзно заниматься педагогикой, и вот уже из под моей опеки вышли десятки взрослых художников! Я с ними так и сама научусь рисовать.
Визажист и стилист.
Вторая моя жизнь — это D’arts project. (Примечание: D'arts dance project – танцевальный проект, основатель и хореографом которого является Бойченко Николай. Год основания 2005. Киев). Они — всё мне интересное в искусстве! Этот «организм D’arts» приводит меня в восторг, когда я рядом с ними… Такое удовольствием работать рядом… Когда рождаются задумки, костюмы, постановки, образы — экстаз полный! Люблю каждого из них… Восхищаюсь их работой, хотя какая это работа? Это — жизнь! Потрясающая компания совершенно разных людей!

Мои интересы… Их так много, что, пожалуй, задышав со мной одним воздухом, можно понять мою неугомонность! Будто маленькая, увлекаюсь, отвлекаюсь тут же на другое! Единственное, чему верна, так это вкусному в искусстве, в жизни, в людях. В отношениях с последними я, скорее наблюдатель, нежели участник, сподвижник; скорее зритель, чем актёр! Многими людьми восхищаюсь настолько, что с лёгкостью теряю сон… как выяснилось ))) улыбаюсь))). Мои вкусы настолько различны и любовь моя обращена ко многим предметам, как привязанность гурмана к пище разных народов и эпох… Но любовь моя заканчивается как только предмет, которым я любуюсь, проявляет БЕЗДУХОВНОСТЬ… (от слова дух).

Что по поводу музыки? Плачу от скрипки и фортепиано… (перечисляются музыкальные произведений на английском языке).

Кинематограф? Всё, что снимает Тим Бёртон (Примечание: Тимоти Уо;лтер Бёртон — американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист, мультипликатор и поэт. Фильмы Бёртона отличаются чёрным юмором, макабрическими и готическими элементами, деконструкцией традиционных сказочных и мистических сюжетов) пересматриваю много раз. Фильмы Ким Ки Дука: «Пустой дом дом», «Весна, лето, осень, зима и снова весна», «Натянутая тетива», «Время», «Вздох». Их молчание трогает очень. «Париж, я люблю тебя!» — история проявления любви. Такие разнообразные и такие цельные сюжеты. «Амели», «31 июня» — мною любимы особенно. Нравятся фильмы моего советского детства: «Папа», «Легенда о пианисте», «Пианист» — мои музыкальные возлюбленные! Не смотрю телевизор.

Книги? Много интересного для себя нашла. Спасибо тем, кто упростил поиски (Богдан, Виктор Козлов, Николай).

Фраза о себе: «Ищу любить!»

Биография Татьяны Мараткановой (Робертины в ранних работах, позже Berdi) представлена в Альбоме Дарьей Стилецкой.

«Художник, гримёр, визажист, стилист, декоратор, педагог.
Родной город Севастополь. Киев, Днепропетровск, Донецк, Евпатория, Одесса, Севастополь, Харьков, Москва, Святогорск — города, в которых творила и давала уроки.

Итальянская опера, кинематограф, театр, история искусств и моды, как основной источник вдохновения нашли своё отражение в работах и эскизах Татьяны, в её персональном образе и неповторимой манере общения.

Перфекционизм и страсть к деталям отличали Berdi от огромного большинства коллег. Возможно, поэтому многие работы так и остались незавершёнными. Неиссякаемый поиск талантливых персонажей. Восторг и трогательное отношение к артистам, танцовщикам, писателям — тонким натурам творческих профессий, уважение ко всему экспериментальному и новому стали своеобразным смыслом жизни для неё. Татьяна никогда не считала себя талантливой и весьма неоднозначно реагировала на восторженные отзывы в сторону своих работ. А работы Художнику хватало всегда. Даже в родном городе, ещё до отъезда в столицу она была постоянным участником практически всех значимых показов и фотосессий, выставок и самых нестандартных проектов.

Вдохновение ловила в ароматах, интонациях, улыбках прохожих, в грации изящных женщин и даже в символическом уродстве и в сарказме истёрзанной реальности. Курить и размышлять, философствовать на тему фатальности событий и мечтать о говорящих вслух Ангелах — это и есть Татьяна! Смелая, щедрая, тонкая, интеллигентная, противоречивая и любящая беззаветно, преданная мечте и свободная от предрассудков. Действующая вопреки с особым изяществом и фарсом, ОНА была «Жанной Д’арк» каждый раз в момент одержимости мечтой или спонтанной идеей. Лирик и борец за ускользающую справедливость. Путешествующая по эпохам и странам в своих острых шутках и манерах изъясняться, исходя из сиюминутного настроения. В своих противоречивых линиях, красках, интонациях, рифмах и графике ей удалось сотворить свою неповторимую историю, подарить возможность наслаждаться этим и сейчас. В своих работах, словно весенний уже тёплый ливень в самых экспрессивных красках палитры. Для НЕЁ — стать взрослой означало окончательно выбрать счастье в противоположность детству!

«Ангела Хранителя!» —  слова вслед, на прощание слышал друг и прохожий из её уст! Отдавала себя без пощады. Отдала себя и сейчас».

В Альбоме выражена благодарность более тридцати участникам выпуска и глубочайшее признание Госпоже Каретниковой за подаренный миру талант.
Продолжение http://proza.ru/2023/07/24/1149