Госпиталь для неизлечимых. Кант

Анатолий Федосов
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге, Пруссия, в небогатой семье ремесленника. Мальчик с ранних лет отличался слабым здоровьем, но был очень любознательным и обладал богатой фантазией. Кант окончил престижную гимназию, после чего поступил в Кенигсбергский университет. К сожалению, неизвестно, какой именно факультет окончил будущий философ. В то время в университете существовало четыре направления подготовки: юридический, медицинский, биологический и философский.
Когда молодой человек завершил учебу, его мать умерла, а отец жил в бедности. Кант подрабатывал, давая частные уроки. Ему также помогали друзья и родственники. По некоторым данным, дядя Иммануила взял на себя расходы по публикации дебютной работы Канта – «Мысли об истинной оценке живых сил». Это произведение автор писал три года, и оно увидело свет в 1749 году.
После смерти отца молодой человек бросил учебу в университете. Чтобы прокормить семью, Иммануил стал домашним учителем. В свободное от уроков время он занимался теоретическим исследованием Солнечной системы и вскоре опубликовал свою гипотезу о ее происхождении из первоначальной туманности.
В 1755 году Кант защитил докторскую диссертацию, давшую ему право преподавать в университете. После этого он в течение сорока лет вел лекции в альма-матер.
В 1770 году он был назначен профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета. Тогда Иммануил работал в рамках нескольких дисциплин: философских, физических и математических, решая вопросы из области морали, религии, метафизики и антропологии.
С 1781 по 1790 год свет увидели фундаментальные философские работы Иммануила Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Эти труды принесли ему репутацию одного из выдающихся мировых мыслителей и оказали неоценимое влияние на развитие мировой философской мысли.
Иммануил Кант умер 12 февраля 1804 года в возрасте 79 лет. Философ никогда не был женат и не имел детей.



                К какому выводу в конце концов
                пришли Вольтер, Юм и Кант? —
                К тому, что мир есть госпиталь
                для неизлечимых.
                Артур Шопенгауэр

Попробуем разобраться – так ли это. Хотя, это будет и дерзость с нашей стороны – беседовать с Великими умами.
Итак, Кант:

ДЛЯ  САМОЙ ЖЕ ВОЙНЫ  НЕ НУЖНО ОСОБЫХ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ  ПРИЧИН: ОНА ПРИВИТА, ПО-ВИДИМОМУ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ПРИРОДЕ И СЧИТАЕТСЯ ДАЖЕ  ЧЕМ-ТО  БЛАГОРОДНЫМ, К ЧЕМУ ЧЕЛОВЕКА ПОБУЖДАЕТ  ЧЕСТОЛЮБИЕ, А НЕ  ЖАЖДА  ВЫГОДЫ.
Согласимся с этим утверждением полностью, но лишь потому, что оно было, с большой вероятностью, было справедливо для ХVIII века, когда честолюбие было гораздо выше богатств стран и народов. Но, это отнюдь не означает, что с ростом богатств, честолюбие простых людей уменьшалось – его даже продолжали воспитывать и культивировать их правители, троны которых укреплялись уже более на богатствах, чем на честолюбии.

…ДАЖЕ  ФИЛОСОФЫ  ВОСХВАЛЯЮТ ВОЙНУ КАК НЕЧТО  ОБЛАГОРАЖИВАЮЩЕЕ  РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, ЗАБЫВ  ИЗВЕСТНОЕ  ИЗРЕЧЕНИЕ  ДРЕВНИХ: «ВОЙНА ДУРНА ТЕМ, ЧТО  БОЛЬШЕ СОЗДАЕТ ЗЛЫХ  ЛЮДЕЙ, ЧЕМ УНИЧТОЖАЕТ ИХ».
Для Древних времен это утверждение было ещё более справедливо, чем для времен Канта – ибо там в ЧЕСТОЛЮБИИ было больше ЧЕСТИ.

ДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ  ВСЕ, ЧТО ОН ЖЕЛАЕТ; И В ТУ ЖЕ МИНУТУ ОН ПОЧУВСТВУЕТ, ЧТО ЭТО ВСЕ – НЕ  ЕСТЬ  ВСЕ.
Пожалуй, это главная максима Канта в отношении человека, как вида. Если волк режет овец, утоляя жажду чувств, то человек стремясь к новому и неизвестному, утоляет жажду познания. Накопительство и власть, присущие человеку – это тоже жажда новых чувств, хотя, по большей части, иллюзорных, потому как противоестественных.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ  ВОСПИТЫВАТЬСЯ  НЕ ДЛЯ  НАСТОЯЩЕГО, А ДЛЯ  БУДУЩЕГО, ВОЗМОЖНО ЛУЧШЕГО  СОСТОЯНИЯ  РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.
Не думаю, что Кант именно так и думал – не предвидя того, что это самое ВОЗМОЖНО противоестественно природе человека, потому как предполагает случайность. Полагаю, что он, все же надеялся, что Человечество воспользуется ВОЗМОЖНОСТЬЮ создать лучшее состояние рода человеческого.

ЧЕЛОВЕК  СВОБОДЕН, ЕСЛИ ОН ДОЛЖЕН  ПОДЧИНЯТЬСЯ  НЕ  ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ, А ЗАКОНУ.
Не буду ссылаться опять на времена Канта – только скажу, что в нашей с вами, жизни таковое – есть нонсенс. Каждый человек связан «по рукам и ногам» правилами, обязанностями, распорядками, уставами и пр. пр. пр. , которые составляют люди, исполняя распоряжения других людей – и цепочка этих людей бесконечна, и распространяется не только ввысь, но и вширь. Законы, зачастую уточняются и даже видоизменяются подзаконными актами и новыми требованиями. Человек,  просто вынужден подчиняться человеку, стоящему на ступеньку выше его на лестнице власти – это, и для него, и для всех, было бы, проще, понятнее и служило бы общей выгоде…. Когда бы все «звенья цепи» были бы честны и подчинены лишь Закону, сформулированному тоже к общей выгоде, предельно четко, кратко и ясно – с целью доступности для всех.