Чудеса Болотного 2

Евгений Викторович Терентьев
Через неделю День города

29 июля в Болотном состоится празднование юбилейного Дня города. Болотнинцы будут отмечать 80-тилетие присвоения нашему населенному пункту статуса города.
Разумеется, этот день будет насыщен всевозможными мероприятиями, которые для жителей и гостей города организуют учреждения культуры Болотнинского района.

Не останется в стороне и Болотнинская районная библиотека. Одним из запланированных руководством библиотеки городским мероприятием станет подготовка и реализация культурно-просветительской акции «Чудеса города Болотного».

Посетителям библиотеки будет представлен стенд с выполненным на нем схематическим изображением карты нашего города. Специально созданными знаками на карте будут отмечены места расположения объектов, представленных «чудесами» Болотного. Всего будет представлен 21 объект, рассказ о котором вместе с его изображениями станет доступен читателям при помощи открытия куар-кода камерой смартфона.

Работа над акцией началась в июне месяце. В конца июня мною были уже представлены первые тексты об объектах. Впоследствии, по требованию руководства, эти тексты изменялись, перерабатывались и дорабатывались. Выставляю их последние варианты, которые, по всей видимости, стали окончательными.

К текстам прилагаются фотографии, сделанные мною в течение нескольких дней прошедшей недели.

Добро пожаловать на День нашего города и приятного чтения!

Евгений Терентьев.
Болотное,
22.07.2023 г.

1. Левада бизонов, 6-й вариант, изменен

     Десятки тысяч лет назад в степях и тундростепях Евразии проживали стада первобытных бизонов – крупных животных, достигавших 3 метра в длину, 2 метра в холке и весивших до 2, 5 тонн. Их мощные тела покрывала густая темная шерсть, головы были увенчаны массивными, раскинутыми рогами. В ту эпоху не существовало ни одного хищного зверя, который мог бы в одиночку справиться с взрослым бизоном.  В конце плейстоцена популяция первобытных бизонов, обитавших в Евразии, начали резко вымирать. Но некоторые стада в условиях расширяющейся зоны тайги начали частично приспосабливаться к постоянному обитанию в таежных лесах. Степные бизоны доживали свой век в Прибайкалье, Сибири и в степях Русской равнины. Прожили они до позднего средневековья. Из Сибири первобытные бизоны перекочевали по естественному мосту в Северную Америку и стали предками современных американских бизонов. 

      Луга у рек и озер, на которых паслись бизоны, назывались левадами. Одной из таких левад оказалось место глиняного карьера бывшего Болотнинского кирпичного завода. Здесь в 1986 году экскаваторщик В.П.Юрченко  заметил в глине, загружаемой им в кузов самосвала с глубины 3,5 метра,  останки этих первобытных животных. Благодаря наблюдательности и ответственности экскаваторщика сегодня мы знаем место этой редкой находки и можем увидеть огромные фрагменты черепов и рога обнаруженных им бизонов в экспозиции Болотнинского районного историко-краеведческого музея.

Прочитать о первобытных бизонах можно в книге «Прошлое Болотнинской земли» на страницах 30-31, а увидеть их останки можно в Болотнинском районном историко-краеведческом музее.

2. Улица Советская, 5-й вариант, изменен

       Хорошо известна болотнинцам и гостям нашего города улица Советская. В центральной части улицы среди невысоких строений высится четырехэтажное здание, над которым развеваются флаги - это администрация Болотнинского района. Здесь же расположены Болотнинская мэрия, городской и районный Советы депутатов. Напротив здания администрации на городской площади находится районный Дом культуры имени Кирова. Вдоль улицы Советской расположились здания детско-юношеской спортивной школы и средней школы № 2. Посреди самой улицы протянута центральная аллея с газонами, деревьями и плиточным тротуаром. Аллею украшают несколько памятников, ставших символами нашего города.

      «Это наш болотнинский «Красный проспект», - с гордостью об улице Советской отзывался один из бывших мэров города Болотное Юрий Гаврилович Горбунов. Вслед за ним, «Красным проспектом», постепенно стали называть улицу Советскую и остальные болотнинцы.

3. Школьная форма ООО «Шанс», 4-й вариант

      Болотнинская швейная фабрика была образована в Болотном в далеком военном 1941 году. Сначала фабрика выпускала исключительно военную форму и амуницию. После войны фабрика перешла на пошив гражданской одежды  -  выпуск мужских костюмов и брюк.  В 1970-х-1980-х годах по всей Сибири разъезжались на прилавки магазинов модные,  дефицитные джинсы, пошитые руками болотнинских швей.

      В 1990-х-2000-х годах концепция изменилась и швеи начали шить школьную одежду для девочек и мальчиков, опираясь на тенденции взрослой моды. Популярность болотнинской школьной формы была продиктована соотношением цены и качества продукции ООО «Шанс» - наследником Болотнинской швейной фабрики. Много раз предприятие награждалось дипломами за новые комплекты школьной одежды для девочек и мальчиков.

    Сегодняшние заказчики школьных костюмов находятся в разных регионах России, от европейской части страны до Дальнего Востока.

      Три поколения болотнинцев носило и носит школьную форму ООО «Шанса»: разве это не чудо?

Прочитать о истории предприятия можно в книге «Болотнинская быль» на страницах 340-346, увидеть новейшие образцы выпускаемой школьной формы можно на сайте ООО «Шанс».

4. Пруд им. Олега Кошевого, 5-й вариант, изменен

Пруд им. Олега Кошевого является самым первым искусственным водоемом города Болотное, появившимся в 19 веке. Чудом этого пруда всегда являлись карпы, во множестве водившиеся здесь. Старожилы с восторгом вспоминают, какие уловы этой рыбы попадались им когда-то, и с горечью замечают, что сегодня мало кто рыбачит на этом красивом месте. Между тем, некоторые болотнинцы утверждают, что в пруду в настоящее время есть и рыба, и даже – раки!

 Но не только прекрасными карпами знаменит наш водоем. В конце прошлого века в Лоханке ловили…бегемота! Животное привез в Болотное передвижной зоопарк и выпустил жарким летним днем освежиться в пруд. Бегемот с радостью ринулся в воду и уплыл. Только спустя несколько часов активной охоты на сбежавшего зверя работникам зоопарка удалось отловить его и вновь поместить в клетку фургона.

О пруде им. Олега Кошевого (Лоханке) можно прочитать в книге «Народная летопись Болотнинского района» на страницах 67-69.

5. Павинский (Паинский) мост, вариант 3, оставляли без изменений

Жителям современного Болотного широко известны легенды о купце Павине (Паине), мельница которого находилась на реке Болотной (Павиной), рядом с современным бетонным мостом, по которому проезжают все, направляющиеся в деревни Бор, Карасево и в Кругликово.

Ниже современного моста, почти у самой кромки пруда Болотнинского отчетливо видны следы прежнего, старого деревянного моста, построенного Павиным в давние времена. По одной из легенд, связанных с купцом Павином, не желая передавать новой революционной власти заработанные трудом накопления, купец швырнул в воду заводи у своей мельницы горсть монет. Неизвестна судьба этих монет, но среди болотнинцев бытует поверие о том, что превратилось они в водные растения-кувшинки, цветы которых с тех пор каждый год раскрываются над водою на этом месте.

О купце Павине (Паине) и Павинском (Паинском) мосте можно прочитать в книге «Народная летопись Болотнинского района» на странице 45, а полюбоваться прекрасными кувшинками в заводи можно с нового бетонного моста.

6. Лавочка примирения в сквере Пушкина, вариант 3

После войны центр Болотного стал активно застраиваться новыми зданиями. Появились новая столовая, гостиница, магазины, обступившие со всех сторон пустырь - часть бывшей большой Базарной площади между современными улицами Школьной и Ленина. Вскоре на месте пустыря были разбиты газоны и посажены кустарники и деревья, между которыми, среди извилистых гравийных тропинок установили несколько деревянных лавочек. Практически сразу эти лавочки стали любимым местом для общения горожан. В обеденные перерывы, вечером после работы и часто в выходные дни люди собирались здесь почитать газеты, обсудить новости, угостить друг друга квасом, сыграть партию шахмат.

Несколько в стороне одиноко стояла, окруженная кустами сирени, лавочка, на которой подолгу сидели влюбленные. Лавочка стала популярной и вокруг нее среди жителей стало бытовать поверие: «После лавочки ноги в ЗАГС сами несут». Шло время, менялась планировка бывшего пустыря, вырубались и снова засаживались кустарники и деревья. В одну из таких перестроек убрали и лавочки. В начале нашего века бывший пустырь стал сквером Пушкина. Почти все пространство, бывшее раньше газонами, замостили плиткой, установили бюст писателя, но, самое главное, вернули лавочки. Установили и особую лавочку – лавочку примирения. А установлена она как раз на том месте, где стояла когда-то лавочка влюбленных.

Прочитать о месте, на котором находится сквер Пушкина, можно в книге «Народная летопись Болотнинского района» на страницах 46-47.

7. Улица Московская, вариант 3

Улица Московская – самая старая улица нашего Болотного. Изначально она являлась частью Московско-Сибирского тракта. В 1816 году на месте нынешнего магазина «Магнит» была построена и стала функционировать почтовая станция Болотная, вокруг которой практически сразу стали строить свои жилища первые болотнинцы.

К середине 19 века первая болотнинская улица уже занимала отрезок тракта от Озерного переулка на западе до Кузнечного переулка (современная улица Кирова) на востоке. На улице, кроме почтовой станции, расположились первые церкви, этап, сельское правление, торговые лавки и постоялые дворы. До середины 1960-х годов по улице Московской, являвшейся одновременно и проезжей частью тракта, следовал из Новосибирска в Томск и в Кемерово гужевой и автомобильный транспорт. Сегодня улица Московская вся в асфальте, по сторонам ее раскинулись тенистые деревья, между проезжей частью и тротуарами зеленеет трава газонов. Вдоль улицы выстроены многие современные болотнинские магазины. Здесь же находятся библиотека и школа искусств – центры притяжения культурной жизни в нашем городе. Улица Московская – одна из наиболее оживленных улиц Болотного: во всякое время Чудо этого места в том, что здесь соприкасаются давняя история нашего города и его современность.

Прочитать об улице Московской можно в книге «Народная летопись Болотнинского района» на страницах 44-46. А лучше всего – прогуляться по этой улице, посмотреть на уходящее ее прошлое и наступающее ее будущее, между которыми в современности находимся мы.

8. Базарная площадь (Колхозный рынок), вариант 3

Мы привыкли к тому, что сегодня основная торговля сосредоточена в сетевых магазинах. Рынки и базары, все еще сохраняющиеся в наших населенных пунктах, уже утратили свое былое значение, и мы посещаем их значительно реже, чем прежде. На рубеже 19 и 20 веков в Болотном появилась гигантская Базарная площадь, занимавшая все пространство от Лоханки до улицы Кирова и от улицы Калинина до улицы Комарова. Болотнинский базар славился не только среди болотнинцев, сюда ехали жители окрестных районов и таких больших городов, как Томск и Новосибирск, чтобы купить привезенные на продажу в большом количестве мясо, сало, обскую рыбу, мед, грибы и ягоды. Здесь же на отдельном месте деревенские жители продавали скот: у привязей новых хозяев ожидали лошади, коровы и телята; в больших дощатых коробах, установленных на санях и телегах визжали поросята; из деревянных клеток выглядывали куры и гуси, утки и индюки. Сегодня Базарная площадь (Колхозный рынок) в Болотном занимает всего лишь небольшую часть территории старой Базарной площади. 

Сегодня болотницы идут на свой базар в основном за свежими домашними продуктами. Наши жители по-прежнему ценят домашнее молоко, свежий мед с лесной пасеки, любят побаловать себя ароматным куском копченого сала. Чудеса современной Базарной площади – это становящиеся все более редкими товары: прялки, туеса, деревянные бочонки и ушаты, вязаные вещи. Сегодня принято смотреть на эти предметы, как на музейные экспонаты или на сувениры, но и на этот товар непременно находится свой покупатель.

Прочитать об истории Базарной площади можно в книге «Народная летопись Новосибирской области» на страницах 66-67, а побывать на ней рекомендуем в ближайшую субботу утром.

9. Загородный бор, вариант 3
Красив и величав загородный сосновый  бор, огромной зеленой полосой на многие километры раскинувшийся к северу от Болотного. Бор этот всегда привлекал жителей нашего города. Здесь человек дышит и ощущает окружающий мир иначе: пряный аромат смолы и хвои словно опьяняет всякого, вступающего под полог гигантских деревьев. Не случайно бор всегда был поэтому местом отдыха для болотнинцев. В бору они собирались семьями и компаниями для пикников. По бору они гуляли, наслаждаясь красотой природы, и заодно собирали грибы и ягоды.

Перед войной бор превратился в место для проведения праздничных мероприятий. Тогда же впервые здесь появились лыжная трасса и мототрасса, стала проводиться организованная торговля напитками и продуктами питания с лотков и прилавков. До начала шестидесятых годов прошлого века в бору с размахом отмечался День железнодорожника – пожалуй, один из самых главных праздников для болотнинцев того времени, ведь на железной дороге работала половина жителей города.

 И сегодня Болотнинский загородный бор остается для людей любимым местом отдыха. Как и прежде, люди вдыхают аромат сосен, любуются окружающими пейзажами, собирают грибы и ягоды. А зимой в бору вновь проводятся лыжные соревнования, привлекающие множество участников и болельщиков.

Прочитать о Загородном боре можно в книге Николая Александрова «Я встретил себя» на страницах 204-214 и в книге Тамары Хомченко «Я здесь живу» на страницах 29-32.

10. Водная станция на «Пирсе», вариант 3

Водная станция парка семейного отдыха «Пирс» уже несколько лет находится на берегу Болотнинского пруда. Хорошо знаком болотнинцам ее большой деревянный настил.

Случайно или нет, но на этом месте уже существовала когда-то лодочная станция. Болотнинцы жаркими летними днями брали напрокат весельные лодки и отправлялись в незамысловатое путешествие вдоль берегов водоема. Лодки отдыхающих белели и отражались на всей водной глади от плотины до Павинского моста. Иногда какая-нибудь подгулявшая компания швартовалась к берегу у бора, чтобы устроить пирушку. На это дело болотнинцы, в целом, смотрели неодобрительно, ведь отдых на воде был делом семейным – лодки брали напрокат отцы семейств, чтобы покатать своих детей и порадовать своих жен.

Удивительно, что владельцы «Пирса» сумели почувствовать давнюю тоску болотнинцев по водной станции и воссоздали ее. И вновь потянулись к берегу отцы семейств с женами и детьми, вновь обосновалась здесь молодежь. Как будто бы и не прошло несколько десятков лет забвения лодочной станции. И все повторилось вновь, за исключением только лишь того, что сегодня вместо весельных лодок на станции сдаются напрокат водные катамараны.

Прочитать об истории водной станции можно в книге «Народная летопись Новосибирской области» на страницах 63-64 и в книге писателя Николая Александрова «Я встретил себя» на страницах 25-28, а на самом «Пирсе» прямо сегодня можно взять напрокат катамаран.

11. Железнодорожный вокзал, вариант 3

Первый железнодорожный вокзал в Болотном был деревянным и весьма небольшим – в нем находились лишь билетный кассы, только зал ожидания и буфет. Построен был этот вокзал на месте сегодняшних газонов привокзального сквера, у самого перрона. Первый вокзал успел повидать многое: он видел строителей железной дороги и самых первых болотнинских железнодорожников,  видел он и разных путешественников, важных чиновников, революционеров, солдат, семьи переселенцев и беженцев,  был свидетелем, как останавливались рядом с ним самый первый болотнинский паровоз и самый первый болотнинский электровоз.

В начале 1960-х годов началось строительство нового вокзала - кирпичного, того, который нам известен сегодня. Вскоре завершилось его строительство. И вновь вокзал станции Болотная зажил беспокойной жизнью: вновь через него стали проходить каждый день сотни людей, а на путях напротив вновь стали останавливаться поезда, везущие своих пассажиров во все концы нашей необъятной Родины. За почти не изменившийся за 80 лет внешний вид многие люди считают наш вокзал чудом. Но  главное чудо этого места – счастливые, радостные встречи на перронах приехавших и встречающих их родных и друзей.

Прочитать историю о железнодорожном вокзале можно в книге «Народная летопись Болотнинского района» на страницах 80-84.

12. Переходной железнодорожный мост, вариант 3

С момента появления в 1893 году на Транссибирской магистрали железнодорожной станции Болотная до начала 1950-х годов в Болотном не существовало переходного моста. Город был разделен 15-ю железнодорожными путями, заставленными грузовыми составами, ожидающими своей очереди в общем движении. Попасть из основной части Болотного в залинейную, минуя эту махину из нескончаемых вагонов, можно было в основном через специально обустроенные переезды в конце города или пробравшись по путям между и под составами. Излишне говорить, что последний способ был смертельно опасен.

В послевоенное время из металла и дерева на станции Болотная был построен первый переходной мост. Его появление сделало безопасным путешествие болотнинцев из одной части города в другую. Впервые родители стали с легкой душой отпускать своих детей по мосту из залинейной части в центральную, в клубы и в кинотеатры, в музыкальную школу, в гости к своими друзьям и родственникам.

В середине 1990-х годов на станции Болотной был построен современный железобетонный мост. Болотнинцы и гости нашего города любят бывать на этом мосту, так как он является превосходной доступной для каждого смотровой площадкой, с которой открывается чудесный, завораживающий вид на панораму Болотного и его окрестностей на многие километры.

13. Водонапорная башня станции Болотная, вариант 3

В начале 20 века на железнодорожной Транссибирской магистрали был проложен второй путь. Вследствие этого заметно увеличилась пропускная способность магистрали и на станции Болотная стали ежесуточно останавливаться десятки поездов. Для снабжения водой проходящих локомотивов на станции была построена вторая водонапорная башня. Из-за красного цвета кирпича среди болотнинцев она стала известна как «Красная башня».

В годы Гражданской войны башню едва не уничтожили, заминировав и подготовив к взрыву. Чудом башню смогли спасти болотнинские железнодорожники. 

До сих пор, как и сто лет назад, башня исправно трудится, подавая воду на железнодорожную станцию Болотная. В конце 20 века это сооружение было признано памятником промышленной архитектуры областного значения. Сегодня «Красная башня» является одной из визитных карточек нашего города.

Прочитать о водонапорной башне можно в книге Тамары Хомченко «Я здесь живу» на страницах 26-28.

14. Автобусный маршрут № 1, вариант 3

Первый городской автобус появился в Болотном в 1964 году. Это был автобус марки ПАЗ-652. Автобус имел 23 места для сидения, а всего мог вместить в себя 42 человека. Маршрут автобуса № 1 начинался на Западном переезде и заканчивался в Военном городке. Проезд в автобусе стоил 5 копеек. Болотнинцы с энтузиазмом встретили новый вид городского транспорта: несколько первых недель люди от мала до велика спешили на нем  прокатиться.

С тех пор маршрут автобуса № 1 не менялся: автобус следует от Западного переезда в Военный городок через вокзал. Время полного проезда автобуса по этому маршруту также никогда не изменялось: как и тогда, так и сегодня от Западного переезда в Военный городок автобус № 1 доставляет своих пассажиров за 24 минуты.

Об открытии первого городского автобусного маршрута в Болотном в 1964 году можно прочитать в книге «Болотнинская быль» на странице 176, а проехать по этому маршруту можно в любой день согласно расписанию.

15. Поклонный крест, вариант 3

На небольшой обустроенной площадке за перекрестком улиц Московская, Комитетская и Подгорная находится большой металлический Поклонный крест.

Место нахождения креста частично совпадает с нахождением на нем ранее первых Болотнинских православных церквей. История самой последней из них - Свято-Нникольской церкви во многом трагична: закрытая в конце 1930-х годов для богослужения, в начале 1940-х годов она была переоборудована для размещения в ней кинотеатра.

В 1952 году этот кинотеатр сгорел. В сохранившихся легендах о сгоревшем кинотеатре, устроенном в бывшей церкви, сообщается о видениях перед пожаром некоей призрачной плачущей женщины и о невозможности потушить пламя,  несмотря на все усилия пожарных и местных жителей.

Сегодня это место для верующих и не очень верующих болотнинцев является местом напоминания о некогда существовавших здесь первых трех городских храмах. Чудом для тех и других является и тот факт, что несмотря на тяжелые годы гонений, православная община в Болотном смогла выстоять и даже построить уже в послевоенные годы новую Свято-Никольскую церковь на ул. 2-я Кондукторская, которая существует и функционирует до сих пор.

Прочитать о Поклонном Кресте и событиях, происходивших на его месте в 1930-х-1950-х годах можно в книге «Болотнинская быль» на страницах 124-125 и в сборнике Болотинской ЦБС «История Болотнинского прихода во имя Святителя и Чудотворца Николая» на страницах 23-29.

16. Спортивный комплекс «Восток», вариант 3

В 1990-х – 2000-х годах прежний Болотнинский стадион, располагавшийся на берегу Болотнинского пруда, оказался заброшенным. Город нуждался в новом спортивном объекте, способном вместить большое количество участников соревнований и болельщиков.

В 2011 году началось строительство  нового спортивного комплекса на улице Степной. В 2016 году строительство этого спортивного комплекса закончилось. Сданный объект площадью 35 тысяч квадратных метров включил в себя футбольное поле, два теннисных корта, волейбольную площадку и гимнастический городок. В примыкающем к стадиону закрытом помещении расположились раздевалки, душевые комнаты, тренерские кабинеты, универсальный игровой зал, тренажерный зал.

Ввод в эксплуатацию закрытого помещения позволил расширить возможности круглогодичного тренировочного процесса и дал возможность проводить сборы и соревнования. В том же году среди жителей Болотнинского района был объявлен конкурс на лучшее название спортивного объекта. Из нескольких вариантов, предложенных болотнинцами,  было выбрано название «Восток». В настоящее время «Восток» продолжает доукомплектовываться спортивным инвентарем и оборудованием. Целыми семьями жители нашего города  занимаются физкультурой и спортом в его стенах.

17. «Китайская стена», вариант 3

Комплекс из трех трехэтажных зданий, прозванный так болотнинцами,  был построен в конце улицы Московская в 1980-х годах.

Необычное в этих домах то, что они имеют обратную нумерацию: 218 Б, 218 А, 218. Связано это явление с тем обстоятельством, что комплекс смог строиться только в обратную, восточную сторону, так как территория по улице Московской западнее уже была закреплена за другим застройщиком.

Необычным является и место расположения комплекса в непосредственной близости от старого Болотнинского кладбища. Некоторые склонные к черному юмору болотнинцы прозвали поэтому поначалу эти дома  «Кладбищенскими». Неунывающие жители комплекса поддержали это прозвище и даже сами отзывались о своем месте жительства: «Мы живем на кладбище».

 Позже к комплексу привязалось новое название, которое впоследствии прочно закрепилось за ним – «Китайская стена». Под таким названием его сегодня знает каждый житель Болотного. Почему «стена»? И почему «Китайская»? Как предполагают сами жильцы, название «стена» дано домам за их протяженность и плотное расположение друг за другом, а  «Китайская» - дано, вероятно,  по ассоциации с Великой Китайской стеной, изображения которой были популярны среди болотнинцев в начале 1990-х годов.

18. Стела на въезде в Болотное, вариант 3

В начале 1970-х годов рядом с Болотным была проложена новая автотрасса «Байкал». Обогнув с юга город гигантским 6-тикилометровым полукругом, трасса пронеслась дальше. Были созданы три дороги, связывающие Болотное с трассой: от Западного переезда, Бугринки и Восточного переезда. На перекрестках дорог с трассой были установлены небольшие типовые указатели поворота в наш населенный пункт.

Огромная, хорошо узнаваемая, бетонная стела на вьезде в Болотное появилась на перекрестке федеральной автомобильной трассы «Байкал» и дороги на Западный переезд лишь в самом начале 1980-х годов. В то время недалеко от нее находились лишь остановка междугородних рейсовых автобусов, небольшое кооперативное придорожное кафе и хорошо знакомое болотнинским детям крохотное озеро с прудовиками и лягушками, на берегах которого водились юркие желтые и зеленые ящерицы.

Со временем рядом со стелой появились автозаправки, автомастерские, магазины, стоянки для автотранспорта и пост ДПС - целый небольшой поселок, приветливо встречающий гостей нашего города. Для проезжающих автомобилистов стела на въезде в Болотное стала указателем для их обязательной остановки здесь, чтобы размять ноги, заправиться, перекусить, зайти в магазин, посетить туалет.

Не заезжая в сам город, путешественники стали судить о нашем населенном пункте по его огромному указателю, превратившемуся в один из символов Болотного. Облагородить въездную стелу, сделать ее привлекательной для людей – такую задачу поставили перед собой болотнинские руководители. Поэтому сегодня, в День нашего города,  на трассе «Байкал» торжественно открывается обновленная стела на въезде в Болотное.

19. Библиотека, вариант 3

Первое упоминание о публичной народной библиотеке в Болотном, на базе которой впоследствии возникла Болотнинская районная библиотека, относится к 1920 году. В то время многие болотнинцы были неграмотными, и работникам библиотеки приходилось проводить для таких своих «читателей» чтения вслух газет, отрывков произведений, стихотворений. Удивительно, но что люди, не умеющие читать и писать, тянулись к печатному слову, хотели его услышать от человека читающего, а затем и прочесть самостоятельно.

Через 10 лет, в результате активной деятельности болотнинских «ликвидаторов безграмотности», большая часть таких людей освоила грамоту и стала самостоятельными читателями. С тех пор поток взрослых читателей библиотеки только увеличивался. Активными посетителями библиотеки были дети и подростки, которые, в отличие от своих родителей, учились в школах и были рано знакомы с книгами. После войны именно для детей и подростков в составе Болотнинской районной библиотеки была выделена  детская библиотека.

В начале 1960-х годов детская библиотека переехала в отдельное здание на улице Кирова. Здание этой библиотеки было построено из бревен разобранного старого Болотнинского железнодорожного вокзала. В этом здании Болотнинская детская библиотека находилась более 50 лет.

В 2011 году библиотека переехала в современное новое здание Болотнинской районной библиотеки на улице Московской и заняла первый его этаж. При разборе старого деревянного здания детской библиотеки рабочие обнаружили послание от бригады болотнинских плотников, когда-то строившей его. Строители передавали привет будущему поколению молодых читающих болотнинцев и надеялись, что будущее их будет безоблачным и счастливым.

Прочитать о библиотеках Болотнинского района можно в книге «Болотнинская быль» и в сборнике Болотнинской ЦБС «Библиотеки Болотнинского района на страницах газет «Путь Ильича» и «Наши новости» 1950-2022 гг.».

20. Памятник В.И.Ленину, вариант 3

Памятник Владимиру Ильичу Ленину появился в Болотном после войны. Существует легенда о том, что он якобы был обнаружен а одном из отцепленных вагонов на станции Болотная без сопроводительных документов. После поисков хозяев памятника и долгих раздумий о его дальнейшей судьбе, районное руководство решило оставить Ленина в Болотном, указало место его установки в нашем городе и выделило на это средства из бюджета.

Первоначально памятник приветствовал болотнинцев на перекрестке улиц Советская и Ленина, на том самом месте, где сегодня установлен памятник извозчику. В начале 1980-х годов памятник Ленину был перенесен на его нынешнее место. Процесс переноса памятника трагикомично описан в рассказе писателя Николая Александрова «Через повешение».

 До 1992 года у памятника Ленину регулярно происходили обязательные официальные церемонии: здесь собирали передовиков и ветеранов, принимали школьников в октябрята и пионеры, клялись в верности партии молодые комсомольцы, возлагали венки и цветы ответственные партийные работники. С падением монополии на власть коммунистической партии эти церемонии были отменены.

Но до сих пор памятник Владимиру Ильичу высится на своем постаменте рядом со зданием администрации города и района. Сегодня он уже не является символом господства советской идеологии, как раньше, и воспринимается болотнинцами просто как памятник человеку, сумевшему разрушить старую Россию и создать новое государство – Советский Союз.

Прочитать о памятнике Ленину можно в книгах «Болотнинская быль» на странице 165 и «Народная летопись Новосибирской области» на страницах 185-188.

21. Метеостанция, вариант 3

Для болотнинцев, помнящих свое детство в 1950-х-1960-х годах, наша метеостанция того времени являлась поистине чудесным местом. С таинственными приспособлениями и приборами ежечасно работали ее сотрудники, колдующие над прогнозами погоды.

А еще над  территорией метеостанции взмывали вдруг ввысь большие белоснежные шары, которые затем зависали высоко в небе, привлекая к себе всеобщее внимание. Шары эти назывались метеозондами и несли с собой подвешенные контейнеры, в которых находились приборы. Приборы измеряли на разной высоте поднимающегося зонда температуру, влажность и давление воздуха. Замеры перемещения шара позволяли определять скорость ветра.

С одним из таких шаров-метеозондом однажды  произошла целая история, когда он улетел далеко в поля и повис на ветках кустарника. Местный пастух, в своей жизни никогда не встречавший ничего подобного, испугавшись за вверенное ему стадо телят, отважно бросился на коне навстречу неведомому шипящему чудовищу и нещадно хлестал его бичом, пока шар не испустил дух и не превратился в обычный комок белой резины.

Прочитать о Болотнинской метеостанции можно в книге «Болотнинская быль» на страницах 627-628.