1. Ак мола ЧастьII

Давид Таращанский
Завод строился на пустыре, недалеко от культурного центра города. В здании центральной проходной завода, при входе, слева, находился мед. пункт. Нач. мед. пункта был Ганс Карлович*, врач из немцев Поволжья, который через четыре года дал мне справку о том, что мне не подходит климат.
                Ремарка
Я, как молодой специалист, объязан был отработать три года после окончания института, но никак не мог добиться увольнения после четырёх лет. Когда я женился, а жена у меня была медик, мне установили бруцелёз. Я показал справку директору завода и заявление на увольнение. Павел Васильевич сказал, что у меня жена медик, поэтому никаким справкам он не верит, но если я принесу такой документ от Ганса Карловича- он меня отпустит. Директор сдержал слово, сказав при этом,- если я обещал, я держу слово.  К этому моменту я уже был в должности нач.КБ. Директор меня очень уважал и выделил нам с женой комнату в директорском доме, напротив своей квартиры..Он часто заходил к нам в гости. Жена готовила закуску и ставила на стол чистый спирт. Всё выпить было невозможно и приходилось засыпать уткнувшись в тарелку с закуской. Я сделал чертежи водоснабжения и у нас появилась горячая и холодная вода- прямо из крана. Но самым большим потрясением было, когда я по его заказу сделал чертежи шезлонга для его мамы, по которым его изготовили ребята из деревообрабатыващего  участка литейного цеха.

 Слева от проходной был механосбо-рочный цех.
                Ремарка
Механосборочный – это основной цех в котором велась окончательная сборка изделия. В цехе было два участка.- сборочный и станочный. Некоторые детали перед сборкой проходили оконча-тельную обработку. Некоторое время я работал в этом цехе, по просьбе нач. цеха, старшим мастером и нач. БТК. В цехе, на сверлильных станках и на участке комплектовки, работали девушки. Ингуш Давид работал токарем и подчинялся только мне. Я в основном работал во вторую смену, без пересменки, ночным нач. цеха. Шум, от работающих станков, был неимоверный и если нужна была моя помощь станочница кричала:- м.а.а.сстер. Это был спектакль, становилось тихо, все бросали свою работу и ждали сумеет ли молодой специалист справиться с задачей. Но молодой специалист всегда был на высоте и вскоре все его зауважали. Меня всегда выручали- хорошая реакция на раздражитель, координация. интуция ( с годами), трудолюбие и любовь к любой выполняемой работе.
В торце цеха были двухстворчатые ворота, через которые вывозили готовую продукцию. Управлял воротами пожилой ингуш с кинжалом на ремне и орденом Ленина на лацкане. Нач. цеха, Романенко Семён Абрамович, привлекал его авторитет, среди ингушей, при подписке на облигации. Традиции горцев не совпадают с требованиями инородной среды, потому что каждый человек у них- личность, которая подчиняется только существующим законам общины. Работа на дядю является унижением личности, поэтому они стремятся занимать руководящие должности. Им всё равно кем руководить. В данном случае наш аксакал руководил воротами, что не претило
его престижу.
 Далее за ним находился литейный цех и рядом кузнечнопрессовый.
                Ремарка
За ними, в глубине, на открытом месте, хранился металл : уголки, швеллеры, прутки, рулоны, листовое железо, литейные болванки и другие необходимые полуфабрикаты.
В СССР, в отличие от капиталистического,- хозяйство плановое. Это значит, что нужно составить заявку на необходимые материалы, утвердить их в министерстве и
выбить их на заводе изготовителе. Иногда, для выполнения плана, а план был закон жизни, или смерти,- сам нач. цеха летал в Алмаату и привозил оттуда, самолётом комплектующие. Загнивающие капиталисты звонят изготовителю и говорят: эй, Джо, пришли мне завтра к 3 часам уголки - и всё. Поэтому плановое хозяйство запасается впрок и все это годами гниёт под открытым небом и превращает миллионы рублей в ржавчину.
                ***
Если, выйдя из проходной, повернуть на право, попадаете в корпус где приютился технический отдел и инструментальный цех. Не доходя, справа была волейболь-ная площадка на которой в обед играли в волейбол. Спортивной работой на заводе
занимался парень, из немцев поволжья и ему помогал его приятель из тех же мест, в основном это был г.Энгельс, соединявшийся мостом с Саратовом.
                Ремарка.
Волейбол- это было моё хобби. Я играл на уровне мастера спорта не имея никакого разряда. Меня уговаривали играть за сборную ХПИ, но так и не уговорили. Пару раз я их выручал, но не более. И когда ребята увидели мою игру- меня сразу включили в сборную команду Акмолинска, которая была заявлена для участия в  Казахстанской олимпиаде в июне 1954г.
      
Директор завода меня не отпустил. Он знал- если я уеду в Алма Ату, я уже не вернусь.

Я жил по программе: закончить институт и получить первый разряд по гимнастике.
Программу я перевыполнил. Я выступал по программе мастеров, получил первый разряд по прыжковой акробатике и подговил комбинации по разряду мастеров.
Моя задача после окончания не была связана со спортом. Я хотел стать техническим специалистом, создать семью и поставил новые задачи. Спорт для меня уже был в прошлом. Поэтому я сильно и не рвался в Алма Ату.
Продолжение следует.

 рассказов -