Эпизоды жизни моих предков. Ред

Александр Смирнов 83
Эпизоды жизни моих предков Ред
На снимке 1960 года: моя мама, Смирнова Ульяна Петровна.

 В этот мемуарный очерк включены эпизоды жизни близких родных  моих родителей. Развёрнутая история жизни самих родителей отражена в очерке под названием: "Родители всегда с нами".

Моими родителями являлись жители деревни Матаны Островского района Костромской области. Отца звали Василий Павлович, 1897 года рождения, он погиб в августе 1942 года в Сталинграде. Отец происходил из сравнительно бедной семьи, в которой было четверо детей: старший сын – мой отец, средний - Фёдор, младший - Николай и дочь Прасковья. Повзрослев, все они, кроме моего отца, работали в колхозе. Мой дед по отцовской линии, Павел, был участником русско-японской войны, вернулся весь израненный и вскоре скончался. Непросто пришлось бабушке Катерине поднять и воспитать четверых детей, но у неё это получилось. 

Мать, Ульяна Петровна, 1899 года рождения, наоборот, была родом из состоятельной по деревенским понятиям семьи, в которой было четыре сына: Филипп, Кирилл, Иван, и Фёдор и пять дочерей: Евгения, Марина, Аграфена, Ульяна и Татьяна. Их отцом, а значит, моим дедом по материнской линии был Пётр Лаврентьевич, которого  деревенские очень уважали за организаторские способности и умение справедливо улаживать конфликтные ситуации. Бабушку по материнской линии звали Евдокией Пахомовной, о ней мне известно лишь то, что она была доброй и рассудительной. Эти дедушка и бабушка умерли до революции практически одновременно от дизентерии. Все их 9 детей дожили до возраста от 75 до 90 лет.

Старший, Филипп, имел дегтярный заводик, скорее цех, на котором работали только члены его семьи, был раскулачен и подлежал ссылке, однако, подделав в паспорте своё имя на имя брата Фёдора, скрылся от ареста и прожил остальную часть своей долгой жизни на какой-то железнодорожной станции за Уралом, обзаведясь новой семьёй. Его первую семью не выселили, и его четыре дочери и жена Люба продолжительное время жили в деревне, а затем разъехались кто куда.

Кирилл переехал жить в Ленинград, закончил ВУЗ, женился, и в блокадные годы его следы затерялись. Иван прожил долгую жизнь, лет до 90, в городе Кинешма, в семье у него было пятеро детей.

Фёдор жил с семьёй в деревне  Шугаихе, недалеко от Матан, работал главным бухгалтером леспромхоза, имел трёх дочерей: Полину, Валентину и Веру. У нео практически не работала одна рука, но он приспособился выполнять хозяйственные работы одной рукой. В возрасте 5-6 лет меня отвезли на несколько зимних месяцев к нему. Я оказался в их семье единственным мальчишкой, и дядя Фёдор оторвался на мне по полной. Во-первых, он научил меня работать топором, но главное, у него я освоил в совершенстве ненормативную лексику, и по возвращении домой потребовалось строгое внушение отца, чтобы поправить положение. Жизнь дяди Фёдора сложилась непросто, он был осуждён за какие-то нарушения на работе и в течение длительного времени отбывал наказание на Дальнем востоке. Вернулся домой вполне здоровым. Затем у них с женой Марией родился долгожданный сын, названным также Фёдором. Дядя Фёдор тоже дожил до 90 лет.

В семье Евгении было 9 детей, у Марины - один. Они переехали на жительство в городе Киров, были добропорядочными тётками, умели хорошо готовить; и дожили до преклонного возраста. Муж Евгении -  Андрей Яковлевич Лебедев, человек хваткий, предприимчивый, в молодости, как говорили, некоторое время увлекался азартными играми в карты. Обзаведясь семьёй, он всю жизнь занимался ремонтом квартир, организовывал бригады под своим началом, освоил основные специальности. Участвуя сам в этих работах, Андрей Яковлевич неплохо зарабатывал, что позволяло ему содержать свою немаленькую семью. В компании родственников он был в центре внимания, умел рассказывать множество занятных историй.  Дома выстроил чёткую иерархию: он – главный и все ему беспрекословно подчиняются. Даже питался он всегда первый и отдельно, ему подавались лучшие блюда. А его 9 детей терпеливо ожидали своей очереди. Все их дети были семейными людьми, двое сыновей не вернулись с войны. Мне запомнился один из сыновей, Леонид, парикмахер по специальности, отличавшийся весёлым характером.

Муж Марины Наум Михайлович Сизов, участвовал в революции на стороне красных, по характеру был тихий и скромный человек, работал станочником на заводе. Их сын Пётр многие годы участвовал в Великой отечественной войне в составе военно-морского флота, отличался смелостью и отчаянным характером, был ранен. Внук, тоже Пётр, окончил нахимовское училище и долгие годы, вплоть до пенсии, служил офицером на подводных лодках Северного флота. После окончания службы поселился с семьёй в Феодосии.

Аграфена была женщиной с суровым характером, они прожили с мужем всю жизнь в деревне Козловке, у них был один сын. Муж Аграфены отличался скандальным характером и был отчаянным матершинником.

Самая младшая и добрая из сестёр Татьяна, также переехала с мужем Дмитрием и сыном Борисом из деревни в Киров и именно она приютила мою мать у себя в квартире, когда мама уехала в Киров зарабатывать деньги на покупку жилья. Дмитрий отличался сдержанным и основательным характером. Он погиб в Великую Отечественную войну. У них был один сын, Борис. После войны тётя Таня вышла замуж за обычного работящего мужчину Леонтия Михайловича, они жили дружно, занимаясь ремонтом квартир. Однако, после возвращения Бориса из армии между ним и отчимом стали происходить конфликты, в результате тёте пришлось делать непростой выбор между ними. Для того времени, в отличие от нынешнего, выбор был однозначен, в пользу взрослого сына. Но это стоило ей больших переживаний, её возраст в тот момент составлял примерно 48 лет.

Дедушка Павел со стороны отца в молодом возрасте участвовал в русско-японской войне 2004 - 2005 годов, и после тяжёлого ранения был демобилизован. Прожил он недолго, после его кончины на руках бабушки  осталось четверо несовершеннолетних детей: старший - Василий, 1997 года рождения. мой отец, далее дочь Парасковья, сыновья Фёдор и Иван.
Бабушку Екатерину, мать отца, я помню достаточно отчётливо. Это была весьма строгая, своенравная женщина, которая, в отличие от большинства жителей деревни, в колхозе не работала и передала эту нелюбовь к коллективному труду моему отцу. Она была хорошей швеёй и обшивала жителей нашей и соседних деревень. Особенно ей удавались стёганые одеяла. Естественно, у неё был приусадебный участок, за которым она тщательно ухаживала, и всегда у неё вырастали наилучшие в деревне урожаи овощей. Хотя её дом стоял практически посредине деревни, она вела уединённый образ жизни и после гибели на фронте моего отца во всём полагалась только на себя. Я помню, что даже гроб для себя она заготовила заранее, и он стоял лет двадцать в сенях при входе в жилую комнату, что при каждом посещении бабушки будоражило меня. По какой-то причине она не ладила с моей матерью, но мой отец до призыва в армию заботился и помогал ей. После поездки куда-либо он обычно привозил немудрёные подарки и всегда в первую очередь заходил и вручал подарки ей, несмотря на подчас бурные протесты моей матери. Затем уже наступала очередь моей матери и детей. Её три сына не вернулись с войны и очевидцы рассказывали, что однажды они в поле наблюдали, как она, обращаясь к небу, рыдая, громко восклицала: «Сынки мои, что же вы меня одну оставили?» И далее всё в таком же духе. Свои последние годы она прожила с дочерью Прасковьей, женщиной с тяжёлым характером, и, учитывая её независимый характер, видимо нелегко дались ей эти годы жизни.

Продолжение: Родители всегда с нами  http://www.proza.ru/2017/02/03/4