31. 03. 2022. Отрывок из Письма к Маню

Эль Ка 3
 Отрывок из "Письма к Маню"  http://proza.ru/2022/10/15/95
***
31.03.2022.
 Привет, Манюша!

Древо моих знаний начинает шелестеть своей кроной. И хочется поделиться. Только нужно ли? Надеюсь, что близкому кругу ...хотя бы.
 Меня интересует вот этот момент культ-культура-культ-культура. Надо же…напечатала и поняла-  вечно закручиваю в круг. Или мозг у меня так закручен?


 Написала про профдеформацию два эссе. Но пока первое не буду выкладывать. Тебе его перешлю отдельным файлом. Если и решусь, то только второе. Про Гойю. А первое больше про мифы и историю, историю искусств. Я же как всегда, пишу не только про изоискусство. Тут и театр, и музыка. А где театр, там драмы, Софокл, Еврипид("Ипполит") и тут же Цветаева ("Ариадна" и "Федра"). Мне её "Федра" нравится больше чем у Расина. Она, конечно написала с других позиций. Во всяком случае я увидела кормилицу (как в "Ромео и Джульетте") виновницу всей трагедии. Конечно субъективно, Маню. Но вот не настрой она Федру, не подпитывала бы своими стенаниями, что  красота молодухи пропадает зря, не науськивала на молодого красавчика-пасынка и осталась бы верна(измена в мыслях - тоже измена) и жива Федра.  …Или не устрой кормилица свиданки малолетним влюблённым отпрыскам двух семейств генуэзских… Сама понимаешь, всё было бы по-другому. Это я так, Маню, не для разбора трагедии, а для оправдания поступков - если бы, да кабы, то и трагедий бы не случилось. А так из тьмы веков...Для создания трагедии из простой житейской истории нужен не просто талант, а гениальность.


А сейчас пишу о музыке, Манюша. Душа стремится  наверстать пропущенное за ковидные простои..))
Вернулась к большому  прослушиванию. Естественно - Шнитке. Он ведь давно в любимчиках, с Губайдулиной сложнее. Так соскучилась по живому звуку. Помнишь, несколько лет назад я писала тебе, что была на пасхальном концерте в Филармонии, там исполняли "Семь слов на кресте" её? Нашла в своих записях те ощущения, что были пережиты в Филармонии. Я их наверно использую в эссе. А Эдисон Денисов  остался в тени, как-то пропустила его. Вообще эта троица стоит как бы вместе. Зарабатывать на жизнь приходилось музыкой для кино, а творить симфонии...к сожалению, в стол. Время было такое.

 Конечно музыка к фильмам знакома, тем более столько хорошей музыки мы слушали когда смотрели в то время. ДА? Не собиралась пересматривать "Безымянную звезду", но ради музыки, ради Денисова чего не сделаешь.:) А там ведь две серии. И знаешь - не пожалела, насладилась и игрой Костолевского и конечно бесподобной Анастасией, и музыкой. Манюш, а какие они разные с сестрой, да? Я ещё очень люблю Вертинскую в гл. роли в фильме "Кража". Ой, какой же там ансамбль - Смоктуновский, Будрайтис, Олег Борисов и Вертинская. Одно смущает, как-то похожи по режиссуре "Б. звезда" с "Покровскими воротами". На мой взгляд слишком. И это…не то, чтобы почерк, стиль, а пока не могу найти слово, чтобы определить что. Слишком театрально, не кинематографично? Маню, а как тебе видится? Посмотри, если время выберешь.

Так вот размышляю про фильмы и музыку к ним.
Кстати, а ты помнишь, что "Течёт Волга" до Зыкиной уже исполняли? Как же много зависит от исполнителя. Пел Трошин, пел кажется и Марк Бернес или  Мулерман, но только в исполнении Зыкиной песня зазвучала так, что стало казаться, что поёт сама река. Маню, ты была на открытии широкоформатного к-ра "Ленинград"? Наверняка была. Впервые звук с двух сторон, уж-ж-жасно громкий, экран такой огромный, что я не успевала головой вертеть, то в одну сторону, то в другую. Оказалось, лучше смотреть в середине зала и желательно подальше. А фильм был только один, или два? Что-то ещё шло? Так вот, в самом фильме "Течёт Волга" поёт Владимир Трошин! А у меня в памяти - Зыкина(!!!!) - такое замещение случилось. Память иногда такие выкрутасы вытворяет.  С  фигами в кармане.


 ***
Маню, пока думаю о греческих трагедиях, я окунаюсь в другую реальность, отгораживаясь от действительности. Это так, но вопросы которые там затронуты, они ведь вечны и собственно об этике и морали, соответствующие данному периоду. Ну да... тема эта "этика и эстетика" волновала меня ещё в юности. Видимо те философы, которых я читала, толкали меня на размышления. Но почему и кто  сподвиг меня на эти чтения? У нас же не было такого предмета в техникуме, да? А я сейчас не могу вспомнить. Может быть это и не важно. Теперь. Но всё же откуда такой интерес к философии у шестнадцатилетней девочки? Я ведь выписывала "Вопросы философии" шесть лет подряд! А сколько часов в публичке было отдано не только поэтам, но и этим гражданам. Кстати. Платон лежит сейчас рядом с кроватью. Могу читать с любого места.
Буду закругляться.

*
 О своём музыкальном открытии этой весны напишу тебе отдельно. Такое ответвление  от главной темы, как от ствола …Знаешь… сначала на нижних ветках пошумлю своей листвой, мыслями. Потом, потом соберу. Попозже. Записей много.(Я даже порывалась в лит. дневнике на Прозе затронуть эту тему, где про Рильке и Цветаеву пишу).

Просто потому что в этом открытии так всё переплелось с Блоком, с его балаганчиком, с пластикой современного танца, с Григорьевским портретом Мейерхольда, с греческими мифами, с золотым голосом Орфея, с Вертинским и Гумилёвым, опять с цветаевскими строчками, с моими размышлениями о смерти Орфея, с философией орфиков.  Этакое совершенное  дитя Света с внешностью Леля,(при этом trеs brutal) Короче- в неимоверно тугой клубок свернулись мои мысли, распутывать надо постепенно. Очень хотелось бы, чтобы получилось.
 На сегодня всё, моя дорогая Маню.
 Обнимаю и целоваю тебя.
***

 Игра Письма - от сердца к сердцу мост
 http://proza.ru/2023/07/23/191