Дела давно минувших дней 15 Завещание Свенельда

Ефим Шейнис
Глава 15
Завещание Свенельда

Вернувшись в Туров, Святополк вызвал служившего ему воеводу Мстишу.
– Мстиша, хочу дать тебе непростое поручение.
– Я готов князь к любому ратному делу.
– На этот раз дело будет не ратное. Я слышал, твой отец,
не жаловал князя Мала. Даже просил у Ольги его головы? Такое было?
– Было.
– Хочешь с ним рассчитаться?
– Но князь Мал уже умер. Ты хочешь отправить меня на небо рассчитаться с покойником?
– Нет. У нас достаточно дел здесь на земле. Ты слышал, что Мал писал историю Руси? Сейчас над ней трудится в Вышеграде его внук Светозар. У меня с ним есть кое-какие счеты. Так вот, ты должен у него эту рукопись отнять.  Поедешь вот с этим письмом и вернешься с рукописью.
Собираясь в дорогу, вспомнил Мстиша свой последний разговор с отцом. Он уже был болен и отошел от ратных дел.
– Дорогой сын, – сказал Свенельд, – я оторвал тебя от ратных дел и вызвал попрощаться.
– Ну, что ты, отец! Мы еще повоюем, мы еще попируем, мы еще…
– Не перебивай отца. Я знаю что говорю. Я вызвал тебя попрощаться и рассказать, каким на самом деле был твой отец. Я служил трем киевским князьям: Игорю Рюриковичу, Святославу Игоревичу и Ярополку Святославовичу. Я создал сильную дружину, и многие земли, что вошли в Русь, покорились Киевскому князю благодаря мне. И вот благодарность: князь Владимир заявил, что больше не нуждается в моих услугах и попросил меня с моей дружиной покинуть Русь. Уже многие из моих дружинников обогатились и сами уехали на Родину, другие переселились в Византию, третьи соблазнились славянскими красавицами и отказались от своего народа. А я не покинул землю, где прозвучала моя слава, где сложили головы мои многие дружинники, землю, которая стала моей второй Родиной.
Тебя ждут в родной Скандинавии, принеси им веру, принеси им грамоту, принеси им свободу. Я мало уделял тебе времени, но знаю, что вырос ты отважным воином, я горжусь тобой.
Не все, что я совершил на этой земле, сделало мне честь. Это я требовал у Ольги голову князя Мала, которого не смог одолеть под Искоростенем, это я столкнул с моста на колья князя Олега, в отместку за смерть твоего брата Люта. Это я виновен в смерти Святослава, сына Игорева. Прошу господа простить мне эти грехи.
Сейчас меня беспокоит, это что будут думать обо мне потомки? И какой я оставил след на этой грешной земле? Кем запомнят Свенельда: безжалостным убийцей врагов или праведным защитником слабых?
Я знаю, сейчас князь Мал пишет летопись истории Руси, ему это поручила княгиня Ольга. Знаю, что он напишет в своей летописи о нас, варягах. Он не напишет, что мы – варяги, создали Киевскую Русь. Он не напишет, что именно мы – варяги покорили и собрали вместе языческие племена славян. Он напишет, что мы были и остались на Руси приехавшими за наживой наемными латниками, сеющими смуту между славянскими племенами. Он украдет у нас нашу славу.
Поэтому его летопись не должна увидеть свет. Отними у него его летопись, и костер из ее страниц будет для меня ярким светом в конце туннеля, ведущего к смерти. Я завещаю это тебе. Не трогай его, не хочу перед смертью брать на себя еще один грех. А рукопись его достань…
Тогда Мстиша не смог выполнить просьбу отца, было не до того. А сейчас пришло время. Лучше поздно, чем никогда.