Спустя 90 лет

Армен Григорян
23 июля 2023 года, в воскресенье, между 16:30 и 17:00, я обнаружил надгробный камень моего пра-прадеда с отцовской стороны.

Подобную радость от обнаружения информации, касающейся предков, я испытал в последний раз, когда нашел в Национальном архиве свидетельство о смерти отца моего прадеда по материнской линии. Казалось - лечу, хотелось позвонить всем родственникам (тогда я позвонил маме) и сообщить им о том, что я узнал.

Своих предков я знаю с 1790 года.  Поименно.

Пра-прадед выделялся на общем фоне. Купец второй гильдии Российской империи, многодетный отец, желавший дать всем своим детям высшее образование либо в Санкт-Петербурге, либо в Европе (его старший сын, перед 1917 г., служил в IV эскадроне Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка), человек, спасший от расстрела самого себя и своего младшего сына (моего прадеда), пророк, потерявший все и изрекший перед  кончиной, в присутствии детей и внуков: "Они (пра-прадед имел в виду большевиков и коммунистов) начали грабежом, грабежом и кончат". Только трусливый, неграмотный лицемер будет отрицать тот факт, что часть партийной номенклатуры, во время демонтажа СССР, стала бенефициаром вышеупомянутого процесса. Благоденствующие потомки советской партийной элиты, которая смогла нажиться на обломках СССР, не дадут соврать. Так что прав был пра-прадед.

Символично, что серый базальтовый камень (в отличие от соседних - не покрытый мхом) найден мной через 90 лет после смерти пра-прадеда. Благодаря полностью сохранившейся надписи, мы знаем, что пра-прадед родился в 1856 г., умер в 1933 г. У нас есть его фотография, мы знаем, имя, фамилию и отчество его жены, имена всех его десяти детей (и даже рано скончавшегося одиннадцатого ребенка),  нам известны имена его торговых партнеров (одним из них был предок создателя первого полноценного цветного фильма "Бекки Шарп"), но, до настоящего дня, мы точно не знали, когда наш пра-прадед родился и умер.
Назывались предположительные даты: "между 1860 и 1930 годами". Теперь мы знаем: пра-прадед родился в 1856 году, скончался в 1933. И мы знаем, кто установил надгробный камень:  один из младших братьев пра-прадеда, скончавшийся через 30 лет после смерти нашего предка.