Духовное училище

Новосельцев Григорий Петрович
Духовное училище.

В августе 1994 года был объявлен набор в духовное училище. По рекомендации настоятеля храма Георгия Победоносца я туда поступил.
Перед поступлением было собеседование. Где надо было показать умение читать на церковнославянском, знание основных псалмов из псалтыри и канонов.
Меня зачислили и начались занятия.
Обучение длилось год. За это время мы изучали историю ветхого и нового завета, сравнительное и догматическое богословие, церковное пение, литургику. После первых же занятий я понял, что мои познания весьма слабые.
Когда я блуждал в поисках истины, то меня не впечатлил психоанализ своим дежурным оптимизмом. Считай, что все хорошо и точка, а если плохо, то, как быть?
 Хотя и во многом этот метод помог мне разобраться в причинах своих комплексов и застарелых обид.
Биоэнергетика и экстрасенсорика так же не давало ответа на то как и зачем устроен мир.
В Новом завете первое что меня зацепили слова из нагорной проповеди. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
(Мф. 5: 11–12)

Лука. Ст. 20-25 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
Произвело на меня впечатление призвание апостола Павла к служению описанных в 9 главе деяний святых апостолов. Этот человек никогда не видел Христа, и тем более не был его учеником. Но в то же время оказался самым плодотворным его учеником и подробно описывал события хотя лично их свидетелем не был.
В 1 послании к коринфянам апостол Павел говорит: ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.
Я для себя решил, что было же и воскресение после распятия и Христос не просто воскрес в том теле которое было у него до распятия, а получило не веданные до того качества.
 "Кто хочет идти за Мною, отвернись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Марк 8:34,35).
Я этим багажом я вошел в алтарь в храме Георгия Победоносца с. Сандата.
И там испытал неповторимое чувство радости, которое я до того не испытывал никогда и к которому стремился, но мне пришлось к этому идти долго.
Был заражен так же православным романтизмом. Он выражался в том, что я всех священников считал чуть ли не святыми. И видимо, видя это, о. Алексий показывал себя часто не с лучшей стороны. Мог быть груб, несдержан, цеплялся к пустякам, утрировал событие и дела из мухи слона. А еще приходилось исповедоваться, причем искренне в грехах, которые не совершал. Позже я понял, что он, как духовный тренер, готовил меня к тем тяготам жизни, которые мне потом пришлось претерпеть и потому я их перенес с меньшими скорбями, чем это могло быть.
На первой же лекции, а это была история Ветхого завета, говорили о шестодневе, шести днях творения Богом нашего мира.
Слова о том, что Бог сотворил все из ничего меня поразили. Если Бог все сотворил таким образом, то что я могу сделать.
Следующая фраза, поразившая меня, была о том, что бог создал человека по образу и подобию своему.
Я решил, что потенциально мы могли бы так же, как Бог творить все из ничего.
Я, конечно, читал это все до училища. Но синодальный перевод на русский язык не дает всей полноты первоисточника. Любой перевод – это комментарий переводчика к основному тексту.
Этот перевод – как библия для детей, но только которым старше 18 лет.
Изучая библию как предмет, я подмечал фразы, которые нам цитировали или откровенно перевирали из библии на уроках научного атеизма.
Примеры навскидку.
Вначале говорится о трех сыновьях Ноя. Один из них погиб от рук каина. Нам говорили, что Каин пошел в другу. Землю и там женился. А в библии же говорится, что он познал свою жену. (Бытие. 4.17). Значит он уже был женат, но на ком? "В 5 главе Книге Бытия есть такой стих, 4 стих: «дней Адама поражения им Сифа было 800 лет и родил он сынов и дочерей"
Очевидно – он женился на своей сестре.
Особенность Библии в том, что если у Вас возник вопрос, то ответ вы можете найти в другой книге и другого автора. Надо просто внимательно изучать писание с использованием толкований.
За долго до школы ребенок берет в руку карандаш и начинает что-то изображать. Некоторые из каракулей может назвать своим письмом.
Но что бы ему стать писателем, или как минимум написать даже короткое сообщение, на понятном для окружающих языке надо выучить язык, алфавит, познакомиться с тем, что уже написали другие люди, и только потом можно написать что-то свое.
Так же и с пониманием библии. Что бы настроить себя на ее правильное понимание надо ознакомиться с наследием толкования библия, а не рассуждать о ней от ветра головы своея.
И остальные предметы мне помогли глубже узнать свою веру и другие верования.
И самое главное с любовью и пониманием относиться к тем, кто имеет другое мировоззрение. Мне не пришлось как-то себя ломать. Я вырос в казачьей семье. И меня учили – надо обращать в первую очередь на человека, а не на его цвет кожи, глаз, волос и его убеждения. Но при этом иметь твердое знание и уверенность в своей вере.
Выражение «Нет ни эллина, ни иудея» о том, что все люди равны. Оно происходит из Послания Святого апостола Павла к Колоссянам.
Во время учебы совсем перешел в храм Георгия Победоносца. О. Алексий без особого восторга, но все же меня отпустил.
Но мы все равно продолжали общаться. Я часто приходил на службу в Преполовение храм.
Весной 1995 года меня второй священник нашего храма отвел к владыке Владимиру (Котлярову) за благословением на ношение подрясника.
После беседы со мной владыка велел священнику, который меня привел, привести меня к нему для решения вопроса о посвящении в священники.
Но этому помешали некоторые события.
На день рождения царя страстотерпца Николая 2, 19 мая 1995 года в храм пришли монархисты. И как обычно умничали со своим антисемитизмом. Всех священников, не желающих принимать их и признавать царя Николая 2 святым они считали жидами и недостойными носить сан.
Причем к этому числу они относили и патриарха Алексия 2.
В процессе общения я сказал, что у меня есть благословение на открытие храма и я понятия не имею как это сделать.
Тогда они предложили мне рукоположиться (быть посвященным в сан) в русской православной церкви заграницей. На тот момент не было евхаристического общения между нашими церквями.  Это произошло только 17 мая 2007 года
Стать я в ряды раскольников, а именно так тогда ставился вопрос для меня, а грех раскола не смывается даже мученической кровью, у меня не было никакого желания. Причем я им очень резко отказал. Упрекнул их в том, что они не лучше казаков. Только приходите два раза в год, чтобы поумничать и исчезнуть опять.
Они тут же пошли и настучали настоятелю. Настоятель очень сильно осерчал обозвал меня домкратом и либералом и, само собой, никто со мной к владыке по поводу рукоположения не пошел.
Так закончилось мое образование в духовном училище.