Фильмы, из которых я состою

Александр Товберг
Немного исторической лирики

В железнодорожном городе Кра, в который позже подтянулись шахтёры, было два мощных кинотеатра. Рассвет обеих сфер человекодеятельности – то бишь труда и отдыха – пришёлся на эпоху «застоя» и «перестройки». Конкретно – на период моего детства и юношества.
Если быть точным, то одно из упомянутых сооружений было Домом культуры с роскошным залом для показа кино и проведения мероприятий. Другое (как нынче выражаются) – прямо такой «кинотеатр-кинотеатр» – заточенный под функцию «важнейшего из искусств» «сеять  разумное, доброе, вечное» в пролетарско-интеллигентские массы города и окрестностей. «Мир» – так он назывался. Всегда актуальным красивым и глубоким русским словом.
Популярность кинематографа зашкаливала, билеты стоили сущие копейки, на выходные и праздничные дни давка в кассах приводила некоторых субтильных граждан в полуобморочные состояния. Помню, как в 1988 на «Кинг-Конге» (пока родители брали билеты) я спасался от напиравшей толпы в относительно защищённом месте – под выступающей полочкой кассы, рост тогда ещё позволял. Сразу скажу – сия фильма на моём дальнейшем духовном росте никак не отразилась.
Правда, нет ли, но мне кажется – фильмы в кинотеатрах шли сплошным потоком. Лучше – хуже, не важно. Важно, что ни одну киноленту мы с родителями не пропускали. Это уж точно, не вру! Потом – со школьными друзьями, да и всем классом тоже (живые актёры приезжали пообщаться!), потом – с сестрой. А потом – последний фильм на широком экране – «Титаник» Кэмерона. В полупустом зале, но, если судить по тому, что большую часть кресел аннулировали за ненадобностью, то – в полуполном. Фильм вышел в 1997-м, когда он докатился в наш – уже незалежно-украинский провинциальный прокат – ну может, на год позже? Нет желания проводить раскопки. Суть в другом – наш «Мир», как Титаник, ушёл в мутные воды нового времени. Нет, он не затонул, его долго носило, болтало, переворачивало, и недавно – жизнь любит парадоксы – он сгорел. Остался остов, который обтянули скотчем рекламного баннера новой истории (это отдельный разговор) из «вечной» ПВХ-ткани. Мэр в руинах даже чиновничий перформанс проводил, обещал супер-пупер-гипер-объёмный кинокомплекс построить, ага. Трагикомедия наяву. От которой, кроме воспоминаний скоро ничего не останется.
Только вот эти записи в блокнотике киномана с 1988 года. Пересматриваю, листаю. Сколько проходных, не зацепивших кинокартин с пустыми названиями!

***
Фильмы из которых я состою? Которые прочно вошли в подкорку, ибо участвовали в трепанации личности? Давайте попробуем.
1. «ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ», Алла Сурикова, 1987. Однозначно! Постоянно в памяти сидит, цитаты всплывают в определённо-стандартных ситуациях. Это ли не показатель!?
2.«ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО», Павел Арсенов, 1984. «Алиса, миелофона у меня нет, но я им всё равно ничего не скажу!» Добавлю сюда и «Приключения Электроника», Константин Бромберг, 1979.
 3.«ОСТРОВ СОКРОВИЩ», Давид Черкасский, 1988. Мульт просто балдёжный! Мы с другом пересматривали его не раз, я даже его на кассетник «Весна» записал – весь аудиоряд – чтоб песни слушать, а с друганом-художником мы по мотивам «Гостьи…» и «Острова…» комиксы малевали – весь класс заразили.
4. «Д'АРТАНЬЯН И ТРИ МУШКЕТЁРА», Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1978. Проник в мозг «на ура», и снова – благодаря великолепным песням. На утреннике в детсаду мне матушка костюм мушкетёра соорудила. Не знаю, кем я получился, но явно не гасконец.
5. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШЕРЛОКА ХОЛМСА И ДОКТОРА ВАТСОНА», Игорь Масленников, 1979-1986. Пародию писал на школьных каникулах «Приключения Шуры Холмова и доктора Ваткина».
6. «ХОЛОДНОЕ ЛЕТО 1953», Александр Прошкин, 1987. Ну да, «гласность, перестройка», пошёл пёстрый поток яркой исторической правды, худшие стереотипы коего мы разгребаем в нынешнем отечественном кинематографе от молодых недоучек. Папанов и Приёмыхов – шикарны настоящестью. Помню день просмотра – как обычно, публика в зале, чувствуя финал фильма, зашевелилась, уходить собралась, а тут – неожиданный кадр: фронтовик Анатолий Папанов с хлебушком: об одном жалеет – «годы,.. так хочется пожить по-человечески, и работать»… «последний кадр, последняя роль» – как обухом по голове. И сейчас – готовлю материал, пересматриваю, выть хочется.   
7. «ПЛЮМБУМ, ИЛИ ОПАСНАЯ ИГРА», Вадим Абдрашитов, 1986 и «БЕСПРЕДЕЛ», Игорь Гостев, 1989. Фильмы из серии хлынувшей на широкий экран чернухи. Благодаря актёру Антону Андросову, эти два (будто бы) разных фильма сложились у меня в голове в один сюжет. Второй – закономерное продолжение первого. Наверное, на «Беспределе» стояло ограничение по возрасту, уж не помню, смотрел ли я его на широком экране или по телеку? – но для насквозь  советского подростка, верящего в добро и справедливость, события фильма были сильнейшим ударом по психике. 
8. «КУРЬЕР», Карена Шахназарова, 1986(87) и «БРАТ» Алексея Балабанова, 1997, (между ними – 10-летний промежуток) также поначалу объединились у меня в двухсерийную версию. Фёдора Дунаевского и Сергея Бодрова моя память слила в одного персонажа. Разобрался в этой опечатке разума «кто есть ху» много позже.
9.«ТВИН ПИКС», Дэвид Линч, Марк Фрост, 1990–1991.Таки да!, хлопайте в ладоши, добрались и до этой сюрреалистической саги. Смотреть захватывающе-интересно, читать – нет. Четырёхтомник, купленный на донецком книжном рынке, не так давно то ли продал, то ли отдал кому-то.
10. «ХОН ГИЛЬ ДОН», Гиль-Ин Ким, 1986 – это вам сладкая сказочная вишенка на пирожном. После неё посыпалось – Брюс Ли, Джеки Чан, американские боевики, увы не зацепившие ни  Чаком Норрисом, ни Арнольдом («Терминатор» - другое), ни Сигалом, ни тем более сошками поменьше. А волна восточных фильмов о единоборствах пошла с «Храма Шаолиня», с Джетом Ли в главной роли. В 1989 этот фильм с продолжением – «Боевые искусства Шаолиня» демонстрировались по телеку в альманахе «Вокруг света» (приложению к передаче «Клуб путешественников»), спасибо Юрию Сенкевичу.

(Для страницы ВК «Внутренняя КиноИмперия»)

 28.11.2021