А как иначе?

Надежда Суслова
  Когда ты идёшь из детского сада, весело поскрипывая снежком под ногами, а рядом с тобой вышагивает маленькая свободолюбивая девчонка, со знанием дела рассуждающая о проказливых " подъёстках", забросивших связанную шнурками пару кроссовок на провода. В душе твоей теснятся самые разнообразные чувства.

  С разницей в два с половиной года у меня появились две внучки у младшей дочери.
Я работала, навещать семью с малышками получалось не часто, по обстоятельствам.
То сама на выходные приеду, а жила я в то время в другом городе, то в командировку еду и к ним на полчасика загляну. Девочки растут, старшая в садик начинает ходить, а там уже и младшая подтянулась, тоже пошла. Не без детских болезней конечно, одна начинает, вторая подхватывает. Няню пригласили, дочь с работы раньше полдевятого вечера не возвращается, а случается, что и в одиннадцать.

  И вот, когда младшей уже шёл пятый год, а старшей седьмой, разболелись они с осени один раз, второй, третий. У старшей уже не откашливается. Дочка с ними в больницу на неделю легла чтобы старшей вопрос с отхождением мокроты решить.
Просит меня: - "Мама, приезжай, помоги девочек из бронхопневмоний вытащить" .
Я к тому времени уже не работала.
Конечно, что няня, ей и еду приготовить и за девочками присмотреть да ещё и лечить? А лечить - здесь и досмотр и инициатива нужна.

  Побежали наши будни. По маленьким воробьиным шажкам освобождались мои девочки с помощью лекарств и разнообразных процедур от симптомов болезней.
  Из процедур больше всего им нравилась лечебная гимнастика. Два-три раза в день по 15 - 20 минут. Старшая - хохотушка была заводилой и в любом упражнении могла найти что-то смешное. Особенно им доставляло удовольствие одно упражнение, которое, чтобы не расслабляться, я ставила в завершение. Девочки сгибались, обхватывали ножки ручками и в таком положении   многократно пересекали комнату из конца в конец. Естественно, они не могли не задеть одна другую, и начиналось... Пять минут весёлого хохота завершали зарядку.
Приходил доктор, корректировал лечение, а шло оно совсем не быстро.

  Кто придумал эти небулайзеры, чтобы под давлением гнать воздух комнатной температуры и дополнительно охлаждать лёгкие?
Медицинские заводы.
В каждой семье, где росли дети, наверное, есть небулайзер для получения прописанной врачом процедуры.

  В общении с доктором удалось уяснить, что его семейство в подобных ситуациях пользуется добрыми старыми горчичниками, дышит над парами тёплых ингаляций, парами свежесваренной картошки, к чему и мы вернулись. И я успокоилась, вылечимся.

  Наконец, в середине января первые рекомендации на короткие прогулки под строгим присмотром.  К концу февраля девочки уже гуляли по часу два раза в день и им забрезжил детский сад.
Я уехала.
Они ещё побыли с няней на домашнем режиме пару недель, окрепли окончательно и с середины марта пошли в детский сад. .

  Две недели дома я жила спокойно, на третьей неделе в душе начинало свербить желание увидеть своих девочек, а четвертую уже проводила с ними. И так каждый месяц.
Надо сказать, что два предыдущих лета девочки проводили со мной в моем рубленом доме в 15 км от города. Да и последующие тоже вначале у меня, а потом у них на даче.

  Вот раздолье! Дом стоит посередине участка, грядки по периметру, а на свободной территории небольшой пруд, домик для игр, над которым потрудился дедушка, а мне без особых хлопот удалась песочница с выкрашенными в красный цвет сидениями по периметру стенок.
В теплице зреют помидоры, огурцы, на грядках - клубника, земляника, разная зелень. Радуют глаз клумбы с цветами, зелёный стриженый газон.
Со средины мая девочки снова со мной. Целый день на воздухе, деревенское молоко, земляника все лето, хрусткие огурчики.

  Пропалываем грядки, собираем ягоды, катаемся на самокатах, стряпаем песочные пирожки, показываем театральные представления, вечером собираем дружную семейку игрушек в пакеты и убираем в домик до утра.
И в течении дня в моменты моих перерывов в работе любимая игра "Замри!"

  По команде "Беги!" девочки начинают бег, а я рассказываю последние новости: о появившейся новой тыковке, зацветшем ирисе, голубом небе, забежавшей соседкой кошке, и неожиданное:
-"Замри! "
Естественно, шаловливая старшая испробует весь арсенал нарушений и заработает штраф в пять приседаний за каждое. Младшая тоже проходит школу нарушений, пробует...


  Один-два раза за лето на две-три недели в перерывах между лагерями в нашу компанию вливается внучка от старшей дочери. Она старше старшей на три года, младшей - на пять с половиной лет.
Две старшие создают коалицию, которой младшей, естественно, по возрасту не получается соответствовать. Маленькие ножки четырехлетней девочки не могут угнаться за сверкающими пятками семи - десятилетних девчонок, нарезающих круги в семьдесят метров вокруг дома.
Она, постанывая, жалуется: - "Бабушка, они от меня убегают."
- " Ничего, моя хорошая, вот подрастешь ещё немножко, ножки вырастут, и всех обгонишь." - утешаю я ее.

Старшая ходит в школу. Младшей ещё нет шести. Рано утром я приехала на поезде. Радостная встреча, обнимашечки, разговоры и все расходятся - родители на работу, старшая в школу, младшая в детский сад.
Младшая спрашивает: - "Бабушка, а можно, не няня, а ты меня сегодня заберёшь из садика? "
- " Да, конечно, моя хорошая."
- " А вечером на танцы отведешь?"
- " Конечно отведу."

И вот мы берём танцевальные принадлежности, выходим. Она, вопреки своей привычке идти свободно, не держась за руку, сразу берет меня за руку и мы идём, в зимнем полумраке, в трепетном облачке нежной привязанности, говорим о танцах, которые сейчас они разучивают, о девочках в группе. Замолкаем. И моих ушей достигает едва слышный выдох восторга из ее души:
-" БАБУШКА! "
Я спрашиваю её о чем-то ещё и, время от времени, снова слышу выдох восторга, любви и радости от долгожданной встречи и ещё, и ещё...
И разве нужна ещё какая-то плата за твою жертвенность, заботу, огромный труд и любовь отданные своим внучкам?!