Методы марксизма - основа для развития теории

Антонов Юрий
Марксизм начинается с переноса абстрактного диалектического учения Гегеля в материальную среду. В результате получилась систематизация наук о природе, а в общественных науках удалось выработать методы позволившие вскрыть закономерности развития общества. 

Исходное положение, говорящее, что направление развития общества определяется противоречиями, возникающими в нем. но эти же противоречия при накоплении начинают тормозить развитие, и дальнейшее развитие возможно никак иначе кроме снятия накопившихся противоречий.  Снятие противоречий происходит при изменении структуры общества.

Возникают вопросы,   какие противоречия являются самыми главными, каким способом они должны быть сняты, как поменяется структура общества при их снятии.   Марксизм развивает анализ общества    и дает ответы на эти вопросы. Главными противоречиями марксизм считает противоречия между крупными, многочисленными  частями общества. Части общества, осознающие общие противоречия и находящие общность интересов называются классами. Классовые противоречия вызывают действие значительных общественных сил, способных поменять структуру всего общества. Однако проявление этого действия возможно лишь при его единстве.  Марксистский анализ вскрыл причины и механизм противоречий и выделил два главных противостоящих класса -  пролетариат и буржуазию. Марксизм в лице классиков пришел к выводу, что процессом, меняющим структуру такого общества, может быть только революция.

В наше время мы не имеем права полностью опираться на результаты классиков полученные полтораста и сто лет назад. Ситуация изменилась и даже противостоящие классы стали другими.  Это означает жесткое требование, предъявляемое к коммунистам: повторить анализ общества и его классов, вскрыть современные противоречия и принять решение о составе классов способных к действию.  Методы и цели марксизма остались прежними, а выводы могут измениться.       Наша  задача  твердо держаться методов и целей марксизма повторить путь классиков для условий современной действительности.   

Классовое деление в наше время усложнилось, чем пользуются буржуазные идеологи, пытаясь расколоть классовое деление. На их удочку иногда попадаются даже наши товарищи.  Что они внушают? То что сейчас нельзя делить общество на классы. Они предлагают делить на страты, то есть на группы, отличающиеся по уровню жизни, образованию и доходу.   Они  стараются раздуть мелкие  противоречия между ними, и не допустить выявления основного противоречия между людьми, своим трудом производящими общественные блага и индивидуумами, отчуждающими у них в свою пользу значительную долю произведенных благ. В  интернете попадаются даже  высказывания, что пролетариат устаревшее понятие,  и пролетариата уже не существует.  С точки зрения своей позиции они действуют совершенно правильно,  их задача расколоть пролетариат, не допустить идеологического объединения его групп, наша же задача разоблачать эти  их попытки и добиваться политического просвещения и объединения пролетариата.

До тех пор пока мы будем вынуждены наниматься к хозяевам, чтобы обеспечить себе и своим семьям уровень жизни, более-менее соответствующий развитию общества, мы – пролетарии, будем существовать и защищать свои интересы.
Гласная практическая задача современных коммунистов – добиться объединения пролетариата, вооружить его современной  марксистской идеологией, и организовать его ряды в единую силу.

«Учение  марксизма всесильно  потому что оно верно.»
  Возникает вопрос: -  А почему оно верно?  История дает нам ответ -  потому что оно живо.  Оно живет и развивается постольку, поскольку питается политическим творчеством масс.   Если мы будем рассматривать структуру учения в историческом плане,  то увидим, что по мере изменения общественного строя методы марксизма начинают давать изменяющиеся результаты .   Выводы меняются , методы постоянны.  Марксизм как всякая наука требует постоянной работы, анализа вновь появившихся явлений и прогнозирования дальнейшего хода  исторического процесса. 
Многие критики марксизма пытаются из цитат классиков, вырывая их из контекста,   выявить устарелость выводов, не обращая внимание на то что они относятся к конкретному общественному строю того времени.
Классики всегда обращали внимание на развитие общества и продолжали теоретическую и практическую работу.
Даже при жизни классиков они корректировали  свои выводы. Так если мы обратим внимание на принципы коммунизма, сформулированные Энгельсом в 1847-48 гг.,    то увидим многие дополнительные шаги, относящиеся конкретно и исключительно к господствующим в то время порядкам в обществе.
Демократия была бы совершенно бесполезна для пролетариата, если ею не воспользоваться немедленно, как средством для проведения широких мероприятий, непосредственно посягающих на частную собственность и обеспечивающих существование пролетариата. Главнейшие мероприятия эти, с необходимостью вытекающие из существующих ныне условий, суть следующие:
«1) Ограничение частной собственности: прогрессивный налог, высокий налог на наследства, отмена наследования в боковых линиях (братьев, племянников и т. д.), принудительные займы и т. д.
2) Постепенная экспроприация земельных собственников, фабрикантов, владельцев железных дорог и судовладельцев, частью посредством конкуренции со стороны государственной промышленности, частью непосредственно путем выкупа ассигнатами.
3) Конфискация имущества всех эмигрантов и бунтовщиков, восставших против большинства народа.
4) Организация труда или предоставление занятий пролетариям в национальных имениях, фабриках и мастерских, благодаря чему будет устранена конкуренция рабочих между собой, и фабриканты, поскольку они еще останутся, будут вынуждены платить такую же высокую плату, как и государство.
5) Одинаковая обязательность труда для всех членов общества до полного уничтожения частной собственности. Образование промышленных армий, в особенности для сельского хозяйства.
6) Централизация кредитной системы и торговли деньгами в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом. Закрытие всяких частных банков и банкирских контор.
7) Увеличение числа национальных фабрик, мастерских, железных дорог, судов, обработка всех земель, остающихся невозделанными, и улучшение обработки возделанных уже земель соответственно тому, как увеличиваются капиталы и растет число рабочих, которыми располагает нация.
8) Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет. Соединение воспитания с фабричным трудом.
9) Сооружение больших дворцов в национальных владениях, в качестве общих жилищ для коммун, граждан, которые будут заниматься промышленностью, сельским хозяйством и соединять преимущества городского и сельского образа жизни, не страдая от их односторонности и недостатков.
10) Разрушение всех нездоровых и плохо построенных жилищ и кварталов в городах.
11) Одинаковое право наследования для брачных и внебрачных детей.
12) Концентрация всего транспортного дела в руках нации.

Все эти мероприятия нельзя, разумеется, провести в один прием, но одно из них повлечет за собой другое. Стоит только произвести первую радикальную атаку на частную собственность, и пролетариат будет вынужден идти все дальше, все больше концентрировать в руках государства весь капитал, все сельское хозяйство, всю промышленность, весь транспорт и весь обмен. К этому ведут все перечисленные мероприятия. Осуществимость этих мероприятий и порождаемая ими централизация будут возрастать точно в такой же степени, в какой производительные силы страны будут умножаться трудом пролетариата. Наконец, когда весь капитал, все производство, весь обмен будут сосредоточены в руках нации, тогда частная собственность отпадет сама собой, деньги станут излишними, и производство увеличится в такой степени, а люди настолько изменятся, что смогут отпасть и последние  формы отношений старого общества.»




Мы видим некоторую схематичность представлений Энгельса о коммунизме,  и как теперь может показаться, наивность представлений о холе перехода к коммунизму. Тогда Энгельс еще преувеличивал возможности государства и власти пролетариата.  Коммунизм по воле власти установиться не сможет.  Он устанавливается сам по себе при наличии соответствующих условий. Задача пролетарской власти создать эти условия. 
Коммунизм устанавливается в первую очередь в результате изменения производственных и личных отношений в обществе, в том числе и в среде самого пролетариата.

Даже через год  Маркс и Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» несколько отредактировали принципы коммунизма


«. Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах. Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.

3. Отмена права наследования.
 4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5     Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
 8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
. 9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению противоположности  между городом и деревней.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д. и т. д.

 Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, а также классов вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.



Следуя методам марксизма, попытались дать свои замечания и дополнения  к тексту манифеста
1            Это социалистическое мероприятие, позволяющее осуществить фактическое сосредоточение средств производства в руках пролетариата и его органов. Оно определяет дальнейшее социалистическое и коммунистическое развитие.
2, 3     Эти пункты пункт вообще о социальных мероприятиях при государственном капитализме и к коммунизму не имеет отношения. Осуществление этих мероприятий не приводит даже к социализму. К социализму ведет юридическое введение преимуществ общенародной и государственной собственностей перед частной.
4   Это ликвидация пережитков монархического и феодального режимов, характерно только для того времени.
5   Это первый шаг социализации банковского дела. Деньги должны уходить на второй план за счет развития бесплатного распределения и безналичного перечисления. В дальнейшем должен остаться один государственный банк для внешней торговли
6        А также централизация транспорта и энергетики и строительства и науки
7        Это экстенсивное развитие, оно способствует расширению производства, но  не способствует  повышению уровня обеспечения потребностей работников.  Интенсивность развития достигается развитием науки и технологий. Использование новых технологий доступно только образованной рабочей силе. Тут главное - учеба
8         Историческое развитие показывает, что частная собственность может быть уничтожена исключительно при полном изживании товарно-денежного обмена. Свободный труд должен быть добровольным. Промышленные армии являются средством воспитания  и обучения нужной профессии молодежи. Принудительный труд таким средством не является.  Служба в промышленной армии может быть призывной или добровольной. Она освобождает от призыва на армейскую службу.
Фабриканты постепенно устраняются, а обеспечение права на труд осуществляется путем введения общественных фондов обеспечения потребностей работников на каждом предприятии и введении участков и периодов времени свободного труда в пользу общественных фондов
9          К сожалению, это только красивая мечта.  Технологический уровень не позволял тогда осуществить эту мечту, а в наше время уровень развития технологий привел к иному разделению труда, структуры промышленного и сельскохозяйственного производства приобрели общий характер. Кроме того такие коммуны убивают мобильность индивидуумов, а человек должен быть членом всеобщей мировой коммуны.
10      Отмирание государства не должно влиять на воспитание детей.    Система воспитания не должна нарушать контакт и взаимовлияние поколений. Труд для воспитания  нужен, но фабричный труд не панацея, могут применяться и другие коллективные формы,  понять Энгельса можно – в то время фабричный труд был единственной коллективной формой общественного труда. Кроме того, уровень развития рабочей силы отставал от развития средств производства.
Семья, конечно, отвлекает от напряжения воспитания и учебы,  но государственное воспитание вне семьи не может быть всеобщим. Блестящие его результаты могут быть достигнуты в случае больших трудностей  его получения. Необходима возрастающая сложность попадания в эти учебные заведения.  К ученику, приложившему много труда, чтобы в какое-либо из них поступить, можно предъявлять большие требования, он будет дорожить уже достигнутым.

  При этом убедились в том, что ограничиться только поправками невозможно в силу возникших в наше время изменений общества. Требуются дополнения отражающие результаты исторического развития. Желательно добавить еще несколько пунктов, например:

11 Установление народовластия в виде пролетарской демократии. 
Организация выборов Советов депутатов трудящихся, при лишении эксплуататоров избирательных прав. Принятие закона о ликвидации права частной собственности на средства производства. Привлечение общественности и Советов к учету и контролю на всех предприятиях. Организация центрального планового органа. Включение депутатов в работу непосредственного хозяйственного управления. Организация государственных и общественных фондов распределения материальных благ вне рынка.
12   Ликвидация эксплуатации
Организация времени и места для свободного труда.  Пополнение  общественных фондов за счет свободного труда. Развитие свободного труда и постепенное изживание товарно-денежного обмена. Полный отказ от денег.
13  Реализация принципа от каждого по способностям, каждому по потребностям
Передача всех функций распределения общественным фондам. Развитие материальной базы производства с целью достижения необходимого уровня удовлетворения потребностей для всех трудящихся. С учетом отчислений в детские, пенсионные и инвалидные фонды, а также на государственные нужды. Введение нормативного распределения благ свыше необходимого уровня. Проведение работ по выявлению и развитию способностей трудящихся. Развитие творческого начала в работах всех отраслей и всех специальностей.  Развитие технология и материальной базы производства Снятие нормирования для благ, потребляемых в пределах достаточного. Сохранение нормирования для благ, потребляемых свыше достаточного уровня.  Развитие своих способностей должно стать конституционной обязанностью каждого гражданина.
14  Развитие  нового общества и нового человека
Развитие рабочих сил. Средства производства следует развивать в сторону внедрения высоких технологий, повышающих производительность труда. Только развитые рабочие силы способны разрабатывать и внедрять высокие технологии в производство и образ жизни населения.  Развитие производственных отношений в направлении развития свободного труда опирается на развитие производительных сил.
Коммунистическое  сознание формируется с детства, в обстановке любви и добра. Исключительно в этом  важна роль семьи.   Воспитание семейных отношений -  обязанность всех общественных организаций и политических и хозяйственных.


Через 40 лет после написания принципов Энгельс уже по-другому относился к переходу,  пришло осознание переходного процесса
1 июля 1891 г., отвечая на письма Шмидта, Энгельс касается этой темы:
«Второй Ваш план – переходные этапы к коммунистическому обществу – стоит того, чтобы над ним поразмыслить, но я бы Вам посоветовал: nonum prematur in annum; это самый трудный вопрос из всех, какие только существуют, так как условия беспрерывно меняются. Например, каждый новый трест изменяет их, и каждое десятилетие совершенно перемещаются пункты, которые следует атаковать.

Здесь подчеркнуто не только признание важности и трудности проблемы переходных этапов к коммунистическому обществу, но и нечто большее. Как глубокий и последовательный диалектик, Энгельс считает, что способ перехода к коммунизму (в данном случае этапы такого перехода) зависит от постоянно меняющихся условий, при которых может начаться революционный процесс. Поэтому не однозначен, а постоянно изменяется и способ предстоящего перехода к коммунизму.
Мало того,  меняются   не только  условия начала переходного процесса,  но и условия его продолжения.  Ясно одно, то, что Энгельс пришел к убеждению,  что социализм является процессом,  а  создание условий продолжения этого процесса в руках пролетариата.
.
 Письмо - ответ Энгельса на вопрос одного немецкого общественного деятеля, Отто Бёнигка, датировано 21 августа 1890 г., а впервые оно было опубликовано совсем недавно, в 1964 году. «На Ваши вопросы, – пишет Энгельс, – я могу ответить лишь коротко и в общих чертах – иначе, чтобы ответить на первый вопрос, мне пришлось бы написать целый трактат.
Так называемое „социалистическое общество“ не является, по моему мнению, какой-то раз навсегда данной вещью, а как и всякий другой общественный строй его следует рассматривать как подверженное постоянным изменениям и преобразованиям. Решающее его отличие от нынешнего строя состоит, конечно, в организации производства на основе общей собственности сначала отдельной нации на все средства производства. На пути осуществления завтра же этого переворота – речь идет о постепенном осуществлении – я не вижу совершенно никаких трудностей… Конечно, нам не хватает еще техников, агрономов, инженеров, химиков, архитекторов и т.д., но на худой конец мы можем купить их для себя так же, как это делают капиталисты… Но за исключением этих специалистов, к которым я отношу также и школьных учителей, мы прекрасно можем обойтись без остальных „образованных“…
События последней половины века показали, что ликвидация частной собственности на средства производства действительно дает толчок началу развития социалистических отношений, но для продолжения переходного процесса необходим следующий шаг – изживание товарно-денежного обмена
Наличие товарно-денежного обмена  -  постоянная угроза возрождения капиталистических тенденций.
Человек часть природы, в  мире существует только природа, все, что создано человеком, это тоже природа. Созданное человеком это результат труда. Деньги оторвали от труда его ценность. А когда  деньги стали капиталом, капитал не только  оторвался от труда, он стал ему противостоять.
К сожалению товарно-денежные отношения нельзя отменить, их можно только изжить, вытеснить другими отношениями.  Это изживание займет продолжительный срок. Главное вытеснить их из сознания потребителей и производителей.  Без этого будет оставаться привычка: я – тебе, ты – мне.

Чем отличается работа гениев от работы обычных людей?  Критическим отношением прежде всего к себе и своим мыслям и словам.  Если Вы сталкивались когда-либо с великими учеными, то Вы должны были бы заметить как много ошибок по сравнению с обычными людьми они делают и не стесняются этого. Они умеют быстро исправлять свои ошибки.  Если бы они боялись ошибок, не было бы их успехов в поисках истины. А их разум всегда в поиске истины, бороться и искать их лозунг. 
Главное  -  критическое отношение к себе и не бояться ошибок, неизбежных на неизведанном пути. Критиковать и исправлять сначала себя, а потом и других.

Так же и классики, поняли схематичность представлений о конечной цели и тем более о путях её достижения.   Нам, обогащенным опытом 20 века, нельзя останавливаться, нужно двигаться, видеть и анализировать ошибки своих  прежних шагов и,  по крайней мере, попытаться внести ясность и логическую последовательность в предположения классиков о пути к будущему  и подробнее и четче видеть конечную цель. Только так можем добиться успехов на нашем пути.
            (Журнал ("Энгельс"  №3  2021 г.)