Госпиталь для неизлечимых. Вольтер

Анатолий Федосов
Согласно краткой биографии Франсуа Мари Аруэ Вольтера (кстати, мало кто знает, что Вольтер – это псевдоним, а Франсуа Мари Аруэ – имя, данное при крещении), родился он в 1694 году в Париже, в семье небогатого, но хорошо образованного чиновника. Отец позаботился о хорошем образовании для сына, но Иезуитский колледж будущего философа не впечатлил, как и перспектива юридической карьеры. Он решил заняться литературой.
Первые свои самостоятельные годы Вольтер провел при дворах французских аристократов, коих развлекал виршами сатирического содержания.
С 1726 по 1729 год Вольтер жил в Англии. Именно в этой стране он углубленно начал изучать политику, философию, историю Европы и мира, литературу.
Вернувшись из Англии, Вольтер пишет книгу под названием «Философские письма»: по форме – воспоминания и впечатления от поездки за границу, по сути – острая сатира на современную ему Францию. Книга была издана, но запрещена в 1734 году. Вольтер был вынужден бежать в Лотарингию, где был принят маркизой де Шатле. Через несколько лет философ написал поэму «Светский человек», за что его обвинили в «издевательстве» над религией. Он опять вынужден был бежать и укрывался в Нидерландах. Только к 1746 году он вернулся в Париж.
При дворе Людовика XV его приняли хорошо. Он был назначен на должность историографа и поэта, но фаворитка короля, маркиза де Помпадур, невзлюбила его, и философ опять предпочел уехать. На этот раз – в Пруссию по приглашению Фридриха II 
В 1778 году философ приехал в столицу Франции, где ему был устроен восторженный прием. Он был назначен директором Академии наук, продолжал писать пьесы и даже задумался о том, чтобы переработать французский академический словарь.
Умер Вольтер в Париже в 1778 году от рака. Захоронен в Пантеоне (останки философа туда перенесли во время революции).              Википедия.


                К какому выводу в конце концов
                пришли Вольтер, Юм и Кант? —
                К тому, что мир есть госпиталь
                для неизлечимых.
                Артур Шопенгауэр


Попробуем разобраться – так ли это. Хотя, это будет и дерзость с нашей стороны – беседовать с Великими умами.
Итак, Вольтер:

… О ЖИВЫХ СЛЕДУЕТ  ГОВОРИТЬ  УВАЖИТЕЛЬНО; О  МЕРТВЫХ – ТОЛЬКО  ПРАВДУ.      
Поставить на живого человека клеймо: раба, предателя, ничтожества, и пр. – разве не равноценно тому, чтобы посчитать его уже мертвым. Утверждая ранее – всегда и везде - что, не следует давать оценку человеку, пока он жив. А оставляя только хорошую правду о мертвом, не говоря о его плохом – разве, тем самым, не творим мы из него «божка», в чьих-либо интересах?!


СВОБОДА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ЗАВИСЕТЬ ТОЛЬКО  ОТ ЗАКОНОВ.      
Удивляюсь Вольтеру – о каких законах идет речь? О законах Мироздания, о законах Природы и в частности – природы человека, о законах социума, о моральных законах……..? Ежели о законах социума – то их не было, нет и никогда не будет – таких, которые бы дарили, безвозмездно, справедливо и равно, свободу для всех. Законы социума всегда дарят свободу одним, за счет притеснения свободы иных – и ими с радостью и удовольствием пользуются те, кому они дарят бОльшую свободу.

МЫСЛЯЩАЯ ЧАСТЬ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, ДРУГИМИ СЛОВАМИ, САМОЕ БОЛЬШЕЕ ОДНА СТОТЫСЯЧНАЯ ЧАСТЬ.
Во времена Вольтера население нашей планеты едва достигало 1 миллиарда человек. Найдя одну стотысячную его часть, мы получим всего лишь 10 000 мыслящих людей. Не густо! Может оттого все остальные (немыслящие) люди были заняты праведным трудом, который мог легко прокормить тех самых мыслящих людей. Возникает вопрос: - многие ли мысли того 18-го века были полезны и актуальны тогда и тем более,  сейчас? Полагаю, древние Египет, Греция и Рим Восток дали миру несравненно больше ценных и полезных мыслей и идей, чем вся просвещенная Европа, времен варваров и колонизаторов.

 НИЩЕТА ДОЛЖНА РАБОТАТЬ НА БОГАТСТВО, ЧТОБЫ  КОГДА-НИБУДЬ  СРАВНЯТЬСЯ  С  НИМ.
Ах, Вольтер, Вольтер – он предвосхитил даже К. Маркса, который открыл закон, по которому производственные силы перетекают в те страны, где дешевая рабочая сила. Что на практике, прекрасно показал Китай. Но, делает ли это честь Вольтеру, жившему во времена, когда дешевая рабочая сила (рабы) сама «перетекала» в страны, чтобы создавать ему то самое богатство.

НЕ ВСЁ ЛИ РАВНО, БЫТЬ УМНЫМ ИЛИ ДУРАКОМ, ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?  БОЛЕЕ ТОГО: ВСЕ ДОВОЛЬНЫЕ  СВОЕЙ СУДЬБОЙ,  ВПОЛНЕ УВЕРЕНЫ  В ТОМ, ЧТО ДОВОЛЬНЫ;  ТЕ ЖЕ, ЧТО РАССУЖДАЮТ, НЕ УВЕРЕНЫ  В  ТОМ, ЧТО  РАССУЖДАЮТ  ЗДРАВО. ТАКИМ ОБРАЗОМ  ЯСНО,  ЧТО  ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ  НЕ  ОБЛАДАТЬ  ЗДРАВЫМ  СМЫСЛОМ  ПО  ТОЙ  ПРИЧИНЕ,  ЧТО ЗДРАВЫЙ  СМЫСЛ  СПОСОБСТВУЕТ  НАШЕМУ  НЕСЧАСТЬЮ.
Отличное оправдание для счастливых дураков – считать причиной своего счастья, судьбу. И в то же время – предупреждать счастливчиков: - избегать здравомыслия.
Эх, Вольтер, Вольтер – вы тоже, оказывается, были неизлечимым из того самого госпиталя (((