Лелеги, сотворившие Бронзовый коллапс-4

Вязгина Юлия
    Ниже используются материалы [1,2], ссылки на которые означают: [1/4] - [1], глава 4; [2/10.1] - [2], глава 10, раздел 1; [1/1,2] - [1], главы 1 и 2.  Тексты абзацев, заключённых в круглые скобки, можно пропустить при первом чтении.

    Настоящая глава продолжает: Вязгина Юлия. Лелеги, сотворившие Бронзовый коллапс-1. http://proza.ru/2023/07/22/1347/; Вязгина Юлия. Лелеги, сотворившие Бронзовый коллапс-2. http://proza.ru/2023/07/22/1368/; Вязгина Юлия. Лелеги, сотворившие Бронзовый коллапс-3. http://proza.ru/2023/07/22/1400/.   


    Глава 2.5. ТРОЯ


    2.5.1. ЛОКАЛИЗАЦИЯ

    Итак, мы оставили наших героев - лелегов и их союзников - в окрестностях горного хребта (горы) Ида, знаменитого тем, что там впервые получено железо из горной руды. Но знаменита Ида еще и тем, что близ нее располагалась Троя. И мы не можем идти дальше, не поговорив и о ней, о Трое.

    "Но какую Трою вы имеете ввиду? Есть Троя Шлимана, Троя Блегена. Есть ли Троя Гомера и где она - по-прежнему неизвестно", - прервет автора его начитанный читатель. Он, конечно же, прав, но автор и сам хотел с этого начать.

    До Г.Шлимана, археолога-любителя, о Трое думали как о художественном вымысле Гомера, хотя и допускали, что какой-то малоазийский город мог быть её прототипом. Гонимый жаждой славы, авантюрист и мистификатор по натуре, Шлиман отправился в Троаду в твёрдой уверенности, что он откопает то, что вынуждены будут признать Троей. И откопал - "клад Приама", 8700 изделий из золота, не считая посуды из серебра, поделок из слоновой кости, полудрагоценных камней. Это принесло ему широкую известность, но затем и разочарование.

    Непрофессионализм и спешка сыграли со Шлиманом скверную шутку. Оказалось, что клад был извлечен из культурного слоя, сложившегося 4,5-4,3 тлн, за тысячу лет до легендарного Приама, т.е. никак не мог относиться к Трое Гомера. Нужно ли говорить, что это обстоятельство резко обесценило находку. Злые языки утверждают, что будь Шлиман покультурнее, закопал бы своё золото в нужном слое, но - увы и ах …

    Как бы то ни было, но Г.Шлиман пробудил интерес к холму Гиссарлык, что находится в Троаде, но не на берегу Эгейского моря, как ожидалось, а на берегу некоей лагуны у входа в Дарданеллы. В последующие годы на холме потоптались многие, и археологи и зеваки. Выяснилось, что поселение на холме (будем называть его Троей) имеет 9 основных археологических слоев (останков поселений), от Трои I (5,0-4,5 тлн) до Трои IX (350 г. до н.э. - 400 г.). Г.Шлиман принял за Трою Гомера Трою II (4,5-4,3 тлн), но другой соискатель славы, американец К.Блеген, сумел убедить ученый мир, что тот ошибся: это Троя VIIa (1250-1150 гг. до н.э.) [2.47].

    Для нас интерес представляет и предыдущий город, Троя VI (1700 -1250). Дело в том, что примерно 3,7 тлн в Трою V, возможно, покинутую населением (следов завоевания не обнаружено), приходят люди совершенно иной, чем прежде, более высокой культуры. Они перестраивают город, расширяя верхний (цитадель) до 200 м, нижний - до 400 м в диаметре, строят большие каменные дома, систему водоснабжения, обносят город мощной каменной стеной высотой 10 м и толщиной 5 м, а также рвом шириной 4 м и глубиной 2 м. Используется неизвестная здесь ранее керамика, аналогичная керамике Микена [2.33; 2.47].

    Все указывает на то, что Трою заселили пеласги, изгнанные с Крита лелегами как раз в это время. Не все пеласги ушли на Пелопоннес, где основали микенскую культуру, и в Египет, где стали гиксосами; часть из них, по-видимому, ушла в Малую Азию, в частности, в Трою. Процветание Трои VI внезапно закончилось где-то в 1300 г. до н.э.; по характеру разрушений считается, что город  развалило землетрясение, возможно, одно из постминойских. Вероятно, пеласги, жившие с XIV в. до н.э. по соседству с враждебно настроенными к ним лелегами и их сателлитами, оставили разрушенный землетрясением город.

    Восстановили город, Трою VIIa, возможно, тевкры вместе с дружественными им лелегами, карами, ликами. Максимально использовали обломки прежних зданий, дома строили поменьше и поближе друг к другу. Все стало проще, уровень жизни горожан, видимо, упал. Но большего, как показало время, лелегам было и не нужно. Главное - фортификационные сооружения, а они, если и пострадали, были восстановлены полностью.

    Кстати, Гомер в "Илиаде" использует практически как тождественные два топонима - Троя и Илион. Какой из них правильный, относится хоть один из них к поселению на холме Гиссарлык вообще и к  "Трое VIIa" в частности - историки спорят. И не только спорят, но и пишут диссертации, получают ученые степени и другие заслуженные награды, словом, процесс идет; а он (процесс), как известно, важнее результата …

    Страбон, "отец географии", для которого поэт Гомер был безусловным авторитетом, придерживался той точки зрения, что Илион был столицей Троянской страны ([2.18],с.546):

    "Те, кто более основательно исследовал этот предмет, предполагают на основании высказываний поэта, что все это побережье (Мраморного и Эгейского морей, от реки Эсеп (совр. Гонен) на севере до реки Каик (совр. Бакыр) на юге - авт.) было подчинено троянцам; хотя оно было разделено на 9 владений, но во время Илионской войны находилось под властью Приама и называлось Троей. Это ясно из отдельных высказываний поэта. Например, когда Ахиллес со своим отрядом увидели, что жители Илиона окружены крепкими стенами, они начали вести войну вне стен, совершая набеги, и грабить окрестности". И далее: "Ведь Троей Ахилл называет землю, опустошенную им; но вместе с другими местностями он разорил и области против Лесбоса … принадлежавшие лелегам" ([2.18],с.547).

    (Видимо, земли лелегов Ахиллу было нетрудно грабить: лелеги, по крайней мере боеспособные мужчины, к этому времени покинули их.)

    А тут еще хетты со своими глиняными дощечками-письмами упорно называют Вилусой что-то заметное в Троаде. Пришлось уже современным лингвистам (Страбон с Геродотом о том ничего не ведали, счастливчики) напрячься и доказать широкой общественности, что все под контролем: Вилуса по-хеттски - это Илион по-нашему. Что ж, автор принимает эти научные достижения: Троя - что-то вроде рыхлого государства во главе с Илионом, Вилуса - Илион, Илион покоится в археологическом слое "Троя VIIа" поселения на холме Гиссарлык. Можно идти дальше.


    2.5.2. ГНЕВ АХИЛЛА

    К этапу 2 своего плана (см. выше), к ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ, лелеги готовились тщательно. Но как понимали они эту войну и как представляем её мы?

    Большинство из нас представляет Троянскую войну, следуя захватывающей истории, рассказанной Гомером в эпической поэме "Илиада", как десятилетнюю осаду города-крепости Илиона ахейцами, мстящими троянцам за подлое похищение их первой красавицы Елены Прекрасной, прерываемую редкими стычками и эффектными поединками великих героев с обеих сторон. Подобная трактовка войны хороша для поэтического вымысла, но вряд ли годится для реального события. Достаточно озадачиться вопросом: а как смогла Троада (да и вся Эллада) прокормить и пропоить 100 тысяч мающихся от безделия микенских героев и, надо думать, здоровых мужиков в течение 10 лет? Элементарный анализ показывает: никак. И даже 10 тысяч под большим вопросом [2.48].

    Не меньше вопросов по защитникам Трои, коих, по словам Агамемнона, царя Микен и предводителя ахейцев, должно быть ну никак не меньше 10 тысяч, а то и в разы больше. Вот что говорит он с горечью [2.49]:

    "Если бы пожелали жители Трои и ахейцы, заключив мир, подсчитать, сколько воинов сражается на той и другой стороне, тогда бы собрались бы все троянцы, сколько их в городе, и все ахейцы. Последние разделились бы на десятки и взяли бы на каждый десяток виночерпия-троянца - многим десяткам не хватило бы тогда виночерпиев (т.е. собственно тевкров-троянцев в Илионе меньше 10 тысяч - авт.). Но у них много славных друзей, копьеносцев, прибывших из многих городов. Они-то и не дают мне взять город, разрушить враждебную, пышно устроенную Трою, как ни жажду я этого".

    Красиво сказал, а образ виночерпия-троянца в окружении ахейцев с глиняными кувшинами и горшками в руках просто умиляет. Но если теперь вспомнить, что Илион Гомера - это Троя VIIa на холме Гиссарлык, то мы должны понять, как можно разместить 10 тысяч человек в городе, вписанным в окружность с диаметром 200 м, со всем необходимым для их жизни и борьбы на 10 лет осады А это не только зерно, оливковое масло и вино. Еще и скот, боевые лошади, колесницы и т.д. и т.п.

    Пытаясь спасти ситуацию, Х.Беккер и Й.Фасбиндер в начале 1990-х с помощью современных средств магниторазведки обнаружили нечто, что они идентифицировали как "нижний город". Площадь Илиона как бы увеличилась впятеро, но трудно поверить, что не обладающий пеласгической крепостной стеной этот нижний город ахейцы также не могли взять за 10 лет. Чем тогда они занимались вообще, кроме пьянства и чревоугодия во время многочисленных пирушек, устраиваемых по всякому поводу и даже без? Любопытно, что сомнения в масштабах Троянской войны посещали и античных скептиков. По-видимому, специально для них был придуман миф  о "скатерти-самобранке" в виде Энатроп, трех внучек Аполлона, которые могли "творить из земли масло, злаки и вино …" [2.48].

    Впрочем, продолжать подобный критический анализ - занятие бессмысленное. Надо определится с вариантом:
    1). Никакой Троянской войны в смысле осады и взятия Илиона не было.
    2). Она была, но приводимые Гомером числа нужно уменьшить на порядок. Скажем, 10 тыс. осаждающих и 2-3 тыс. обороняющих Илион в течение года.
    3). Троянская война шла 10 лет, но по всей стране Трое, а не только вокруг Илиона, еЁ главного города. Илион же, как и другие города Трои, не раз осаждался и избавлялся от осады в результате тех или иных действий армий противоборствующих сторон. Война носила тотальный характер, что означает мобилизацию всех ресурсов для её ведения, включая боеспособных мужчин как Микенской Аххиявы, так и Трои. При этом численность сражающихся армий всё же меньше. (В этом смысле она (война) похожа на военную колонизацию Троады ахейцами и пеласгами, столкнувшуюся с ожесточённым сопротивлением местного населения.)

    Мы выбираем вариант 3), считая, что Гомер имел в виду именно такую войну. Не случайно в поэму включены т.н. Каталог кораблей и Каталог троянцев, подчеркивающие масштаб войны. Из каталога кораблей следует, что 29 отрядов микенцев под командованием 46 вождей из 164 местностей Микенской Аххиявы прибыли к Трое на 1186 кораблях, на каждом из которых находилось от 50 (фессалийцы) до 120 (беотийцы) воинов, общим числом около 100 тысяч [В: Каталог кораблей]. Каталог троянцев ([2.28],II) составлен не столь тщательно, но из него видно, что микенцам (здесь и ниже под "микенцами" мы будем понимать воинов Микенской Аххиявы, напавших на Трою, под троянцами - их противников) противостояли армии всех "владений" (по Страбону) Трои и наёмники из далеких стран общим числом, согласно Агамемнону, близким к микенскому (несколько десятков тысяч). А вот что говорит о своем участии в войне ее главный герой Ахилл, основная ударная сила микенцев, так сказать:

    "Я кораблями двенадцать градов разорил многолюдных,
    Пеший одиннадцать взял на Троянской земле многоплодной" ([2.28],IX).

    Примечательно, что в Каталоге троянцев не значатся лелеги и киликийцы, хотя в "Илиаде" они показаны как ближайшие союзники троянцев (тевкров). Это обстоятельство отмечали еще античные авторы. Так, обескураженный Страбон, свято верящий каждому слову Гомера, пишет:

    "Так как существовало такое родство между лелегами, киликийцами и троянцами, то отыскивают причину, почему они не помещены в "Списке троянцев". Отыскал  причину (впрочем, весьма надуманную) и сам Страбон; по киликийцам ("мало их"): "Вероятно, после гибели их вождей и разрушения городов незначительное число уцелевших киликийцев находилось в подчинении Гектора, как военачальника"; по лелегам ("родственники они"):

    "Ведь их род не настолько прекратился, чтобы они не могли составить самостоятельно какой-нибудь отряд, тем более что царь их еще оставался в живых … Тем не менее в "Списке" Гомер пропустил их, не считая их отряд достаточно значительным, чтобы поместить его там, или потому, что он перечислил их вместе с подвластными Гектору в силу их столь близкого родства";

    вывод: "Таково мое сообщения по этому вопросу с некоторой вероятностью (очень небольшой, прямо скажем - авт.)" ([2.18],с.580-581).

    Нет в Каталоге троянцев и халибов, хотя некоторые, в их числе и Страбон, считают что они упомянуты там как некие гализоны: "Этих халибов, думатся мне, Гомер упоминает в "Списке" после пафлагонцев, называя их гализонами: "Рать гализонов Годий и Эпистроф вели из Алибы, стран отдаленных, откуда исход серебра ниоскудный" ([2.28],II). Или же, если текст изменен, из "Халибы, стран отдаленных", или эта народность и в прежнее время называлась "алибами" вместо "халибов" ([2.18],с.515).

    Что и говорить, аргументы слабоватые. Разве что армянских историков можно порадовать авторитетным мнением, что в горах Малой Армении было много диких алибов-халибов и серебра.

    По нашему же мнению, лелеги, киликийцы, халибы если и сражались в Трое с микенцами, то только в начальный период войны; затем они ушли, чтобы готовить "дорийское нашествие" и участвовать в нем в соответствии с планом лелегов. Так что разорять города лелегов Ахиллу было нетрудно: боеспособное мужское население к тому времени покинуло их.

    Защищали же Трою проживающие в Троаде и поблизости народы, включая пеласгические: тевкры (Илион), дарданы (Дардания), энеты (Пафлагония). Вместе с ними троадские пеласги из города Ларисса близ Ким, а также карийцы, ликийцы и др. Интересно, что согласно Гомеру, ликийцы были в двух отрядах: Пандара из "Зелеи, города к северо-востоку от Трои", и Сарпедона из "далекой и пространной Ликии на юго-западе Азии" ([В: Ликия]; см. выше). Видимо, так же было и с карийцами-троянцами. Что и говорить, гремучая смесь! Кто, что заставило их объединиться? На вопрос "кто?" ответить можно сразу: лелеги; на вопрос "что?" ограничимся пока полуответом: одни защищали свои земли, другие - не давали войне закончиться слишком рано.

    Отметим также, что падение Хатти и война в Троаде создали определенный "вакуум", в регионе, в который не приминули устремиться балканские племена фригов (фригийцев ), мисов (мисийцев) [2.50, восточныз мушков и др.]. Согласно Каталогу троянцев фригийцы и мисийцы приняли участие в войне на стороне троянцев. Но возможно также, что фригийцев привели в Троаду сами лелеги. Дело в том, что фриги и мисы происходят, вероятно, из бассейна реки Стримон, исток которой во Фракии (совр. Болгария), а устье - в Греции (впадает в Эгейское море). В свое время, облюбовав эти красивейшие места (см. [2/11]), где склоны гор покрыты корабельной сосной, а их недра содержат золото, серебро и, возможно, железо, лелеги стали соседями фракийцев-стримониев и мисийцев. А один из элементов стратегии лелегов заключался в том, чтобы создаваемый ими вакуум в Эгеиде заполнять дружественными, как им представлялось, народами. Возможно, так на востоке Эгеиды появились племена фригийцев, на западе - дорийцев.

    (Что тут можно сказать? Не пригласи их сегодня - они придут без приглашения завтра. Старые цивилизации поизносились, их жизненные циклы находились на этапе "угасание". Свою лепту в подрыв их потенциалов внесло и симито-хамитское противостояние, сопровождаемое многочисленными войнами. Попытки втянуть в него народы, находящиеся за пределами древней Ойкумены, еще будут делаться, но они лишь приблизят падение великих ближневосточных цивилизаций. И всякий раз вливание молодого вина в старые мехи будет сопровождаться откатом назад, одичанием, погружением во тьму.)

    Античная традиция прочно связывает Стримон с Троей. Ограничимся здесь ссылкой на Вергилия, который в "Энеиде" "сравнивает крики дарданцев со стен Трои (Илиона - авт.) и полет их стрел с криками и полетом стримонийских журавлей весной к берегам реки" [В: Струма (река)].

    Но оставим Гомера с Вергилием и вернемся к лелегам, занятым подготовкой реальной Троянской войны. Им-то и нужна была тотальная война. Необходимо было "зажечь" ахейцев с пеласгами да так, чтобы те на чистых эмоциях, не раздумывая и не готовясь к войне, в едином порыве и угаре устремились бы всей своей массой на врага, коим для них и являлись лелеги с союзниками. Для этого, например, распространялись слухи о неимоверных богатствах троянских городов, об их беспечности, слабой защищенности от нападений, особенно со стороны моря, потому как лелеги не значились в великих морских народах (в отличие от пеласгов).

    Но нужна была провокация, из ряда вон, как звонкая пощечина правителям Микенской Аххиявы. Выбор пал на похищение славящейся своей красотой Елены по прозвищу Прекрасная, жены царя Спарты Менелая, брата Агамемнона, царя Микен, самого могущественного среди правителей страны. Надо сказать, что похищения людей с целью обращения их в рабство, в том числе женщин для использования их в качестве наложниц, было довольно распространенным занятием пиратствующих мореходов того времени. Сам Зевс подал им пример: обернувшись быком, похитил Европу, дочь Агенора, финикийского царя Тира и/или Сидона [В: Агенор].

    Правда, как известно, "что позволено Юпитеру, не дозволено быку". Эта установка, известная, быть может, в другой форме задолго до древних римлян с их Юпитером-Зевсом, оттеняла суть случившегося: лелеги-боги считают себя вправе выкрасть царицу ахейцев-людишек. И уж совсем издевательски: уходя с добычей, похитители делают изрядный крюк и заходят в Сидон! [В: Троянская война].

    Хотя Сидон в похищениях и Европы и Елены обозначился, возможно, случайно. Заход в главный финикийский город  корабля тевкров-пеласгов (а именно они были похитителями) с Еленой на борту преследовал, вероятно, другую цель. Но какую? Просить убежища? Или помощи Трое в неизбежной войне с ахейцами? Скорее, второе. Неизвестно, о чем договорились дальние "родственники" - тевкры с финикийцами. Скорей всего Финикия решила не вмешиваться: ведь пеласги, потомки финикийцев, будут и осаждать Илион и защищать его.

    Пока Троя готовилась, Микенская Аххиява сосредотачивалась. В заливах Беотии, куда не без труда втиснулась её военно-морская армада. Отплыли, с приключением (сбились с пути и напали не на тех) добрались до Трои, обложили Илион. Троянская война, о которой так долго говорили микенские вожди, свершилась, точнее, началась. И было это где-то в периоде 1190-1160 гг. до н.э. (для справки: Эратосфен считал, что Илион пал в 1184 г., Евсевий - в 1181 г. [2.51]).

    Описывать перипетии этой войны не входит в наши намерения: все уже сделано до нас и многократно. Отметим лишь, что лики и кары к началу войны вернулись из Хатти в Трою, по крайней мере, частично; они отмечены в Каталоге троянцев. Что касается ликийцев, то Гомер упоминает о них большее число раз, чем о всех союзников троянцев вместе взятых - 49! Для сравнения, о карийцах - 2 раза (по-видимому, большинство карийцев оставались в Хатти), о пафлагонцах - 4 и т.д. [2.49]. Еще чаще в "Илиаде" встречаются имена предводителей ликийцев: Сарпедона (54 раза), Главка (23), а также "лучника отменнейшего" Ликаонида Пандара (22). Все это означает, что ликийские отряды были основной боеспособной силой троянцев, вплоть до запоздалого прибытия эфиопов Мемнона на девятом году войны. Не исключено, что в "команде" лелегов за Хатти отвечали карийцы, за Трою - ликийцы; ну а за Аххияву - сами лелеги с киликийцами.

    Примечательно и то, что вооружены противоборствующие силы были в основном "бронзой". Но исследователи утверждают, что троянцы обладали стальными обоюдоострыми клинками с лезвием длиной около 30 см. Пойти на большее, видимо, лелеги не могли по множеству причин, главными из которых были риски, что "железо" может оказаться в руках ахейцев, а также, что оружия из железа было немного, его берегли для главного удара.

    Да и быстрая победа троянцев, вооруженных по полной "железом", не входила в планы лелегов. Война должна продолжаться, пока не будет выполнен пункт 3 плана (см. выше), т.е. "дорийское вторжение" в Аххияву станет необратимым. В этой связи представляет интерес так называемый "гнев Ахилла", который ряд исследователей считают основным содержанием "Илиады" [2.52]:

    "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
    Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
    Многие души могучие славных героев низринул
    В мрачный Аид, и самих распростер их в корысть плотоядным
    Птицам окрестным и псам, совершалася Зевсова воля" ([2.28],I).

    Так начинается поэма, это ее прооймион. А "Зевсова воля" звучит рефреном по всей поэме; если кратко, то Зевс вынес смертный приговор всему поколению героев и неуклонно следовал его исполнению. В этом смысле громовержец играл за лелегов, так как тем без микенских героев было проще осуществить свои замыслы. А также, и, видимо, это было главным, на стороне греков (дорийцев), приход которых на земли, зачищенные от героев, был бы обеспечен.


    2.5.3. МИССИЯ ОДИССЕЯ

    Посмотрим действующих лиц "Илиады". Главных - трое: Агамемнон, представляющий ахейцев, Ахилл - пеласгов и Одиссей - лелегов, а также примкнувшая к ним "Зевсова воля", озвучиваемая жрецом Калхантом. Агамемнон - "владыка народов", "повелитель мужей", властолюбивый, жадный, склонный к малодушию; Ахилл - "быстроногий", "пастырь народа", смелый, прямой, жаждущий славы; Одиссей - "многоумный", "многохитрый", "разумом равный Зевесу", готовый на все.

    То, что Агамемнон ахеец, сомнений нет. Он - атрид, сын Атрея, внук Пелопа, приведшего ахейцев в Пеласгию, царь Микен - главного города ахейцев. Одиссей - скорее лелег, чем пеласг; он царь Итаки, острова в Ионическом море, где вначале обитали пеласги, а потом куда были вытеснены ахейцами лелеги. В любом случае он - близкий к лелегам человек или стал их агентом влияния. Наконец, Ахилл - возможно, пеласг, сын Пелея и нимфы Фетиды, прадедом его по отцовской линии был Зевс, прабабкой - нимфа Эгина; дедом по материнской - морской бог Нерей, бабкой - богиня Океанида. Словом, парень был из морской семьи, никак не ахейской. А вот описание Гомером его молитвы о возвращении из боя любимого Патрокла ([2.28],XVI):

    "Руки омыл и себе и, вином наполнивши кубок,
    Стал посредине двора и молился, вино возливая,
    На небо смотря; и не был невидим метателю грома:
    "Зевс Пеласгийский, Додонский, далеко живущий владыка
    Хладной Додоны, где селлы, пророки твои, обитают …".

    Мог ли так молиться ахеец?" Вряд ли. Святилище (храм) Зевса Пеласгийского в Додоне с оракулом при нём существовали задолго до ахейцев и дорийцев; по легенде его основал Девкалион, греческий Ной, видимо, сразу после потопа на греческий лад. К Зевсу Пеласгийскому обращали свои молитвы пеласги, но никак не поздно пришлые малоазийские ахейцы-аххиявцы. У них были свои боги.

    Есть и ещё одна версия этнической принадлежности Ахилла: он родом из небольшого племени эллинов, проживавшего близ Додоны и чтившая Зевса Пеласгийского. Племя это переместилось затем в Фессалию, локализовалось во Фтиотиде. По нашей версии эллины были одним из племён пеласгов или весьма близким к ним пеласгическим племенем. Других и не могло быть на священной для пеласгов додонской земле. Могли ли эллины быть пеласгическим племенем этнических греков (западная ветвь)? В принципе, да, могли. Так что Ахилл был либо пеласгом либо пеласгическим греком (кстати, это подтверждается его речами и поступками в поэме).

    Напомним, что ахейцы появились в местах расселения пеласгов довольно поздно, где-то 3,5-3,4 тлн. Адаптировавшись в микенской культурной среде пеласгов, они скоро узурпировали власть и принялись ассимилировать приютивший их народ. Так что отношения между пеласгами и микенцами ко времени их совместного похода в Трою были достаточно напряженными, что и нашло свое отражение в "Илиаде" во взаимоотношениях Ахилла и Агамемнона.

    Главной фигурой в поэме мы считаем Одиссея (видимо, Гомер считал также, посвятив ему отдельный эпос). Вот задачи, которые ему приходилось решать:
    - добиться-таки отправки микенцев в Трою и начала войны;
    - во избежание быстрого окончания войны: а) поддерживать баланс сил, ослабляя микенцев игрой на противоречиях между ахейцами и пеласгами, между Агамемноном и Ахиллом; стать для этого неформальным советником обоих вождей, сблизиться с ними; б) не позволять ахейцам до времени свернуться и отплыть домой под тем или иным предлогом.

    Посмотрим на действия Одиссея, подключающего к ним по мере необходимости жреца-прорицателя Калханта (Калхаса [В: Калхас]). Кстати, внука бога Аполлона, который до такой степени на стороне троянцев (а значит, и лелегов), что воюет в их рядах.

    В армии микенцев ахейцы сплачивались вокруг Агамемнона, у пеласгов такого лидера не было. Им мог бы быть Ахилл, но тот прятался где-то, явно не желая идти на эту нужную лишь ахейцам войну да еще под началом ненавистного Агамемнона. Для Одиссея такая ситуация была неприемлемой, он терял важнейший канал своего влияния на ход войны через манипулирование антагонистами - Агамемноном и Ахиллом. И вот уже Калхант, связавшись с богами, объявляет: без участия Ахилла поход на Трою обречен на неудачу. На розыски героя отправляется … Одиссей. "Многоумный" сумел не только найти Ахилла, но и,  нажимая на кнопки тщеславия, убедить его участвовать в кампании.

    Или вот. Не без труда собралась у беотийской  Авлиды, в проливе Эврипа и в заливе Нотиос-Эввоикоса микенская армада, да попутный ветер не хотел нести её к Трое. Как всегда в таких случаях началось роптание, появились дезертиры. И тогда Калхант прорицает, что это богиня Артемида наслала безветрие и что она может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении, любимой дочери Агамемнона. Последний оказался в ловушке Одиссея (который, кстати, обманом уже привез Ифигению в Авлиды): сохранить жизнь дочери он мог только ценой отказа от похода. Агамемнон выбрал поход; теперь он мог вернуться из Трои или со щитом (взяв Илион) или на щите (погибнув).

    Здесь же, в Авлиде, Калхант истолковал знамение со змеей, уничтожившей восемь птенцов и их мать, объявив, что Илион будет взят на десятый год. По-видимому, десять лет требовалось лелегам для подготовки и осуществления военного этапа "дорийского вторжения".

    Есть и другие подобные сюжеты о действиях Одиссея. Например, он подставляет Паламеда, ахейца, искуссного полководца и отважного воина, популярность которого у микенцев сравнима лишь с популярностью Ахилла. Паламед выступает за скорейшее окончание войны, Ахилл не видит в ней смысла - оба опасны для миссии Одиссея. "Многохитрый" убеждает властолюбца Агамемнона, что Паламед и Ахилл стремятся занять его место Верховного Главнокомандующего и предлагает избавиться от них. Ахилла Одиссей предлагает надолго отправить в командировку - разрушать и грабить провинциальные города Трои, Паламеда же обвиняет в измене. Подбросив тому ложное письмо с мешочком золота якобы от Приама за услуги и затем "обнаружив" это письмо в шатре Паламеда, Одиссей отправляет последнего на смерть. Позорную смерть через побивание камнями.

    Но главное деяние Одиссея, вызванное опять-таки стремлением затянуть войну, это уже упомянутый нами "гнев Ахилла". "Разумом равный Зевесу" при распределении плененных Ахиллом троянок устраивает так, что Агамемнону достается Астиномия (Хрисеида), дочь Хриса, жреца Аполлона; себе же Ахилл по праву добытчика оставляет её кузину красавицу Гипподамию (Брисеиду), дочь Бриса, царя города лелегов Педас. Хрис предлагает Агамемнону "бесчисленный выкуп" за дочь, "владыка народов" отказывает ему в оскорбительной форме: "Не отпущу я её! Состарится дочь твоя в рабстве … Ткацкий станок обходя и постель разделяя со мною". Хрис взывает к Аполлону: "Пусть за слезы мои отмстят твои стрелы данайцам!". Так и происходит: "Пламя костров погребальных всечасно пылало повсюду" ([2.28],I).

    Снова ропщут микенцы, снова собираются домой. Ахилл (не без участия Одиссея, т.к. именно Калхант разъяснил "быстроногому", кто виноват и что делать) собирает народное собрание, которое требует от Агамемнона вернуть Астиномию отцу. Воспылал "повелитель мужей" гневом от такой дерзости, "его мрачное сердце ужасною злобой наполнилось" ([2.28],I). Но пересилил себя, трезво оценил обстановку и согласился вернуть наложницу отцу. При одном условии: ущерб будет ему компенсирован или же он силой заберет равноценный трофей у кого захочет, намекнув, что этим "у кого" будет Ахилл.

    Возникла перепалка, в ходе которой "быстроногий" назвал "владыку народов" "образиной собачьей", "пьяницей жалким с глазами собаки и сердцем оленя" и в благородном собрании чуть не вспыхнула резня. Но обошлось. В результате: Агамемнон отправляет с Одиссеем (!) Хрисеиду к отцу и посылает людей забрать Брисеиду у Ахилла; Ахил с мирмидонцами выходит из подчинения Агамемнону, не принимает участия в боевых действиях, готовится к отплытию на родину. Словом, гневается. Микенцы деморализованы случившимся, терпят поражения одно за другим. В бенефициарах - Одиссей и стоящие за ним лелеги.

    Интересно, что только за последний год войны (а именно о нем и рассказывает "Илиада") Одиссей дважды тайно ходил в Илион. Останавливался в доме друга, советника  царя Илиона Антенора, подозреваемого в связях с микенцами. Возвращался всегда героем и чудесным образом. Уж не координировал ли он свои действия с лелегами? Например, просил троянцев отказать микенским послам, предлагающим разумный компромисс для окончание войны. Или нарушить договор о поединке Париса и Менелая, после победы Менелая в котором война также могла завершиться по обоюдному согласию. Как знать.
 
    В общем, вчитываясь в текст Иллиады, поневоле приходишь к мысли, что содержанием её является не т.н. "гнев Ахилла", спровоцированный отчуждением у него наложницы, мужа и братьев которой он совсем недавно убил, а титанические усилия хитроумного и отважного Одиссея по ослаблению микенского войска, по затягиванию Троянской войны всеми мыслимыми способами. В реальности вполне могла существовать в микенской армии группа пеласгов, решающая задачи Одиссея, использующая для этого противоречия между пеласгами и ахейцами, нежелание пеласгов-микенцев воевать с пеласгами-троянцами, поскольку, как сказал Ахилл:

    "Я за себя ли пришел, чтобы против троян-копьеборцев
    Здесь воевать? Предо мною ни в чем не повинны троянцы.
    Ни лошадей, ни коров у меня ведь они не угнали,-
    В счастливой Фтии моей, многолюдной, плодами богатой,
    Нив никогда не топтали …" ([2.28],I).


    Глава 2.6.  ДОРИЙСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ


    2.6.1. БЛИЦКРИГ

    Пока Троянская война шла своим чередом, с положенными перерывами на обед (вот характерное: "Ну, отправляйтесь обедать, а позже завяжем сраженье … Дым заклубился над станом. Садились ахейцы обедать" ([2.28],II)), сон и праздники с пирушками, лелеги в Южном Эпире и в Дориде вооружали "железом" отряды наиболее боеспособных дорян, западных и восточных соответственно. Замысел был таков:

    1. Завоевать материковую часть Микенской Аххиявы, острова Критской дуги и примыкающую к ней область Малой Азии.
    2. Осуществить это двумя волнами. Первая - быстрый военный поход (совр. блицкриг) объединенных отрядов лелегов, киликийцев и дорийцев с лелегами во главе. Их задача - уничтожение городов, поселений, других объектов инфраструктуры, принуждение коренного населения (пеласгов, ахейцев и др.) к переселению на острова и в Малую Азию. Вторая волна - небыстрая миграция дорийцев, включая стариков, женщин, детей, на захваченные земли.
    3. Блицкриг провести двумя колоннами: восточной - из Фессалии в пелопоннесскую Арголиду, западной - из Этолии через пелопоннесские Мессинию и Лаконию, по Критской островной дуге (Крит, Родос и др.) в Галикарнас (юго-запад Анатолии).

    Реализация замысла получила в истории название "дорийское вторжение". Его первый этап - блицкриг - случился до падения Илиона, где-то в 1185-1180 гг.; второй - заселение Ахейской Греции дорийцами -  в течение еще двух-трёх поколений, т.е. 60-90 лет, до конца XII - начала XI вв. до н.э. Учитывая, что практически все воины Аххиявы были в Трое, участников похода было немного. Античный ритор Исократ говорил о 2000 человек, современный историк К.Мюллер поднимает планку до 20000 [2.53]. Думается, к истине (как и к событию) ближе Исократ: 2-5 тыс. воинов в восточном отряде и столько же в западном.

    Косвенное подтверждение нашей версии вторжения обнаруживается у Гомера. Дорийцы у него не участвуют в Троянской войне, воспетой в "Илиаде"; однако уже в песне XIX "Одиссеи", повествующей о десятилетних странствиях Одиссея после войны, мы находим "дорийцев кудрявых" на Крите.

    Последствия вторжения были серьезными [2.54]:

    "Важнейшим жизненным центрам микенских государств был нанесен непоправимый ущерб. Погиб в огне пожара Пилос, Терапны, неподалеку от позднейшей Спарты, была разрушена огромная цитадель Гла (Арне) в Беотии, серьезно пострадали главные микенские центры Арголиды: Микены и Торинф. Зона разрушений охватывает также множество мелких неукрепленных поселений сельского типа на территории Беотии, Фокиды, Аттики, областей близ Истма, Арголиды, Лаконии и Мессинии.

   О масштабах и последствиях катастрофы можно судить по следующим цифрам. Из 44 микенских поселений на территории Арголиды уцелело лиш 19, для Мессении аналогичное соотношение составляет 41 к 8, для Лаконии 30 к 7, для Беотии 28 к 5. Некоторые области средней и южной Греции, как явствует из этих данных, лишились большей части своего населения и почти совершенно обезлюдели. С другой стороны, в это же самое время наблюдается приток населения (очевидно, за счет беженцев из опустошенных районов) в места, не затронутые катастрофой … Ахайя, Элида, восточная Аттика, Эвбея, острова Ионического архипелага" [2.54].

    "Зоны убежища", как представляется, по крайней мере, Аттика и Эвбея, были специально до поры до времени оставлены лелегами как "накопители" беженцев. Скоро дорийцы их станут выдавливать на острова и в Малую Азию. В частности, из пеласгов и (в меньшей степени) ахейцев Аттики, Эвбеи и Ионических островов будет формироваться малоазийская Иония.

    В античной традиции "дорийское вторжение" известно как "возвращение гераклидов"; мы же, опираясь на мифы о постройке Посейдоном стен Трои и о взятии Трои Гераклом, связали мифических гераклидов с лелегами. Посмотрим, оправдана ли такая связка.

    Геракл, побочный сын Зевса, должен был стать царем Аргоса, правителем Пелопоннеса. Да помешала невзлюбившая его Гера, законная супруга Зевса, стараниями которой его место занял ничем не примечательный Эврисфей; Гераклу же досталась роль "Золушки" при нем, вынужденной совершать "подвиги Геракла" по его прихоти. В конце концов, Геракл погибает, Эврисфей передает власть пелоптидам (потомкам Пелопа), гераклидов (потомков Геракла) изгоняют. Но проходит сто лет и гераклиды, возглавив дорийцев, на их копьях возвращаются на Пелопоннес, в свои законные владения.

    В части 1 мы показали, что пелоптиды, вероятно, суть мифологическое отображение ахейцев; выше связали гераклидов с лелегами. В результате миф о "возвращении гераклидов" получает следующую интерпретацию.

    Пеласги (род Эврисфея) конфликтуют с лелегами (род Геракла). С помощью ахейцев (род Пелопа), с которыми вступили в союз, пеласги выгоняют лелегов с их исконных земель (с Пелопоннеса, Крита). Вскоре и сами вынуждены уступить власть ахейцам. Проходит время и лелеги чувствуют в себе силы вернуться. Они вступают в союз с дорийцами, возглавляют его и возвращаются, покорив пеласгов и ахейцев.

    Все сходится. А если добавить мелкие детали вроде той, что по преданию гераклиды были царями Спарты, а родоначальником царей Спарты был Лелег:  "Как рассказывают сами лакедемоняне, автохтоном (коренным жителем) в этой земле был Лелег, который и был ее первым царем" ([2.55]; Павсаний,III,1.1), то связь мифических гераклидов с легендарными лелегами становится еще очевидней.

    Итак, где-то в конце XII - начале XI вв. до н.э. "гераклиды" вернулись: лелеги привели в Микенскую Аххияву греческие племена дорийцев, которых римляне и назовут собственно "греками", а их страну - Грецией. Сами себя, как считается, греки звали "эллинами", по имени небольшого племени, что из эпирской Додоны переселилось в Фессалию, где все и началось.

    Но вернемся в Трою, где Илион еще не пал и Троянская война продолжалась. Разбогатеть на войне у микенцев не получалось.  Если и были несметные богатства у богатых городов Трои, то все они бесследно исчезли (все оставшееся "золото Трои", как известно, поместилось вначале в шали Софии, жены Г.Шлимана, когда она тайно выносила золото с раскопа, а затем в корзине под кочанами капусты, когда она контрабандой вывозила его из Турции; ныне это золото в запасниках музея им. А.С.Пушкина в г. Москва). Но это и понятно: Троя к войне готовилась.

    Затяжная война постепенно переходила в колонизацию. У античных писателей можно найти сообщения, что микенцы на захваченных плодородных землях разбивали огороды, держали скотину и даже строились. Некоторые заводили семьи, имели детей от наложниц, женились на свободных троянках. Время стирало взаимную ненависть и жестокость начала войны. В отдельных районах из троянцев и микенцев формировалась этническая общность, которую позже греки назовут эолийцами. Завершить войну мешал лишь отказ Илиона вернуть Менелаю жену с украденной ею казной Спарты да, как требовал Агамемнон, справедливую пеню за причиненный всем микенцам ущерб. Илион, видимо, был готов на это, да тут прибывает Мемнон со своими эфиопами - последняя надежда Приама.

    Впрочем, внести какой-то перелом в ход войны Мемнон не смог: Ахилл остыл, перестал гневаться, принял от Агамемнона щедрую компенсацию за нанесенную ему обиду, вышел к стенам Илиона, убил Мемнона (по версии "Эфиопиды") или Гектора (по версии "Илиады") и этим все закончилось: Илион пал. Конечно, без помощи троянского коня, ради которого защитники города якобы проломили крепостную стену, спасавшую их в течение 10 лет. Скорее всего, они выполнили все требования микенцев, выторговав себе право покинуть город без оружия и без имущества, отдав его на разграбление тем, кто этого так долго ждал. Царскую семью, вероятно, уничтожили.

    По-видимому, через некоторое время илионцы вернулись в город. Вот и Страбон утверждает, что "город при взятии его ахейцами не был целиком уничтожен и никогда даже не был покинут жителями (надолго - авт.)" ([2.18], с.563). Вернувшиеся горожане, видимо, хорошо прибрались: большой удачей стала находка археологами одного (!) бронзового наконечника стрелы, похожего на ахейский, в черте Трои VIIa на холме Гиссарлык [2.57]. Кстати, те же археологи утверждают, что после взятия города микенцами он существовал еще целое столетие, пока его не заняли фригийцы [2.58].

    Но радость победы была недолгой. Она мгновенно улетучилась, как только микенцы получили тревожные вести с родины о "дорийском вторжении". Началось их стихийное отбытие в родные пенаты. Агамемнон разумно предлагал возвращаться всем вместе, не распылять силы, столь необходимые для того, чтобы разобраться с пришельцами. Но куда там, даже брат его Менелай не стал ждать, отплыл опрометчиво один в свою Спарту. Не знал, бедолага, что Спарта уже не его.


    2,6.2. РЕЗУЛЬТАТЫ

    В Греции они столкнулись с вооруженными "железом" дорийцами и разрухой, описанной выше. Семьи многих покинули свои дома и мигрировали в места, куда еще не дотянулись доряне, в основном, на острова и в горы. По-видимому, процесс этот был добровольно-принудительным. Тем, кто подчинялся, разрешали брать с собой имущество, в первую очередь скот и зерно; строптивых имущества лишали и вывозили на острова на судах лелегов.

    К прибывающим микенцам отношение дорийцев было тоже разное. Те, кто выказывал лояльность к новым властям и сдавал оружие, могли присоединиться к своим семьям и разделить их участь; несогласных ждала либо депортация за пределы "дорийской" Эгеиды (южнее Критской дуги, в Центральную и Восточную Анатолию, на Северные Балканы, побережье Понта), либо смерть.

    Ахейцы из отрядов братьев-атридов Менелая и Агамемнона, вероятно, не проявили должного понимания ситуации, пытались "бодаться" с пришельцами, но, видимо, Зевс окончательно отвернулся от них. Агамемнон был убит сразу (традиция приписала убийство его жене с любовником); Менелай с пятью кораблями отправился на юг, в Восточное Средиземноморье да и сгинул там (традиция рассказала о его втором свадебном путешествии с по-прежнему любимой Еленой). Многие ахейцы и пеласги, некоторые вместе с семьями, оказались на Кипре, в Памфилии и Киликии, где сформировалм т.н. "восточноахейский мир".

    По-видимому, Пелопоннес и особенно Спарта (Лакония, Мессения) был зоной особого внимания дорян. Несмотря на то, что они оставили две исторические области - Аркадию и Ахайю - микенцам, последние не оставляли попыток вернуть себе весь полуостров. В результате в Спарте дорийцы ввели особый статус для захваченных бунтовщиков - статус "илотов" ("взятых в плен"), государственных рабов, переданных во владение и пользование (но не в собственность) семьям дорян-спартиатов. Спартиаты были обязаны держать своих илотов "в повиновении с помощью морального и физического террора" [2.58]; на них устраивали охоту, регулярно били плетьми, заставляли напиваться до скотского состояния и т.п. До половины своего урожая илот отдавал хозяину.

    Илоты, как правило, жили в долинах Пелопоннеса, занимались земледелием. Для микенцев, ушедших в горы и занявшихся скотоводством, спартиаты ввели другой  статус - периэков ("живущих вокруг") [2.59]. Формально свободные, периэки были лишены права участвовать в управлении страной (занимать выборные должности, участвовать в народных собраниях и др.); налоги же, которые часто походили на дань, платить были обязаны.

    Похожая ситуация сложилась на Крите, где в ходе блицкрига западных дорян были разрушены Кносс, Фест и другие города. Появились там и свои "периэки", которые от морских и земных цунами ушли в высокогорья, создав там поселения типа Карфи [В: Карфи].

    Отдельно нужно ещё раз (см. выше) сказать о засухе и голоде, которыми сопровождались описываемые события. Существует устойчивое представление и ряд доказательств, что в течение почти 300 лет, в XV-XII вв. до н.э. (по другим данным - в 1200-850 гг. до н.э. [В: Катастрофа бронзового века] или даже 600 лет, XV-IX вв. до н.э.) на Южных Балканах, островах Эгейского моря и в Малой Азии сложились неблагоприятные климатические условия для сельского хозяйства (засуха), сопровождаемая в ряде мест голодом. (Как видно, при любом раскладе в XII в. до н.э. был не лучшим в этом плане.) Некоторые ученые, например, Б.Фейган, полагают, что причиной тому послужили возникшие "атлантические штормы в середине зимы к северу от Пиренев и Альп, которые принесли более влажный климат в Центральную Европу и одновременно засушливый - в Восточное Средиземноморье" [2.47].

    Но помимо неприятностей, доставленных природой, голод на Южных Балканах и в Северо-Западной Анатолии был во многом рукотворным: масштабные войны не способствовали пахоте и севу, сбору урожая, поддержанию в должном порядке ирригационных систем и т.п.

    О голоде свидетельствуют и ряд документов, например, письмо некоего Уртену из города Эмар, найденное в архиве Угарита и датируемое 1185 г.: "Голод в нашем доме; мы все умрем от голода" [В: Катастрофа бронзового века]. А вот рассказ Геродота о тирренах, относящийся к этим временам, приведённый нами в разделе 1.1.2. Если ему верить, то именно этот голод заставил часть народа лидийского царя Атиса мигрировать на запад; в Италии они обрели вторую родину, сменив самоназвание на тиррены (экзоэтноним - этруски).


    Глава 2.7. НАШЕСТВИЕ НАРОДОВ МОРЯ


    2.7.1. ПЕЛАСГИ ПОКИДАЮТ ЭГЕИДУ 

    Вторым сыном Атиса был Лид, основатель царства Лидия. Гомер не упоминает в "Илиаде" ни тирренов, ни лидийцев; скорее всего, они не принимали участия в Троянской войне. Но около 1208 г. до н.э. тиррены были замечены в нападении на Египет в составе ливийской коалиции вождя Мраиуйа, за что угодили на стелу фараона Мернептаха под именем "турша" или "тереш" (TRS). Помимо ливийцев (возможно, гарамантов) среди нападавших оказались: ахейцы ("экуэш" или "акайваша", JKWS), сарды ("шердены" или "шарданы", SRDN), ликийцы ("лукка" или "рукка", RK), сикулы ("шекелеш" или "шакалаша", SKLS) [В: Народы моря].

    Шестичасовая битва у города Периру, в районе Натровых озер стоила коалиции 8500 убитыми и свыше 9000 пленными. "Ну, ливийцы, как поживаете? По-прежнему с удовольствием?" - издевательски вопрошает Мернептах с рельефа в Карнаке, изваянного после битвы.

    В официальной истории данное нападение на Египет называется первой волной "нашествия народов моря". Трудно сказать, что заставило историков объединить это в общем-то ординарное для египтян нападение ливийцев с другим нападением, из Ханаана, около 1178 г. до н.э., на 8-ом году правления Рамсеса III. Нет, формальные признаки для такого объединения присутствуют: временная близость, всего-то одно поколение; общие участники в рядах нападавших - сарды и сикулы; системный кризис, переживаемый странами ойкумены. Но то что разводит эти два события выглядит куда более значительным: между ними падение Хатти, Троянская война, "дорийское вторжение". И если Мернептах c "народами" дело не имел, исключительно с вояками, то Рамсесу III повезло меньше: его противников сопровождали женщины и дети с домашним скарбом. Они переселялись.

    Сам состав первой коалиции выглядит странным. Например, как в нем оказались главные враги на троянском поле брани ахейцы и ликийцы, перебившие немало лучших воинов друг друга? Объяснение простое: их совместный поход на Египет состоялся до Троянской войны. Это же подтверждает участие в походе тирренов, принявших такое самоназвание после миграции из Малой Азии, на земле италиков. Согласно Страбону, произошло это также до Троянской войны. (Случись иначе, тиррены непременно вошли бы в Каталог троянцев под своим старым именем с указанием, что это будущие знаменитые тиррены; Гомер проделывал такое мастерски.)

    Что же объединяет участников "первой волны"? SKLS - из Сицилии, SRDN - Сардинии, TRS - Центральной Италии, JKWS - Пелопоннеса, RK - Юго-западной Анатолии; все - из ближайших к Ливии центров великой цивилизации пеласгов, где всегда можно найти хорошо экипированных бойцов, готовых биться за металл. Они - НАЁМНИКИ! Причем, из самых лучших: сарданы, например, в качестве наемников участвовали в знаменитой битве при Кадеше на стороне египтян, ликийцы - там же и в том же качестве, но на стороне хеттов.

    Итак, "первая волна нашествия народов моря" таковой не была, а была лишь очередным нападением ливийцев, усиленных наемниками, на египтян. Что и подтверждает обращение к ним Мернептаха: "Ну, ливийцы, как поживаете? По-прежнему с удовольствием?"  Без сарказма это могло бы звучать и так: "Ну что, ливийцы, когда угомонитесь? Не устали получать?"

    Но оставим Мернептаха, вошедшего в историю не в качестве победителя "народов моря", а в качестве единственного египтянина, якобы упомянувшего об исраэлитах. Да и стелу Мернептаха, где он по праву гордится своей победой, называют теперь "Израильской стелой". Почему? Мы уже говорили об этом: не очень ясно в какой связи в надписи на стеле присутствует морфема "i.si.ri.ar" - "исириар", что британским археологом, обнаружившим её, Ф.Питри было истолковано как "Израиль". Питри знал что делает: имеющий реальные достижения в археологии, он признавался, что место в жизни и в истории ему обеспечат не они (достижения), а именно этот "исириар" - якобы самое древнее упоминание о евреях, подтверждающее их существование на рубеже XIII-XII в. до н.э. Так и случилось. Ведущие семитологи позаботились.

    Вернемся, однако на берега Эгейского моря, где царят послевоенные разруха и голод, где дорийцы и прибывшие с ними мелкие греческие племена сгоняют пеласгов и ахейцев с их обустроенных земель, понуждая к эмиграции или ассимиляции. Что в таких условиях предпринимают наши герои - пеласги, лелеги, ахейцы, малоазийцы?

    Ну, во-первых, участвуют в запущенных процессах ассимиляции, т.е. в  "эллинизации". Пеласги и ахейцы Фессалии и Беотии формируют этническую общность, которую в будущем назовут "эолийцами" или "эолянами"; они станут говорить на диалекте западных дорийцев [2.50] и на северо-западном побережье Малой Азии образуют греческую область Эолиду. Позже, когда дорийцы начнут выдавливать беженцев из Аттики и Эвбеи, которых до поры до времени не трогали, аналогичные процессы пойдут и здесь: появятся "ионийцы" или "ионяне", говорящие на диалекте восточных дорийцев [2.50], и область Иония в центре западного побережья Малой Азии. Судя по той роли, которую сыграют ионийцы в культурном развитии Греции, большинство из них были в прошлой жизни пеласгами.

    Но пройдет время и греки все "причешут": будут придуманы четыре основных греческих племени - дорийцы, эолийцы, ионийцы, ахейцы, говорящие на четырех диалектах (угадай, читатель, каких) некоего единого древнегреческого языка. И четыре эпонима для них: отец Эллин, его сыновья Дор, Эол и Ксуф и внуки, дети Ксуфа - Ион и Ахей. "А зачем тут некий Ксуф, почему всю славную четверку не сделали сыновьями Эллина, эпонима Эллады?" - вправе спросить читатель. И в самом деле, зачем? Видимо, для "системной увязки" чудовищного числа греческих эпонимов, которым полагалось еще и мифическое "бытие". А может, все проще: нельзя было не отметить более позднее появление ионийцев (через поколение) и не приземлить ахейцев.

    На деле же диалектов окажется два: "… в историческом процессе (становления Греции - авт.) эолийцы и ахейцы играли второстепенные роли … К такому же выводу приходит и современная лингвистика, признающая самостоятельное развитие только за дорийскими и ионийскими диалектами (читай: за дорийским (греческим) языком и диалектом ассимилированных греками пеласгов); диалекты же прочих племён, относящихся прежде к числу эолийских и ахейских, считаются несамостоятельными …" [В: Эолийцы].

    (Прелестно! И сколько нам ещё "открытий чудных" готовят "современные лингвисты"?)

    Помимо греческой ассимиляции у пеласгов, морских кочевников, был и еще путь: колонизация приморских территорий Средиземного и Черного морей. К сожалению, прямых данных по этому вопросу немного (об энетах см. ниже). Но вот что характерно: в это же время финикийцы, "родственники" пеласгов, начинают свой новый этап средиземноморской колонизации. И если раньше речь шла в основном о создании обеспечивающих морскую торговлю факторий (торговая колонизация), причем преимущественно в тех местах, где имелись металлы, то теперь формируются и колонии на плодородных землях (аграрная колонизация), например в Сардинии, тунисском выступе Африки и др. [В: Финикийская колонизация].

    Это могло означать только одно: резкий прирост населения, о котором надо было позаботиться. И таким населением были финикицы и пеласги, выдавленные греками из Эгеиды. Интересно, что в это же время финикийцы (возможно, вместе с пеласгами) основывают (или укрепляют) два важных порта за Столпами Геракла, на побережье Атлантического океана - Гадир (совр. Кадис, Испания) и Ликсус (близ совр. Лароша, Марокко). По легендам и версии Т.Хейердала, разделяемой многими исследователями, именно из этих портов, используя благоприятные ветра и течения, уходили древние мореплаватели к берегам Мезоамерики, где становились основателями новых культур и цивилизаций. Не было ли среди них пеласгов, решивших навсегда покинуть пределы Ойкумены, в которой они оказались лишними?

    Отметим также Энетику, колонию на северо-востоке Апеннинского полуострова, основанную энетами, уцелевшими в Троянской войне. Вот что сообщает по этому поводу Страбон:

    "… энеты (позднее - венеты - авт.) были самым значительным пафлагонским племенем, из которого происходил Пилемен (царь Пафлагонии - авт.) … лишившись своего вождя (Пилемен был убит Менелаем - авт.), они после взятия Трои переправились во Фракию и во время своих скитаний пришли в современную Энетику. По словам некоторых писателей, Антенор (советник Приама - авт.) и его дети также приняли участие в этом походе и поселились в самой отдаленной части Адриатического моря (совр. Венеция - авт.)" ([2.18],с.510-511).

    Антенору также приписывается основание итальянской Падуи. Кроме того, существуют предания, что на юго-востоке Апеннинского полуострова оказались и бывшие враги, троянец и микенец, оба пеласги и герои Троянской войны - Эней, царь Дардании, и Диомед, царь Арголиды. (Видимо, Эней не выдержал соседства и подался на западное побережье полуострова, к тирренам. По крайней мере так считали этруски и римляне [2/17]). А если вспомнить, что еще до Троянской войны тиррены-пеласги (они же этруски) основали на побережье Тирренского моря, юго-западнее энетов-венетов, Тиррению (Этрурию), то следует признать, что мы кое-что знаем о том, куда ушли пеласги. И особого стимула идти в Египет с боями у них не было.

    С ахейцами хуже. Выше мы уже упоминали о положении ахейцев на Пелопоннесе - илотов и периэков. Известно, что периэки много лет демонстрировали дорийцам свою независимость и враждебность: устраивали вылазки, не платили налогов и т.п.; не отставали и илоты с их многочисленными восстаниями. Конечно, были и миролюбиво настроенные ахейцы; они, как и пеласги, постепенно ассимилировались дорянами, становясь ионянами и эолянами, больше последними (Страбон даже утверждает, что ахейцы были частью эолийского племени: "Ионийцев тем не менее вскоре опять изгнали ахейцы, народность эолийского племени" ([2.18],с.316). И это так [2/11.3]).

    Также мы говорили о скоплении ахейских беженцев на Кипре и близлежащих материковых областях (Памфилия, Киликия). Были там и представители других этносов, в частности, тевкры и фригийцы-бессы, дружественные лелегам, из долины реки Стримон, где находился северный Палистин лелегов ([В: Струма (река)], см. выше); участия в Троянской войне они не принимали. Что они делали на Кипре? Неизвестно, возможно, прибыли к лелегам.

    Потому как, и лелеги были там же! Поучаствовав в блицкригах "дорийского вторжения" (но не в Троянской войне) лелеги отправились в свою колонию на Кипре и в находящийся на юго-восточном побережье Исского залива, что напротив Кипра, свой южный Палистин ([В: Палистин], см. выше). ЗДЕСЬ ЛЕЛЕГИ СТАЛИ НАЗЫВАТЬСЯ ПАЛИСТИНЦАМИ ИЛИ ФИЛИСТИЙЦАМИ (БИБЛЕЙСКИМИ ФИЛИСТИМЛЯНАМИ).


    2.7.2. ДАЁШЬ ЕГИПЕТ!

    Обстановка там была взрывоопасной, не доставало искры. Кто-то вбросил идею идти на Египет. Может бессы, для того и привезенные сюда лелегами? Или наш старый знакомый прорицатель Калхант, который представлял "волю Зевса" и вместе с Одиссеем успешно затягивал Троянскую войну, пока лелеги готовили блицкриг дорийцев? Ведь по преданию, поход на Египет возглавили именно Калхант с Амфилохом [2.54]. (Амфилох - тоже прорицатель и тоже участник Троянской войны; эпигон, ходил на Фивы, выдавливая финикийскую колонию, основанную Кадмом, из Беотии). Идея воспламенила массы, особенно ахейские, которые вспомнили, что они и данайцы также, а Данай, потомок Зевса и аргосской принцессы Ио - один из египетских царей-гиксосов. Так что, право имеют. На Египет.

    Сложилась коалиция, куда, в частности, вошли: данайцы (дануна, DNWN), филистийцы (пелесет, PLST), тевкры (текер, TKR), бессы (вашаша, WSS), а также уже знакомые нам наемники, без которых, похоже, не обходилась ни одна авантюра - сарды (шардана, SRDN) и сикулы (шакалаша, SKLS).

    Здесь следует отступить назад и упомянуть еще об одном сражении, египтян с ливийцами, где странным образом обозначились некоторые участники коалиции. Случилось это в 1175 г. до н.э., на 5-ом году правления фараона Рамсеса III. Ливийцы, руководимые царем Термером пришли с запада: "Чехену (ливийцы - авт.) - в движении, они затаились. Они собрались, их сошлось несметное количество, в том числе либу, сепеды и мешвеши (ливийские племена - авт.), все собрались и устремились против Египта" ([В: Рамсес III],Большой папирус Харриса).

    Надпись же в Мединет-Абу о том же событии неожиданным образом упоминает о филистийцах и тевкрах, причем не как о воинах, а как о народах (подчеркнуто присутствие среди них женщин и детей): "Затрепетали северные чужеземья в телах их, а именно пелесет, теккер, землю которых разорили" [2.60]. То есть, Рамсес III знает откуда эти "чужеземья", знает о Троянской войне, разорившей их землю. Пришли они, конечно, морем и, думается, вряд ли присоединились к "несметным чехену", ходившим  грабить египтян как на работу.

    Поражение ливийцев было обычным - 12535 отрезанных у убитых рук зафиксировали писцы фараона. О потерях пелесет и теккер не сообщается, видимо, их не было. Но контакты египтян с ними определенно были, об этом говорят рельефы Мединет-Абу. По-видимому, в ходе этих контактов был заключен договор, согласно которому египтяне предоставляют беженцам полуразрушенные и оставленные жителями города Газа, Ашкелон, Ашдод, а также Геф ("винодавильня") в обмен на сдачу "народов моря".

    Два-три года ушли на обустройство филистийцев (палистинцев) и тевкров на новых землях, в ходе которого филистийцы построили новые города на месте старых, а тевкры построили себе еще и город  Экрон. Так образовалась Филистия (Пятиградье, Палестина;  совр. Сектор Газа). В 1178 г. до н.э. часть филистийцев с тевкрами вернулась к "народам моря", успевшими дойти до Амурру, небольшой страны амореев и хурритов на севере Сирии: "Они … разбили стан в одном месте в земле Амор (Амурру - авт.), люди которой пленены и которой как не бывало" [В: Рамсес III]. До Амурру "народы" разграбили и сожгли множество городов Кипра, юга Анатолии и севера Сирии, среди них - Китион, Кархемиш, Кеди, Угарит. Филистийцы рассказали им, что разбили египтян на море и захватили города их в Палестине.

    На очереди были финикийские города: Библ, Сидон, Тир и др. Однако филистийцы убедили данайцев, что с берега взять эти укрепленные города будет крайне непросто, потребуются долгие месяцы, если не годы; на помощь же с моря расчитывать не придется, т.к. финикийцы располагает сильным военным флотом. Лучше нейтрализовать их, потребовав большой выкуп. Так и сделали. Видимо, не разорять Финикию, бывшую "гусыней, несущей золотые яйца" Египту, было одним из пунктов договора египтян с филистийцами. И мудрым решением данайцев: известно, что Александр Великий брал маленький Тир 7 месяцев.

    Впереди был Египет: "Они шли, и пламя занималось впереди них по направлению к Земле Возлюбленной (Египту - авт.). В союзе их были пелесет, текер, шакалуша, дануна, вашаша. Страны объединенные, наложили они длань свою на земли до круга земли. Сердца их <были> тверды и уверенны: "Наши замыслы сбудутся!" ([2.60], Надпись Мединет-Абу). Большие корабли пелесет и текер, а также флотилия ладей дануна, построенных, возможно, на верфях Библа, прикрывали с моря идущих по земле.

    Фараон Рамсес III, неожиданно проявивший полководческий талант, сыграл на упреждение и встретил их в районе Финикии, где у египтян имелись фортификационные сооружения:

    "Я установил свое пограничное укрепление в Джахи, оно было поставлено еще до того, как устья Нила в военными судами, галерами и баржами я сделал подобными мощной стене" ([В: Рамсес III], Надпись Мединет-Абу).

    Вообще-то, выдвигаться так далеко на север с большой армией для встречи могучего врага египетским фараонам было не свойственно. Дед (возможный) Рамсеса III, великий Рамсес II проделал это однажды по молодости, выдвинувшись под Кадеш, да чуть не потерял армию и жизнь. Так что тут либо враг ("народы моря") был не могуч, либо Рамсес III располагал точной информацией о противнике. Возможно, и то и другое. Но второе вероятней, за него отвечали филистийцы.

    Данайцы с союзниками были разбиты и отброшены. Но не уничтожены. Зализав раны, они вскоре продолжили движение в дельту Нила, где ждала их вторая "домашняя заготовка" Рамсеса (или филистийцев?) - "мощная стена из военных судов" в Канопском, самом западном рукаве Нила. Но почему данайцы пошли морем и вошли в Египет именно по этому рукаву? Это вполне объяснимо, т.к. преодолеть суэцкий перешеек по суше с его оборонительными сооружениями было весьма проблематично, а Канопский рукав был одним из наиболее интенсивно используемым при морских перевозках египтянами и их контрагентами. Еще строители пирамид, предки лелегов-филистийцев, завозили через этот рукав из Библа столь необходимый им ливанский кедр.

    Большие корабли филистийцев не пошли в узкий рукав, туда устремилась флотилия данайских ладей, что недвусмысленно отражает рельеф Мединет-Абу. Определенно, это была засада; как только ладьи втянулись в рукав, ловушка захлопнулась: египетские лучники с обоих берегов и с судов, преградивших данайцам путь, осыпали их тучей стрел, не оставив никаких шансов.

    "А тех, которые вторглись с моря, встретило в устьях Нила страшное пламя [царского гнева]: ограда из копий окружила их на побережье, их вытащили из воды, окружили и распростерли на берегу, убили и превратили в груду трупов" ([В: Рамсес III], Надпись Мединет-Абу).

    В завещании Рамсеса III (Большой папирус Харриса) есть и такие слова, подводящие итог его миграционной политике:

    "Я ниспроверг тех, кто вторгался в них (в границы Египта - авт.) со своих земель … Поразил я дененов (данунов - авт.) на их островах, были превращены … филистимляне в пепел (видимо, подпалил пару филистийских кораблей для острастки - авт.) … Заморские превращены были в ничто, плененные разом и приведенные в качестве добычи в Египет, подобно песку прибрежному. Расселил я их в крепостях, покорив во имя мое. Назначил я им всем содержание в качестве одежды и зернового пайка из сокровищниц и амбаров (взял на временное содержание филистийцев - авт.) … Я ниспроверг … ливийцев …, повергнув их в кровь, сделав из них горы трупов. Заставил я их уйти до границы Египта. Привел я, кого оставил я <живыми>, собрав в качестве добычи многочисленной, связав, словно птиц, впереди моих лошадей. Их жены и дети - <в количестве> десятков тысяч, их скот - числом в сотни тысяч" [2.61].

    И ниже, о другом: "Покрыл я всю землю фруктовыми садами зеленеющими и позволил народу отдыхать в их тени" [2.61].

    Так завершилась изменившая Древний мир цепь взаимосвязанных событий: падение Хеттской империи, Троянская война, "вторжение дорийцев" и "нашествие народов моря". ЛЕЛЕГИ-ФИЛИСТИЙЦЫ РЕАЛИЗОВАЛИ СВОЙ ПЛАН. Почти. Правителями Египта они так и не стали; более того, их даже не пустили в Египет (видимо, Рамсес хорошо понимал, что означает "пустить козла в огород"). Кроме того, рамессиды были родом из Дельты, поклонялись богу хамитов Сетху и, похоже, не разделяли нацеленность филистийцев на тотальное уничтожение хамитов.

    Рано или поздно филистийцы поняли это, как и то, что от дряхлеющего Египта помощи они не получат. Они перестали доверять фараонам и разочаровались в Египте; во всяком случае, не поделились с египтянами секретами производства оружия из "хорошего железа". Оставили вопрос до лучших времен, которые, как показали дальнейшие события, стали связывать с последним оплотом симитов на Древнем Востоке - Ассирией. По-видимому, в планах филистийцв было повторить свой успех по зачистке Эгеиды от хамитов в Месопотамии и Леванте, предложив роль дорийцев-чистильщиков ассирийцам.

    Некоторое время (пока Ассирия, кряхтя, поднималась с колен) филистийцы жили на юге Леванта, соседствуя со своими историческими врагами - финикийцами. Их неровные отношения туманно описаны в Торе, где финикийцы названы сынами Израиля, а филистийцы -  филистимлянами. В XI в. до н.э. они, возможно, даже пытались объединиться, что написанная финикийцами Библия [2.22] отобразила как создание Израилем-Финикией и Иудеей-Филистией единого Израильско-Иудейского царства (см. главу Хамиты-1). Ненадолго - мифические цари Саул, Давид, Соломон - правили около ста лет, после чего все вернулось на "круги своя".

    Рамсес III оказался последним деятельным фараоном-воителем в длинной истории Египта, "точкой невозврата", после которой угасание великой цивилизации стало необратимым. Самому Рамсесу, такому белому и пушистому, "покрывшему землю фруктовыми садами", его "отдохнувшие в тени садов" близкие перерезали горло [В: Рамсес III].

   А что же ахейцы-аххиявцы?  "В позднебронзовом веке, после распада Микенского и Хеттского царств, государство под названием Хиява (в ассирийских текстах - Кве) существовало краткое время в Киликии. Его основание связывается с "народами моря", а в материальной культуре было много заимствований из Микенской Греции" [В: Ахейцы]. То были ахейцы их Аххиявы, вернувшиеся поближе к родине, в Киликию, в свой "восточный ахейский мир".


    ПРИМЕЧАНИЕ

     Ссылки на Википедию даются прямо в тексте. При этом:
    - "В: Текст" означает: "http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст/";
    - "W: Text" означает: "http://en.wikipedia.org/wiki/Text/";


    ЛИТЕРАТУРА к части 2

    1(2.1). Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после. "Ридеро", 2023.

    2(2.2). Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев. "Ридеро", 2023.

    2.3. Гуцуляк О. Крах цивилизаций бронзового века. http://proza.ru/2016/02/18/2580/

    2.4. За крахом бронзового века может стоять засуха.
    2.5. Молина М. Бронзовы коллапс, или куда делись все эти люди. Чем был вызван кризис средиземноморских цивилизаций три тысячи лет назад. https://nauka.tass.ru/sci/6816685/

    2.6. Каневский Д. и др. Экологические корни кризиса позднего бронзового века. https://ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3743901/

    2.7. Производили ли железо в Древнем царстве Египта?
    2.8. Кинк Х. Как строились египетские пирамиды. Изготовление орудий и строительных деталей из меди. https://proznania.ru/books.php/?page_id=926/

    2.9. Из истории железа. https://proshkolu.ru/user/kola2011/blog/339044/

    2.10. Пеларгин В., Вязгина Ю. Хамиты. "Ридеро", 2023.

    2.11. Железо. https://metaljournal.com.ua/iron-2/

    2.12. Гиоргадзе Г. "Тексты Анниты" и некоторые вопросы ранней истории хеттов. http://annales.info/hetts/small/anitta.htm/

    2.13. Шлакоустойчивость огнеупорных материалов. https://metal-achive.ru/osnovy-metallurgii/2002-sh/

    2.14. Бор в стали.
    2.15. Эсхил. Прикованный Прометей (перевод А.Пиотровского). https://rvb.ru/ivanov/1_critical/2_eshill/03add/03.html/

    2.16. Шпаковский В. Железо ковачей-халибов. https://liveinternet.ru/users/bolivarsm/post452951220/

    2.17. Гаргары, они же халибы и тибарены, что в переводе означает кузнецы. https://rizvanhuseynov.com/2013/03/blog-post.html/

    2.18. Страбон. География. Книга XIII. https://ancientrome.ru/antitr/strabo/index.html/

    2.19. Геродот. История. https://liberbook.me/the_history/

    2.20. Пиндар. Олимпийские песни. http://ancientrome.ru/antlitr/pindar03.htm/

    2.21. Курников Ю. и др. Магнитный песок: новый взгляд на перспективы практического использования.
    2.22. Пеларгин В. Еврейскую Библию написали финикийцы. http://proza.ru/2020/05/09/116/

    2.23. Металлургия древности. Загадки сыродутного горна.
    2.24. Гомер. Одиссея. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=134403/

    2.25. Макуин Д. Хетты и их современники в Малой Азии. Хетты и их соседи.
    2.26. Семейкин В. Хетты и Аххиява: проблемы взаимоотношений. http://proza.ru/2018/11/04/1832/

    2.27. Герни О. Хетты. Ахейцы и троянцы в хеттских текстах. https://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000014/s006.shtml/

    2.28. Гомер. Илиада (перевод Н.Гнедича). http://facetia.ru/node/3388/

    2.29. Кондрашов А. Новейшая книга фактов. Т. 2. Почему Геракл напал на Трою? https://religion.wikireading.ru/84771/

    2.30. Армения - родина железа. https://ok.ru/vsyaarmen/topics/

    2.31. Черноусов П. и др. Металлургия железа в истории цивилизации. http://lah.ru/ferrum/10/

    2.32. Металлургия древности. Загадки сыродутного горна.
    2.33. Волков А., Непомнящий Н. Хетты. Неизвестная империя Малой Азии.
    2.34. Клесов А. История ариев и эрбинов. Европейский Запад против европейского Востока. М.: "Концептуал", 2019.

    2.35. Клесов А. ДНК-генеалогия от А до Т. М.: "Неформат", 2016.

    2.36. Рязанова А. Языки Хеттского царства.
    2.37. Герни О. Языки и народы. Хетты. Разрушители Вавилона.
    2.38. Рычков М. Бронза, мигранты и голод: почему распались "Соединенные Штаты Азии".
    2.39. Бацалев В. Загадки древних времен. Как и когда открывали хеттов. https://rulibs.com/ru_zar/sci_history/batsalev/1/j8.html/

    2.40. Хеттская иероглифическая письменность. https://maxbooks.ru/alphabet/diringer29.htm/

    2.41. Бородай С., Якубович И. Корпусные методы дешифровки анатолийских иероглифов.
    2.42. Гиоргадзе Г. "Тексты Анниты и некоторые вопросы ранней истории хеттов. http://annales.info/hetts/small/anitta.htm/

    2.43. Хетто-хурритская литература. https://myfilology.ru/140/xetto-xurristskaya-literatura/

    2.44.  Яралиев Я., Османов Н. Пелазги в трудах историков. Связь пелазгов с племенами Малой Азии и Кавказа.

    2.45. Завещание Хаттусилиса I. https://rulibs.com/ru_zar/antique_east/ivanov/0/j8.html/

    2.46. Немировский А., Сафонов А. Кто погубил Хаттусу?
    2.47. Троянская война, народы моря и Коллапс бронзового века. https://garshin.ru/history/antiquity/aegean/trojan-war/

    2.48. Жарновский М. Была ли Троянская война? http://proza.ru/2019/01/11/717/

    2.49. Абрашкин А. Мы - арии. Истоки Руси. Кто защищал Трою? https://history.wikireading.ru/250729/

    2.50. Цыпин В. История Европы. Дохристианской и христианской. Истоки европейской цивилизации. Том 1. Эллада в эпоху дорийского завоевания.

    2.51. Немировский А. Датировка Троянской войны в античной традиции: к легендарной хронологии "героического века" Эллады. https://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1330467351/

    2.52. Гордезиани Р. Проблемы Гомеровского эпоса. http://annales.info/greece/gordez/pge1_3.htm/

    2.53. Шмидт Р. Античное предание о дорийском переселении. http://annales.info/greece/small/preddor.htm/

    2.54. Влияние нашествия "народов моря" и "дорийского вторжения" на миграционные процессы в XIII-XII вв. до н.э. в Восточном Средиземноморье.

    2.55. Лелеги, карианцы, лидийцы, тиренцы. https://ru.sled.ru/lelegi-kariancy-lidijcy-tirensy/

    2.57. Матвейчев О. Троянский конь западной истории. Война за Трою, век двадцатый. https://history.wikireading.ru/201321/

    2.58. Немировский А. Троя после войны. http://annales.info/mal_az/troy/afterwar.htm/

    2.59. Зайков А. Общество древней Спарты. Илоты. http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1399006738/

     2.60. Сафонов А. Упоминается ли Троянская война в надписи Рамсеса III? http://
academia.edu/39577417Упоминается_ли_Троянская_война_в_надписи Рамсеса_III/

    2.61. Завещание Рамсеса III. https://docviewer.yandex.ru/view/123826610/