Эволюция смысла

Сергей Дерябин
               

 
  Будучи с юности  преданным поклонником, да и просто настоящим  пленником великого романа Булгакова «Мастер и Маргарита», я, как и огромная армия его почитателей, долгое время пребывал в перманентном состоянии оглушающего, летящего в небесах восторга.

  Однако по прошествии многих лет мысли об этом замечательном произведении все чаще стали отзываться в моем сознании неким всевозрастающим дискомфортом. Мучительное видение помимо моей воли  стало преследовать меня и просто скотским образом отравлять мои восторженные чувства. А видение такое. Некий здоровенный, широкоплечий амбал поймал муху и со сладострастной неспешностью начинает отрывать у нее лапки, крылышки, приговаривая при этом: "вот, что хочу, то с тобой и сделаю! А тебе, букашка ничтожная, помешать уж ничем не получится".

  И, наконец, подумалось: интересно, а как все-таки можно оценить восторг этого шутника, коли при вас это он стал бы все проделывать?

 То есть, все эти затеи Воланда и его ватаги, куда деваться, оставляют весьма гадливое и несуразное впечатление. Ну, спрашивается, зачем проделывать все эти мерзкие кудеса с квартирой и бедными москвичами, коли они и так замордованы не только тяготами своего нелегкого бытия, но и жестким давлением деспотической власти? С которой наш злодей почему-то не захотел связываться! Что же это получается,  ГПУ оказалось сильнее дьявола? И потом, в твоей же сатанинской власти творить целые миры в бесчисленных измерениях с дворцами, замками, садами и прочей необходимой тебе мишурой! Ну и поместил бы туда москвичку Маргариту на роль королевы бала, коль скоро без нее никак было не обойтись … Что интересно,  Булгаков видимо и сам почувствовал слабину этого сюжетного построения и попытался словами своего героя со сцены Варьете объяснить читателям, что, дескать, ему, Сатане, стало интересно, а чем же изменились люди (в лице москвичей) за прошедшие века? Как будто не в его власти удовлетворить свое любопытство иным способом, не устраивая весь этот безобразный балаган! Который, ко всему прочему, своей провинциальной безвкусицей просто-напросто подрывает авторитет Великой силы, способной противостоять самому Создателю!

  « …Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» читаем мы в эпиграфе. Ну и где же, простите, здесь благо хоть в каком-нибудь смысле? 

   Однако, стоп! Наклевывается еще одно, прямо-таки парадоксальное соображение. Быть может Булгаков в очень тонкой и завуалированной форме нам, читателям, дает понять,  что, по его мнению, кремлевский диктатор в своей злодейской силе и покруче дьявола будет?  Или, сказать точнее, он, Иосиф Виссарионович, является  более высоким  воплощением Сатаны в нашем мире?  А может быть просто иной, равной ипостасью? Ведь по ведомству Света, в совокупности своих преступлений (репрессии, коллективизация) товарищ Сталин, согласитесь, проходить никак не может…
 
  Словом, хотя центральную фигуру романа, то есть Воланда, благодарить не за что.
 Не не привнес он в роман никакого добра! Однако с учетом того, что главными героями все-таки являются Мастер и Маргарита и их великая любовь, то следует признать, что  произведению никакая укоризна не страшна. А, потому, дорогой  Михаил Афанасьевич,  наше Вам  непоколебимое  Браво и Спасибо!