Махмуд ас-Сарайи ад-Дарбанди - богослов, автор соч

Али Албанви
Махмуд ас-Сарайи ад-Дарбанди — богослов, автор сочинения «Кавс-наме»

Махмуд б. Мухаммад [Мехмед] б. ал-Хасан ал-Азхари ас-Сарайи ал-Дарбанди (тур. Mahmud b. Muhammed b. el-Hasan el-Ezher; es-Saray; ed-Derbend;; Mahm;d b. Muhammed el-Ezher;; Mahm;d b. Mehmed Ezher;; Mahmud bin Mehmed bin Hasan, XV в.) — ранее неизвестный дагестанской исторической науке богослов, автор комментария к сочинению «Bugyet;’l-mer;m ve g;yet;’l-gar;m fi remyi’s-sih;m» (также «Bu;yet;’l-mer;m f; ma;rifeti’l-hayli’l-kir;m») Тайбога б. ;Абд Аллах ал-Эшрефи ал-Беклемиши ал-Йанани (анг. Tayboga el-E;ref; el-Beklemi;; el-Yunan;; тур. Al;eddin Taybeg; el-E;refi el-Beklem;;; el-Y;n;n;, ум. 797/1394–95), под названием «Кавс-наме» (тур. Kavs-n;me»), единственный известный экземпляр хранится в библиотеке г. Нью-Джерси, США.

Махмуд б. Мухаммад учёный, получивший образование предположительно в одной из областей Золотой Орды. Нисба «ас-Сарайи» говорит о том, что её носитель имел отношение к столице средневековой Золотой Орды, городу Сарай. В статье Джавата Изги (тур. Cevat ;zgi) «Наука в Золотой Орде в эпоху Джани-бек хана» (тур. «Can; Bek Han Devrinde Alt;nordu Hanl;;;nda Bilim Hayat;») говорится, что он, вероятно, приехал в Анатолию и перевёл для Мурада II (период правления в 1421–1444 и 1446–1451 годах) труды по верховой езде и стрельбе из лука. В вышеупомянутой статье также отмечается, что он перевёл на турецкий язык «Китаб ал-Фурусиййа ва'л-Байтара» (тур. «Kit;bu’l-Fur;siyye ve’l-Baytara») Ибн Ахи Хизама ал-Хуттали (тур. ;bn Ah; Hiz;m el-Huttal;, ум. 864) в дополнение к «Кавс-наме» (тур. «Kavs-n;me»).

Единственная доступная нам копия — это не авторская копия, а копия рукописи, написанная Билал Ага (тур. Bilal A;a) в месяц Рамадан в 980 году хиджры (1572-73 г. н. э.), как указано на последней странице работы. Опять же, имя султана Мурада упоминается на последней странице работы. Султан Мурад, упомянутый здесь, должен быть Мурадом III (период правления в 1574–1595 гг.), сыном Селима II. Однако при изучении источников выясняется, что Мурад III взошел на престол 8 рамадана 982 года. Исходя из этой информации, 980 год по х., указанный в работе, должен быть ошибочным. Возможно, что переписчик забыл написать правильно две буквы при написании даты. Труд состоит из 123 листов, на каждой странице по 15 строк. Она написана каллиграфическим почерком насх. Перед стихами и хадисами слова «riv;yet» написаны красными чернилами, чтобы привлечь внимание, а перед цитатой, такие выражения, как «didiler kim, didi kim, buyurd;lar kim», либо написаны красными чернилами, либо нарисованы красной линией.

К сожалению, единственная копия «Кавс-наме», которая дошла до нас, — это копия переписчика. Она была переписана примерно через сто лет после написания. В произведении нет ни одной фразы, добавленной переписчиком. В связи с этим у нас нет четкой информации о том, был ли изменен язык оригинала произведения или нет. Староанатолийский турецкий — первый письменный язык, основанный на огузском диалекте. В этом отношении он занимает уникальное место в истории турецкого языка. Исходя из фонетических особенностей «Kavs-n;me», можно сказать, что произведение имеет фонетические особенности староанатолийского турецкого языка. Кроме того, предполагается, что автор пришел в Османскую область из области «Алтын Орда» (тур. «Alt;nordu»), но в произведении нет никаких признаков, которые могли бы быть из языковых особенностей области «Алтын Орда». В староанатолийском турецком языке существуют две различные традиции письма, а именно уйгурская орфография и арабо-персидская орфография. В тексте используются обе традиции уйгурской и арабо-персидской орфографии. В частности, гласные в основном представлены жестами без буквенных эквивалентов.

Отметим также, что Махмуд ад-Дарбанди, стал уже вторым известным нам южнодагестанским богословом, после Садр ад-дина Сулаймана ал-Гдинки ал-Лакзи, бывшим на службе у правителей Орды. Напомним, что Садр ад-дин Сулайман ал-Гдинки ал-Лакзи — мусульманский богослов, факих шафи‘итского мазхаба. Уроженец села Гдынк, ныне Ахтынского района Дагестана.

В Золотой Орде действовали представители нескольких мазхабов — крупных школ мусульманского права. Наиболее распространенным на территории Улуса Джучи (ещё до его образования) был ханафитский мазхаб, весьма популярный среди тюркских народов: его основатель Абу Ханифа ибн Сабит (699–767) сам был тюрком и потому считал возможным адаптировать установленные юридические правила к местным обстоятельствам, т.е. учитывать правовые традиции тех или иных народов и регионов. Этот мазхаб был широко распространен в большинстве регионов Золотой Орды — Поволжье, Северном Причерноморье, в Хорезме, на территории современного Западного Казахстана. Тем не менее, на территории Улуса Джучи работали и представители других мазхабов: представители шафи’итского мазхаба были в самом Сарае – столице Золотой Орды, периодически из Египта приезжали правоведы маликитского мазхаба, а на территории Ширвана (в течение долгого времени являвшегося спорной территорией между Золотой Ордой и государством ильханов в Иране) был распространен джафаритский (шиитский) мазхаб.

По сообщению Ибн Баттута (ум. 1369) правовед Садр ад-дин ал-Лакзи из «Страны лезгин», работал в городе Сарай-Берке на Вол­ге – столицу известного татарского правителя Узбека. В передаче Назира ад-Дургили (ум. 1935) рассказ этот выглядит следующим образом: «Садр ад-дин Сулайман ал-Лакзи ад-Дагистани был факихом шафи‘итского мазхаба и выдающимся имамом, современником имама Ну’ман ад-дина ал-Хваризми. Он отправился в город Са­рай, в ханскую столицу, о чем было сказано выше. Там он препода­вал, работая (одним из) шафи‘итских мударрисов. Это случилось в 743 [1343] году. О нём упоминает Ибн Баттута в своём знаменитом „Путешествии”» («ар-Рихла»).

Описывает упомянутого Лезги Сулеймана [такими словами на арабском языке]: «Ва бих; мин мадрас; аш-Ш;фи‘ийа ал-фак;х ал-им;м ал-ф;дл Садрадд;н Сулайм;н ал-Лакз; ахад ал-фудал;’», то есть, «из числа шафи’итских преподавателей был там, то есть в Сарае, знаток шариата (факых), имам, достойный ученый (ф;зыл) Садреддин Лезги Сулейман», тем самым подтверждая наличие в восьмом веке хиджры в числе дагестанских ученых упомянутого Лезги Сулеймана. У самого Ибн Баттуты этот пассаж выглядит следующим образом:

«Мы прибыли в город Сарай, известный как Сарай Барка… в нем [живёт] один из шафи‘итских мударрисов, факих, достойный имам Садр ад-дин ал-Лакзи, один из превосходных имамов».

Важно также отметить, что у дагестанского энциклопедиста ад-Дургили, Садр ад-дин ал-Лакзи наделён второй нисбой «ад-Дагистани», которая у Ибн Баттута отсутствует, не встречается и у других арабских авторов XIV–XV в.

Автор: ‘Али Албанви

АД-ДАРБАНДИ, АЛ-БАБИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из г. Баб ал-абваба (ныне г. Дербент, Южный Дагестан).

АС-САРАЙИ (тур. es-Sar;y;; es-Saray;) — нисба указывающая на отношение её носителя к г. Сарай, столице Золотой Орды.


Литература

1. Почекаев Р.Ю. К истории юридической науки в Золотой Орде // Золотоордынское обозрение, №4. 2020. С. 743. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34sANp, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.07.2023). — Яз. рус.

2. Necip Faz;l ;enarslan. Mahmud b. Muhammed b. el-Hasan el-Ezher; es-Saray; ed-Derbend;’nin Bugyet;’l-Mer;m G;yet;’l-Gar;m ;erhi: Kavs-N;me [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34s9zU, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.07.2023). — Яз. тур.

3. ;zgi, Cevat (1996), “Can; Bek Han Devrinde (1342–1357) Alt;nordu Hanl;;;nda Bilim Hayat;”, D;v;n: Disiplinleraras; ;al;;malar Dergisi, 1996/2, s. 163 (17). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/254304, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.07.2023). — Яз. тур.

4. Y;cel ;nsal. T;rk ok;ulu;u / ;nsal, Y;cel; ed: Dursun Ayan. – Ankara: AYK Atat;rk K;lt;r Merkezi Ba;kanl;;;, 1999. С. 30. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.07.2023). — Яз. тур.

5. KABUL ve ONAY Tekirda; Nam;k Kemal ;niversitesi Sa;l;k Bilimleri Enstit;s; Beden E;itimi ve Spor Anabilim Dal; Y;ksek Lisans Program; ;er;evesinde Prof. Dr. ;lker ;ZMUTLU dan;;manl;;;nda y;r;t;lm;; bu ;al;;ma, a;a;;daki j;ri taraf;ndan Y;ksek Lisans Tezi olarak kabul edilmi;tir. С. 21. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.07.2023). — Яз. тур.

6. T;rk Menzil Ok;ulu;u, Yay Ve Oklari. Atilla Bir, Mustafa Ka;ar, ;inasi Acar. p. 55. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/13250, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.07.2023). — Яз. тур.

7. Matrak;; Nasuh, ?–1564 Tuhfet;’l-Guz;t : bir silah;orluk risalesi / Matrak;; Nas;h ; yay;na haz;rlayan ;mran Karadeniz. — Ankara: T;rk Tarih Kurumu, 2019. C.
4. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ttk.gov.tr/karekod/tuhfetul-guzat.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.07.2023). — Яз. тур.