Описание Нижнего Дагестана, составленное М. Чулков

Али Албанви
Описание «Нижнего Дагестана», составленное М. Чулковым (1785)


«О народах, около Каспийского моря обитающих, o торгах их и продуктах. С западной стороны Каспийского моря находящееся народы сушь следующие: казаки, тамары, черкесы, дагестанцы, кайтаки, кара-кайтаки, ширванцы, лезги, тавлинцы, авары и кахеты, между коими живут и армяне, жиды и аравитяне.

Нижний Дагестан состоит из пяти уездов и из шести больших деревень. Уезды суть следующие:

1. Алтипара, при реке Самур, с южной стороны, в нижних горах, к востоку граничит с Куба, к западу с Рутулом, а к югу с высокою горою Шалбузом.
2. Рутул, лежит при реке Самур, с южной стороны, далее к западу, граничит там с уездом Ахты, к востоку с Алтипара, как югу с горами Шаки называемыми.
3. Ахты, лежит по южной стороне реки Самура, далее к западу, граничит там с Докузпара, к югу с горами Шакскими, к востоку с Рутулом.
4. Мискинджа, лежит по северной стороне реки Самур, на высокой горе, Гаштун-Кул называемой, прямо против Ахты, и между ими обеими протекает река Самур.
5. Докузпара, лежит далее к западу между горою Шалбузом и горами Шакскими, окружаемся с юга и севера высокими горами.


Каждой из сих пяти уездов состоит из нескольких деревень, которые лежать все между высокими горами, иные друг от друга в близости, а иные в сухих долинах рассеявшись, и кроме узких, каменистых и трудных дорог, никаких больше к ним проходов нет; только через Каспийское море, потому что они окружены высокими каменными горами, с которых снег никогда не сходить; а между собою от одного уезда к другому сделали они хорошие и способные дороги, дабы тем удобнее можно было подавать друг другу помощь.

Жители говорят языком Лезгинским, которой ни с каким другим сходства не имеет, и последуют Суннитской секте, кроме Мискинджа, которые Персидской, или Алиевой секте последуют. Сей народ вообще дикой и бесчеловечный которой очень вдался в разбойничество. Хотя и есть у них насколько скота, но пашней в долинах между горами очень мало, и принуждены менять в Кубе скотину на хлеб; чего ради хотя они и главные разбойники, однако щадят уезд Кубинской, дабы всегда им можно было покупать там пшеницу и сарацинское пшено себе на пропитание.

Во всякой деревне есть старшина, которые поуездно друг другу и помогают; но никто их не слушает, разве кто сам захочет, потому что всякой сам себе господин. Из сих пяти уездов достался Алты-пара при разделении границ с Турками Российскому государству, когда прочее четыре к Турецкому государству присовокупишь за благо рассуждено было. А до сего времени ни которая сторона еще не вступила в назначенное себе владение, причем по видимому так и остаться имеем; ибо жители оных уездов не хотят о таком разделении слышать, но быть вольными и никому неподвластными, которою вольностью они по их сказке из самых древних лет пользовались. К тому же они весьма крепко друг за друга стоят, так что ежели на одного чинится нападение, то прочие за него вступятся…».

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Историческое Описание Российской Коммерции при всех портах и границах от древних времён до ныне настоящего и всех преимущественных узаконений по оной Государя Императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей Государыни Императрицы Екатерины Великой, сочиненное Михаилом Чулковым. Том II. Книга II. В Москве, в Университетской типографии, у Н. Новикова, 1785 года. С. 482–484.