Госпиталь для неизлечимых. Юм

Анатолий Федосов
Дэвид Юм – сын шотландского землевладельца, родился в Эдинбурге в 1711 г., умер в 1776 г. Получив образование в Эдинбургском университете, он, по желанию семьи и вследствие слабого здоровья, хотел посвятить себя торговому делу. Но такая деятельность скоро ему надоела, он поехал кончать образование во Францию и после четырехлетнего пребывания за границей вернулся в Англию с рукописью своего впоследствии знаменитого «Трактата о человеческой природе», который был напечатан в двух томах в 1738 – 1740 гг., но потерпел в Англии полную неудачу, вследствие чего Юму и не удалось получить кафедру в Эдинбургском университете. Зато «Опыты нравственные, политические и литературные» (1741) доставили Юму славу изящного и остроумного писателя. Приняв частное место, Дэвид Юм много путешествовал по Европе и приготовил к печати новую редакцию своего первого труда под заглавием: «Исследования, касающиеся человеческого познания» (1748), после чего ему удалось получить место библиотекаря в Эдинбургском университете. Имея в распоряжении своем богатый книжный материал, Дэвид Юм написал свою знаменитую «Историю Англии до революции 1688 года», изданную в 6 томах в 1763 г., а также издал в 1755 г. «Естественную историю религии» (The natural history of religion). В 1763 г., назначенный секретарем посольства во Францию, он удостоился блестящих оваций со стороны образованных французов, и когда возвратился в 1767 г. в Англию, в качестве секретаря министра иностранных дел, то слава его, как выдающегося писателя и мыслителя, была окончательно упрочена на родине. Последние два года жизни Юм провел на покое в Эдинбурге.

                К какому выводу в конце концов
                пришли Вольтер, Юм и Кант? —
                К тому, что мир есть госпиталь
                для неизлечимых.
                Артур Шопенгауэр


Попробуем разобраться – так ли это. Хотя, это будет и дерзость с нашей стороны – беседовать с Великими умами.
Итак, Дэвид Юм:

БЛАГАЯ  ЦЕЛЬ  МОЖЕТ  СООБЩИТЬ  ЦЕННОСТЬ  ТОЛЬКО  ТАКИМ  СРЕДСТВАМ,  КОТОРЫЕ  ДОСТАТОЧНО  И  ДЕЙСТВИТЕЛЬНО  ВЕДУТ  К  ЦЕЛИ.
Кроме слова «БЛАГАЯ», у меня к этому выражению Юма, совершенно нет никаких претензий – всё отточено изящно и выверено. Отчего меня задело это слово? Да, оттого, что в его основе лежит слово БЛАГО – а вот оно то, как-раз, может «сообщить ценность», т.е. быть полезным результатом только одному человеку, сообществу, государству, нации. Так что «Царица Морей» - Англия, чаще всего, стремилась к той цели, которая давала благо именно ей, и в большинстве случаев – только ей! И она, действительно и достаточно последовательно, каждый раз, шла, к этой цели.

ЛЮБОВЬ ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ЖЕЛАНИЕ  СЧАСТЬЯ ДРУГОМУ.
Действительно, внешне это выглядит именно так – влюбленный, готов даже на самопожертвование ради объекта своей любви.  Только вот механизм возникновения такового чувства может быть разным. Мать любит своего ребенка инстинктивно, юноша любит свою избранницу избирательно. Природа заложила чувство половой любви в его Геном  – это именно он, управляя собственным гормональным фоном,  ищет будущий объект любви (по его запаху, формам тела, тембру голоса и пр.), тот геном, вернее обладателя того генотипа который нужен его Геному, чтобы путем исправления, дополнения и пр… рождалось более полноценное потомство, а иначе ошибки и неисправности Генома будут только нарастать, что и будет вести к деградации и вырождению вида.

ЛЮДИ НЕ В СОСТОЯНИИ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ПРИРОДУ.
Человек – дитя Природы. Именно она «продиктовала» цвет волос, форму глаз, цвет кожи и так же психотип человека. И этот процесс длился веками, а может тысячелетиями и даже миллионами лет. Легче всего поменять психотип человека – помести его в суровую тундру – и он станет, вынужден будет стать, более дружелюбным, ответственным и честным по отношению к себе и другим. Исчезнет ложь и подлость во взаимоотношениях – иначе он не выживет. Поезжайте в тайгу, горы, тундру – и вы измените свою природу, от поколения, к поколению, ваше потомство будет становиться другим, меняясь раз от раза.
Другое дело, когда отдельные люди, сообщества и даже государства, вовсе не заинтересованы менять свои порочные устои, позволявшие им жить за счет других, продолжают настаивать на неизменности природы человека. И даже объединяются в сообщества «неизлечимых».

РАССКАЗ, ВСЕМИ  ОТВЕРГАЕМЫЙ В ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ ОН  ВПЕРВЫЕ  БЫЛ  ПУЩЕН В ОБРАЩЕНИЕ, БУДЕТ  СЧИТАТЬСЯ  ДОСТОВЕРНЫМ НА РАССТОЯНИИ  ТЫСЯЧИ  МИЛЬ  ОТТУДА.
Почему? Всё очень просто – в том месте были свидетели, хорошо знали рассказчика и персонажей рассказа. То и зачастую подыгрывали ему и пр.  А рассказчиков, «приплывших» в иные края, встречали «по одёжке», а провожали уже «по уму», который, чаще всего заключался в умении выдавать ложь за правду.

СВОБОДА, В ЧЕМ БЫ ОНА НИ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ, ТЕРЯЕТСЯ, КАК  ПРАВИЛО,  ПОСТЕПЕННО.
Опять же, влияет тот самый пресловутый фактор: «познавания» сути того, кто претендует на признание своей свободы в действиях и взглядах по отношению к иным. Это как движущиеся навстречу друг другу, поезда. Они не могут стоять на месте – как и сама история. Всё познаётся при сближении . постепенном и неумолимом. Человек – социальное животное, и оттого, даже дикие племена стремятся в цивилизацию, которая дарит им призрачные блага, отбирая реальную свободу. И их всё возрастающая потребность в свободе, начинает уже умалять «излишнюю» свободу тех, кто угнетал их свободу, до того.