Теормех

Владимир Кабашев
   В Северо-Западном Политехническом Институте я учился теоретической механике у доцента Гидаспова, уже, к сожалению, не помню его имени и отчества.
   Он преподавал нам не только теорию, но и вёл курсовой проект. Было интересно. Я уже в то время работал мастером сборочного участка точной механики и гироскопии. Начинал с организации изготовления мелкой серии ДВПТ-19Т - датчика высоты 19-километрового тропикоустойчивого. Это была уже старая разработка, но мне было интересно познавать его устройство.
   Доцент Гидаспов на каком-то этапе преподавания теории предложил своим студентам темы курсового проекта на выбор. То есть, предложил аналоги разрабатываемых устройств и темы новой разработки. Надо было разобраться с аналогом и предложить свою новую разработку - чего-то своё.
   Из общего списка аналогов мне приглянулся американский датчик высоты, описание которого было на английском языке. Мне понравилась эта тема. Английский я знал чуть больше, чем знали джентельмены удачи в фильме с Леоновым. Но я взялся за него, несмотря на трудности с английским.
   Учительница английского языка поставила мне оценку «отлично» наверное больше за то, что я на каждое занятие, когда требовались словари , приносил два самых огромных словаря: русско-английский и англо-русский. Я был упорным молодым человеком…
   Пришёл в техническую библиотеку, располагавшуюся тогда в Инженерном замке, сел за рабочее место, открыл аналог, списал описание, тут же, со словарём перевёл, разобрался со схемой. Не так уж оказалось и сложно! За то! На работе спросил начальника конструкторского бюро Ионенкова Германа Петровича снять копию с основного чертежа ДВПТ-19Т. Он, в свою очередь спросил разрешения у главного конструктора ракеты Вулкан дать мне копию. Так я получил копию чертежа, который приложил к своему курсовому проекту.
   На защите рассказал преподавателю об американском датчике, работавшем в качестве регулятора от одного показания высоты до другого. Затем разложил копию навороченного ДВПТ- 19Т. Говорю: "Сейчас я занимаюсь организацией работ по изготовлению мелкой серии - 10 датчиков в месяц».
   Видели бы Вы удивлённое лицо доцента! Я произвёл впечатление! Я рассказал, как работает наш датчик. В заключение Гидаспов сказал, что проверить меня, конечно не может, так как не знает английского в должной мере , а устройство ДВПТ-19Т для него тёмный лес.
   - Давайте Вашу зачётку.
   За дверью кабинета я её раскрыл и увидел "Отлично". Я был доволен.

   В конце курса на экзамене опять встретились.
   - Тяните билет...
   Вытянул и увидел: первым вопросом стояла задачка, которую я неплохо разобрал и записал на шпору. Второй вопрос я знал, и он был на любимой шпоре. Так я штудировал основательно все вопросы, которые были в конспекте.
   И, о, боже! Третьим вопросом стоял вопрос, который разбирался Гидасповым на консультации, а я как раз на ней то и не был.
   Я немножко растерялся... Потянулся к портфелю, чтобы достать шпору. Доцент увидел моё движение и опередил: "Если Вы ответите мне на "Пять", я Вам поставлю "Три".
   Рука от шпоры от его слов вернулась в исходное положение. Задумался. Вспомнил задачку. Решил. Вспомнил первый вопрос теории, он оказался для меня не сложным, сделал себе конспект.
   Как быть с третьим вопросом? Нужен заветный трояк.
   - А я этот проклятый вопрос заменю на похожий сложный вопрос. Вдруг, прокатит? Вспомнились наставления моего школьного учителя физики Олега Розункова.
   - Я готов отвечать, - сказал я, когда как следует, подготовился.
   - Давайте, - позвал Гидаспов.
   Я показал решение задачи.
   - Правильно...
   Я рассказал второй вопрос...
   - Хорошо...
   - А последний вопрос я решил заменить - я на консультации не был, был очень занят... Я разобрал другой вопрос, и показал какой... Вопрос был сложным, и преподаватель был доволен моим выбором.
   Я рассказал не самый лёгкий вопрос. Доложил "на ура!"
   - Давайте Вашу зачётку!
   Что-то написал, и закрыл...
   Ну, ладно, трояк обеспечил! Государственная!
   Вышел из кабинета, достал зачётку, убранную в карман несколько демонстративно, как будто мне совсем не интересно было знать содержимое...
   В графе зачётки перед подписью Гидаспова стояло написанное красивым почерком "отлично".
   - Это просто, как апельсин! - любил говаривать на своих лекциях Гидаспов.
   - Да, конечно, теоретическая механика - это просто, как апельсин... Когда умеешь в ней разбираться.