Блок. Бывают тихие минуты... Прочтение

Виталий Литвин
ЧЕРЕЗ    ДВЕНАДЦАТЬ    ЛЕТ
               
                К.М.С.

5. «Бывают тихие минуты…»





                Бывают тихие минуты:
                Узор морозный на стекле;
                Мечта невольно льнет к чему-то,
                Скучая в комнатном тепле…
 
                И вдруг – туман сырого сада,
                Железный мост через ручей,
                Вся в розах серая ограда,
                И синий, синий плен очей…
 
                О чем-то шепчущие струи,
                Кружащаяся голова…
                Твои, хохлушка, поцелуи,
                Твои гортанные слова…
                Июнь 1909







     Предыдущее стихотворение было прямым обращением к К.М.С.:

                «Синеокая, бог тебя создал такой
                …
                И в глубокую глаз синеву
                Погружаюсь опять наяву».

     А теперь:

                Узор морозный на стекле;
                Мечта невольно льнет к чему-то,

     Кажется, намечалось, что исходное  – должно бы быть ответом на предыдущее, взглядом с другой стороны. То есть, это у «первой любовницы» «бывают тихие минуты», когда на неё вдруг накатывают воспоминания.
     Вот первоначальный набросок:

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     Черновой набросок в ЗК26 (ЧН ЗК26 ) [Записная книжка №26]

                Все памятно – деревья сада,
                И серый вечер
                Вся в розах серая ограда
                Железный мост над ручейком
                О чем-то шепчущие струи,
                Кружащаяся голова
                Твои, [хохлушка] поцелуи (4)
 
         (4) – Было: «Твои, мой милый, поцелуи»
     »

     То есть ему мечталось, чтоб хоть эта женщина, жена чужого мужа, вспоминала его с нежностью, чтоб хотя бы она:

                «… Ты обо мне, быть может, грезишь в эти
                Часы.
                1 августа 1908»

     А может, поэт, как раз вспомнив давнее стихотворение, нахмурился на очередное пересечение образов, пересечение посвящений и изменил ракурс исходного.  А что при словах: «Мечта невольно льнет к чему-то, // Скучая в комнатном тепле» – больше представляется истомлённая дама, чем тоскующий поэт… Ну что ж… Все мы порою как дети – часто смеёмся и плачем.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     – «вдруг – туман большого сада ...»  и след. – Вероятно, навеяно воспоминаниями о королевском саде во Фридберге. Описание этого сада с мостом через ров и розами вдоль стены см. в письме Блока к Л.Д. Менделеевой 24 июня 1903 г., а также в прозаическом наброске "Девушка розовой двери" (10 июля 1903) и в статье "Девушка розовой калитки и муравьиный царь" (1906) .

     [
     письмо Блока к Л.Д. Менделеевой 24 июня 1903.  (из Бэд Наугейма за месяц до свадьбы):
     «Сквозь маленькую дверку можно пройти в королевский (или герцогский) сад. Там-то я и застрял. Сад небольшой и разбит совсем особенно – вверху и внизу. Кругом – верхняя дорожка на высоты стенных зубцов, а в середине – глубокая лощина с дорожками и старыми деревьями, увитыми плющом.
     Сначала идешь, будто, крадешься, по узкой дорожке вдоль стены, там темно и холодно понурым розам и георгинам. Потом – поворот – и внезапный вид на огромную Гессенскую равнину, на обилие земных соков и культурных ухищрений немцев. Под стеной (весь сад на стенах) бежит железная дорога. Дальше – все оттенки дали – от ярко-зеленого до туманно-синего, на горизонтах – горы.
     У самого края стены – выступы и беседки из деревьев, и последняя, как венец сада, угрюмая, высокая, почти ужасная, выстроенная из толстых неочищенных древесных стволов – серых и узловатых, точно умерших только тогда, когда уже образовалась из них стена. И в беседке – такие же громадные кресла и стол, на которых подобало бы сидеть трехаршинному сюзерену с толстоногим позолоченным кубком.
     Это не все еще. Главное, меня поразила и как-то уколола одна аллея из стриженых лип, образующих длинную, сплошь замкнутую вверху галерею. И среди лета – настоящая осень, вся аллея шумит от желтого листа под ногой. С одного боку – обрыв в среднюю лощину, плющ завил стволы сплошь. С другого – мелькает вид на равнину, но чаще кажется, что все кончается сейчас же за обрывом стены, заросшей кустами. Кое-где ютятся холеные холодные розы, опять розы и георгины, усталые от ветра и здешней осени.
     Если выбрать минуту полного одиночества и взглянуть вдоль аллеи (она прямая, французского типа), – все ждешь узорного пажа, который бежит шаловливо, вприпрыжку, и напрасно разыскивает «ее и его» — местную владелицу замка и заезжего остроумного рыцаря (остроумного, когда ему удалось наконец стащить доспехи). Где они? Не разберешь, не поймет и тот, кто знает сад, кто сам провел здесь ночь с возлюбленной.
     Такой уют, несмотря на угрюмость стен, весь сад пропащий (оттого, что там можно пропасть и, надеюсь, не раз пропадали легкомысленно-нарядные пары. А старый граф качал только головой, а поделать ничего не мог, – да и не хотел).
И на долю пажей кое-что перепадало, наверное (хоть бы поцелуй короткий и томный, чтобы зажать рот красивому мальчишке), и «наперсницам» бросали кошельки. Все было просто и страстно-интимно, потому что за стеной кончалась жизнь – и начиналась только в следующем таком же замке, непременно вокруг башни, не переходя за границу стен, на равнину. Как заскрипят ворота и гости уедут,  все опять тихо.» 

     Вот так он писал невесте средневековые фантазии, а сам… Сам опять, опять, опять не мог выбросить из головы:

                … туман сырого сада,
                Железный мост через ручей,
                Вся в розах серая ограда,
                И синий, синий плен очей…
     ]
     »