Озеро Любви. Lake Consequence. 0 00-4 30 Увертюра

Николай Москвин
Фильм начинается с потрясающе исполненной увертюры. Мало фильмов могут похвастаться столь глубокой по смыслу и виртуозной по исполнению увертюрой. Увертюра - изначально музыкальный жанр. Это инструментальное преддверие оперы, музыка, которая звучит в начале спектакля при закрытом занавесе. На первых порах, на заре оперного жанра, увертюра мало перекликалась с содержанием оперы, скорее носила функцию "разогрева" ушей. Но с развитием жанра увертюра стала играть более значительную роль, в ней стали присутствовать мотивы из будущих музыкальных номеров, увертюра стала как бы предвосхищать спектакль, давая зрителю настроиться на тот или иной лад, войти в атмосферу предстоящего сценического действа. Именно такую увертюру и "написал" Залман Кинг. В виду того, что, в отличие от оперы, перед кинозрителем не может быть закрытого занавеса, Кинг заменил его титрами на черном фоне. И вот вместе с первыми титрами начинает звучать медленная завораживающая почти трансцендентальная музыка…
   А дальше начинает происходить то, что возможно только в кино - как вспышки молний или словно выстрелы черноту занавеса и буддистскую умиротворенность первых звуков увертюры начинают пронзать странные сине-красные кадры и резкие звуки коротких барабанных дробей. Таким образом, условный занавес от этих вспышек становится как бы прозрачным, и нам на короткие отрезки времени приоткрывается, что прячется за ним. С чем сравнить этот потрясающий эффект? Наиболее точная ассоциация будет, пожалуй, следующей: представьте, что вы достигли просветления и оказались в Нирване. Абсолютная тишина, абсолютная темнота и абсолютная гармония Пустоты. Кажется, ничто и никто уже не сможет вас достать в этом месте. Но вдруг, подобно ударам молнии, ваш покой и умиротворение начинают разрывать вспышки воспоминаний о сансаре, и эти воспоминания становятся всё ярче и настойчивей. Сансара не отпускает вас. Она тянет к себе обратно. Вы видите руки барабанщика - это обрывок воспоминания о рок концерте вашей любимой группы, на котором вы были когда-то давно в юности. Как долго вы ждали приезд этой группы в ваш скромный городок и как жаждали увидеть вживую своих кумиров! Потом вы видите себя, своего мужа и маленького сына. Это был один из редких счастливых моментов вашей семейной жизни: уик-энд, солнечный день, зеленая лужайка, вы учите малыша играть в бейсбол. Вы совершенно счастливы и беззаботны. Как мало таких моментов было в вашей жизни! Ничтожно мало! Но это козырь Сансары. Она старается показать, что эти моменты (пусть их и ничтожно мало) стоят того, чтобы рождаться и жить на земле. Она специально замедляет пленку воспоминаний, чтобы вы могли получше рассмотреть эти сияющие лица и искрящиеся глаза. И, конечно же, она не забыла вам напомнить и о наслаждении телесной любви. Помните кайф от этих прикосновений, от приближения оргазма? Вы еще думаете? И нужна вам эта Нирвана? И что с того, что большую часть жизни вы не жили, а чего-то ждали - возможно того, чего и не может быть вовсе, либо вспоминали то, что когда-то было, но на самом деле - когда оно было, то было совсем не так, как вам сейчас вспоминается, ибо память лжива и коварна. И вот вы уже всё меньше сопротивляетесь, Сансара притягивает вас, подобно сильнейшему магниту, и вы снова оказываетесь в своем теле, в своей жизни.
   Выбор сделан, вы снова в Сансаре - светлый день уик-энда, белоснежные простыни, муж вас страстно ласкает, но идиллия длится недолго: резкие отвратительные звуки бензопилы, доносящиеся с улицы, разом разрушают ощущение блаженства, внося в идиллию резкий диссонанс, и вы уже не можете сосредоточиться на процессе и получать наслаждение, только лишь ждете, чтобы муж побыстрее кончил. И какого черта в выходной день там кто-то что-то вздумал пилить бензопилой?
   Да, это сансара. Здесь наслаждение всегда найдет противовес в виде боли и страдания. А радость всегда сменится горем. Потому что только так мир способен себя уравновесить и спастись от разрушения. Ведь изначальное его состояние - это Ничто, это ноль.

   Начавшаяся с блаженной Нирваны увертюра заканчивается глубокой Сансарой. Ее вечно бурлящий и вечно изменчивый поток выносит зрителя на край идеально начавшейся постельной сцены, к окончанию которой вместо ожидаемой кульминации наступает разочарование и неудовлетворенность. Выражение лиц героев недвусмысленно передают это ощущение: встающий с постели супруг озадаченно смотрит на свою жену, а она отворачивается от него, и мы видим в ее глазах вместо блаженства только какую-то темную невнятную тоску и разочарование. Ее продолжают донимать барабанные дроби, засевшие где-то глубоко в ее душе, и ко всему прочему не смолкает эта проклятая бензопила.
   Женщина вскакивает с постели, начинает метаться по дому, что-то кричит принимающему душ мужу, наконец, выскакивает на улицу к источнику назойливого шума. Сейчас для нее этот шум не просто шум, помешавший насладиться сексом, сейчас в нем заключена вся боль, вся неудовлетворенность, все несбывшиеся мечты и все испытанные разочарования. И героиня бежит на этот шум, она полна решимости, кажется, она сейчас готова его уничтожить.
   Мы видим, как, стоя на толстой ветке огромного дерева, прекрасно сложенный смуглолицый мужчина в белой майке подрезает бензопилой ветви этого дерева. Женщина подбегает, готовая его растерзать, но, всё же, вспомнив, что она не леопардиха в джунглях, где расправа вершится молниеносно,  она сперва спрашивает разрешение на проводимую шумную работу. Шум стихает и удивительным образом трансформируется в великолепно сложенного красавца-мужчину. Он снимает защитные очки, роняет их на землю и пристально смотрит в глаза вспыльчивой незнакомке. Она еще продолжает на автомате какие-то выкрики в его адрес, но мы видим, что гнев в ее душе так же удивительным образом трансформируется в нечто иное - во что, пока можно только предположить. Таким образом в самом начале фильма Кинг несколькими гениальными штрихами передает всю суть мира Сансары, в котором мы пребываем. А суть Сансары - это вечная трансформация, мутация, перетекание, неуспокоенность и неудовлетворенность. Режущий визг бензопилы трансформируется в стоящего на дереве "Древнегреческого бога". Гнев трансформируется в бессилие и нечто еще едва уловимое. Очки "бога" падают с "неба" на землю…   
   Не выдержав нагловатый спокойный взгляд мужчины-бога, героиня убегает обратно в дом, зачем-то не забыв повилять своими шикарными бедрами.
   Так они и столкнулись. Он - небожитель. Она - плоть от плоти земля. Он - смуглый. Она - белолицая. Он - шум. Она - раздражение. Он роняет очки с "неба". Она их подымает с земли. А что это за очки? Что они символизируют? Что "посеял" "бог?"