Отношение человека к смерти

Армен Григорян
Человек - многоплановое и непредсказуемое существо. Упомянутые качества особенно ярко проявляются на пике напряжения его эмоциональных переживаний. Например, после смерти близких людей. При этом национальная, расовая принадлежность, социальное происхождение важны лишь в деталях.

...31 год назад я видел старушку, которая пыталась утешить женщину, потерявшую свою мать, следующими словами:

— Я, когда вот моя мать умерла, тоже много плакала. А как прошло 40 дней, так, как будто, слезы как отрезало. И больше я по матери не плакала.

Я дословно цитирую ее слова, т.к. в тот момент они произвели на меня удручающее впечатление, и я немедленно записал их.

Жизнь показала, что старушка была права.


...14 лет назад я присутствовал на похоронах скоропостижно скончавшегося чиновника высшего звена. Впечатлило поведение его  детей. Сын сидел у гроба и, буквально, впивался глазами в лицо отца. Но взгляд его не был ласковым, скорбящим, сыновним. Дочь, на кладбище, отошла от могилы на довольно большое расстояние и, пока гроб опускали, стояла между голых ветвей рябины (дело было бесснежной зимой) и ... упрекала покойного. Поразил не рефрен причитаний ("как ты так рано ушел"), а тон — с явной укоризной, выраженным недовольством, будто человек совершил предательство.

...Чуть более десятка лет спустя я сам ощутил это чувство, поразившее меня не столько своим содержанием, сколько автоматизмом появления. Могу лишь предполагать, что оно может возникнуть не только у детей по отношению к скончавшимся родителям, но и у родителей — в отношении рано умерших детей: внезапность, неожиданность смерти близкого (фактически — нужного) человека истолковывается как предательство, особенно в период нашествия проблем и возникновения необходимости в надежном плече (получается — подсознательный поиск выгоды?).

...Я знал девушку, которая много лет не виделась с отцом, с которым у нее были сложные отношения. На словах она отзывалась о нем положительно. Но, на моей памяти, никогда не звонила ему — узнать, как его житье-бытье. Когда ей сообщили о смерти родителя (их разделяли добрые три тысячи километров) она расплакалась. Впрочем — не слишком сильно. И сразу же озадачилась вопросом о разделе имущества с мачехой и единородным братом. Интересно, все же, как разрешился этот вопрос, ибо в связи с тем, что я неплохо знал натуру этой девушки, мне на ум приходит цитата из "Ста правил физиогномики" Лафатера: "Никогда не говорите, что знаете человека, если вы не делили с ним наследство".

В дальнейшем я многократно убеждался, что в конкретных случаях (смерть престарелых родителей, смерть на расстоянии, смерть зажиточных родственников и т.д.) люди очень быстро, почти незаметно, меняют гримасу печали безутешных родственников на бесстрастную мину деловых людей.


... Особо запомнилась смерть старика, пожелавшего мне умереть, когда родится мой ... пра-пра-пра-пра-правнук. До сих пор ломаю голову — было ли это выражением хорошего настроения и фокусом утренней бравады бойкого задиристого старца, или в этом пожелании содержится более глубокий смысл, о котором не хотелось бы думать?

     Он лежал в гробу, в центре зала, вокруг носились его внуки и внучки, деловито суетились родственницы. Мужчины стояли на балконе, курили и переговаривались.
     Ощущалась атмосфера покоя и радости. Ее создавали дети, для которых "дедушка просто уснул", отсутствие визгов, всхлипов, плача и напряжения, которые, обычно — непременные спутники подобных событий. На секунду мне показалось, что как-то так представлял себе похороны армянский патриарх Нерсес Великий, уже в IV веке запретивший проявления эмоций во время похорон, ибо если христиане верят в загробную жизнь, зачем им оплакивать покойного и уподобляться язычникам?

... Я видел женщину, из "Северной Пальмиры", матерно выразившуюся в адрес своего, недавно умершего, мужа. Поводом, триггером для подобного поведения послужил чей-то вопрос о работе покойного. Было известно, что тот, в лучших традициях Обломова и друзей Довлатова, считал себя непризнанным гением (действительно, был талантлив в своем деле,  не оценивался достойно в денежном эквиваленте) и целый день проводил на диване. Чем создавал массу проблем для жены, растившей их общего сына. Можно было понять эту женщину — кончина мужа, ставшего "довеском", только облегчила ее быт, дала выход эмоциям и напомнила, сколько лет своей недолговечной молодости она потратила на ошибочно избранного спутника жизни.

Потом я задумался: ведь немало было тех, кто отрицательно, с легкой издевкой, с лицемерной критикой отзывался о своих покойных родственниках. Так какая разница — матерок жительницы "культурной столицы" или вежливое оскорбление памяти покойного? На самом деле, если внимательно слушать, у многих в разговоре проскальзывают нотки неодобрения, недовольства и разочарования в адрес покойных родителей, родственников,друзей и супругов.