Поездки в Приморье на автомобиле

Александр Щербаков 5
Вообще-то я ездил в Приморский край на всех видах транспорта. Летал на самолетах, когда проходил службу на подводной лодке во Владивостоке, а жена с детьми жила в Хабаровске.  Позже, уже уволившись в запас, ездил на отдых во Владивосток и Находку всей семьей на поезде больше 10 лет каждый год. Но в конце 1993 года в нашей семье появился первый автомобиль. Конечно, не новый, но зато класса «Волги» и за смешную цену. В те годы новые «Жигули» можно было купить за 6 тысяч долларов США, отстояв несколько лет в очереди.  А так как я всю жизнь работал в бюджетных организациях, то дожидаться покупку автомобиля можно в пару десятков лет.  А тут без всякое очереди и всего на 1 тысячу долларов плюс 400 долларов доставка до Хабаровска из Японии.  Сразу скажу, нам, медиками из Хабаровска, повезло с покупками в Японии и по времени (со следующего года пришлось бы платить таможенную пошлину и в Японии, и в России), и с принимающей нашу делегацию стороной.

Я жил на Дальнем Востоке, и у нас было преимущество. Моряки и рыбаки покупали в Японии подержанные праворульные «японки» и торговали ими уже в России. Правда, на первых порах эти привозимые в Россию автомобили были восстановленные во время плавания развалюхи, и поэтому все стремились купить поддержанную машину непосредственно в Японии. Поэтому и я и говорю, что нам повезло, мы сами могли выбрать понравившийся автомобиль на автомобильной свалке в японском городе Аомори.  И еще повезло с тем, что незадолго до нас купили себе автомобили руководители «Дальстроя», которые собирались разместить в своем здании банк из Аомори – «Мичиноку-банк».  Так что и их, и наши покупки доставили через неделю прямо в Хабаровский речной порт на судах «река-море», которые были в Амурском речном пароходстве.

Но к тому времени, когда автомобиль доставили в Хабаровск, я не имел водительских прав, поэтому на платную стоянку недалеко от нашего дома перегнал мой водитель.  Всю зиму автомобиль стоял, засыпанный снегом, и лишь весной я начал учиться ездить на автомобиле. С помощью своего водителя я и приобретал первые навыки вождения. Хотя справедливости ради хочу сказать, впервые я сел за руль на 13 лет раньше, когда учился водить мой дядя Володя, всего на год старше меня. Он тогда купил автомобиль «Жигули» и учился ездить на дорогах за городом. Вот периодически он и давал мне немного порулить.

Приобретенный автомобиль был «Ниссан Скайлайн», заднеприводной, карбюраторный с мотором 1,8 литра, весьма приличной мощности для довольно большого автомобиля (на заставке именно этот автомобиль). Если практически осваивать вождение я начал лишь весной, то учить правила дорожного вождения еще зимой.  Купил несколько книг с советами как по устройству автомобиля, так и советами бывалых водителей. В те годы популярной книжкой для водителей была написанная автослесарем Корниенко из Владивостока книжка «Товарищ автомобиль и госпожа иномарка», в которой весьма доходчиво рассказывалось об устройстве японских автомобилей и правильной их эксплуатации.  Ценную книгу подарил мне другой дядя Петя, водитель и механик с 40-летним стажем. Он подарил книгу, изданную в уже не существующей ныне стране – ГДР, и переведенную на русский язык. Тоже очень ценная книга с советами по манере вождения.

Следуя этим советам, я возил всю зиму в багажнике ящик с песком и крышку от канализации, бутылку водки и теплую куртку., трос для буксировки и провода для «прикуривания» от другого автомобиля.  Мало что может случиться в дороге, а многие не берут деньги, а вот водка как валюта может пригодиться.  Так было во всех моих автомобилях. И еще был бортовой журнал, куда я записывал и ежегодный пробег и километраж при смене масла и других жидкостей в автомобиле. Это позволяло строго следовать написанным на канистрах с этими жидкостями требованиям для их замены.  Ни разу я не нарушил эти требования при эксплуатации нескольких своих автомобилей.  А это были «Ниссан Скайлайн», «Тойота Кроун» с двигателем в 2 литра на раме и с торсионной подвеской, «Тойота Марк-2» в двигателем 2,5 литра и с несколькими аэродинамическими  спойлерами, снова «Тойота Кроун» с гидропневматической подвеской, и потом снова «Тойота Марк-2» в мотором 2 литра, который был и комфортабельный (бизнес-класс) и скоростной,  на котором я и остановился, как наиболее соответствующий мне и по статусу, и по манере вождения.

Первую поездку в Приморье я совершил через 3 месяца, как сел за руль, и через 2,5 месяца, как получил водительские права. 2 недели я ездил по дорогам, где никогда не было постов ГАИ, нарабатывая навыки вождения. Правда, это мне мало пригодилось при сдаче в ГАИ по блату.  Гаишник, с которым я проехал всего метров 150, дал хороший совет – чаще садить за руль и ездить, ездить. Что я делал по субботам и воскресеньям, наматывая на спидометре по 200-300 км.  Поэтому я рискнуть поехать в Находку, тем более что у меня был хороший ведущий – Володя Бондарь, мой коллега и друг, долго живший в Находке, где у него жила мать.

В это время появились первые атласы дороги Хабаровск-Владивосток-Находка. Жена сидела рядом с атласом и подсказывала мне, куда надо будет ехать. Но я просто старался не терять из вида габаритные огни и стоп-сигналы машина Бондаря. Нам не очень повезло в тот год с дорогой. Поехали мы через несколько дней после проливных дождей, которые, как оказалось, смыли или повредили несколько мостов.  Их восстанавливали и ремонтировали, и нам пришлось ехать по объездным и грунтовым дорогам. К тому же у Бондаря с женой была собака, которую периодически надо был выгуливать. Так что в тот год мы провели с перерывами за рулем почти 12 часов. Был еще прокол колеса у автомобиля Володи, пришлось менять колесо под небольшим дождем. 

Особенно тяжело мне пришлось на последней сотне километров. Дорогая шла вдоль берега по весьма извилистому шоссе, вокруг была темнота, какая бывает в южном Приморье. Единственно, что я видел, это габариты впереди идущей машины, а так как в то время на дороге днем велись какие-то дорожные работы, то тряска была изрядной.  Когда машина поднималась на Американский перевал перед Находкой, я понял лишь по более натужному звуку мотора.  Правда, увидел на самой вершине парусник, в котором был ресторан, понял, что нам осталось ехать совсем немного, и большую часть под гору. Когда я в Находке вылез из машины, весь мой организм дрожал мелкой дрожью.  Но я доехал, и гордость распирала меня.

На обратном пути я оторвал глушитель на участке с щебнем, и подъезжал к дому, ревя мотором как гоночный автомобиль. Но все равно, это поездка к морю доставила нам с женой много положительных эмоций, мы приехали коричневыми от загара, как какие-то американские индейцы.

На следующий, 1995  год, мы с женой снова поехали в сторону Находки, но уже одни. В пути руководствовались атласом и моей зрительной памятью.  На это раз остановились в пансионате судостроительного завода в городе Большой Камень.  Эта поездка еще запомнилась тем, что мы покатались на настоящей парусной яхте, куда нас пригласили коллеги из Владивостока. Пришлось поехать в сам Владивосток, куда я и-за трафика в этом городе опасался ездить. Но все обошлось, мы и покатались на яхте, наелись морепродуктов, которые я доставал со дна около Русского острова, и проехали по берегу Уссурийского залива, мимо бухт Шамора и Тавайза, где я когда-то отдыхал, еще не имея автомобиля.

Обратно я ехал уже более уверенно, и частенько нарушал скоростной режим, предписывающий ехать со скоростью 90 км/час. Но какой русский не любит быстрой езды. Вот и я ехал, держа крейсерскую скорость 110-120 км/час. Мой «Скалик» свободно держал её, ведь мы ехали почти без вещей. Самым тяжелым грузом были резиновые ласты на ноги.

Имея автомобиль и не заморачиваясь с билетами на поезд, мы теперь могли без проблем доезжать в любую понравившуюся нам точку побережья Японского моря.  Турбаза, куда мы купили путевки на следующее лето, была от Находки километрах в 50, так что мы ездили туда, когда не было солнца. Зачем терять дорогие дни, верно? Поездка по серпантину на Американский перевал осталась и в памяти, и на видеокассете, ведь тем летом мы купили видеокамеру «Хитачи». Ездили и в Ливадию, Южно-Морской – небольшие городки на побережье, где мы когда-то отдыхали.   Так закончилась поездка в Приморье в 1996 году. Это было в разгар «лихих 90-х», когда людям не платили зарплаты или платили очень нерегулярно.  Когда мы в Ливадии расплачивались за купленные в магазине товары деньгами, на нас смотрели как на пришельцев с другой планеты. Все покупали в долг, и их долг записывался в специальную книгу у продавца.  Вот такие были времена.

На следующий год поездка в Приморье была кратковременной, всего на 4 дня. По приглашению руководителей управления здравоохранения Приморского края  я ездил на выставку японской медицинской техники во Владивосток, захватив с собой жену (все равно ехали на автомобиле) и за компанию пару главных врачей из Комсомольска-на-Амуре – В.К.Файзулина и О.А.Горлач.  Побывав на выставке, мы захватили еще пару выходных, чтобы покупаться и позагорать на море.

Потом весь период до 2002 года мы ездили к морю в начале сентября. В это время основная масса отдыхающих уезжала с детьми школьного возраста, и можно было остановиться и на турбазах, и в пансионатах. Один раз нам компанию с женой составили все те же главные врачи, в другой раз мы взяли с собой двух внуков, а так ездили вдвоем. Я уже так изучил всю дорогу от Хабаровска до Находки и обратно, что мне не требовалась ни атлас, ни навигатор.  Ехали мы  обычно часов около десяти, останавливались перекусить в тех придорожных кафе, где лучше кормили. Однажды, когда ездили с внуками, остановились у знакомой в Симбирцево, где переночевали. Но потом приехала на турбазу буквально за пару часов, как на Приморье обрушился тайфун.  Турбаза  была в бухте Волчанец, в которую впадают две небольшие речушки.  А тайфун нагнал такую большую воду, остановив и эти речки, что когда утром мы вышли из домика, вокруг него была вода, и у входа стоял катамаран, который заботливые хозяева турбазы подогнали, чтобы мы могли добраться до суши, не замочив ноги.  Весь пляж был усыпан мусором, который нагнал и тайфун, и который кучками кто-то в предыдущие дни оставил на песке.  Но на своей машине мы поехали в Ливадию, где был чистый песок и можно было купаться, как будто никакого тайфуна и не было.

В тот год мы с внуками проехали и в порт Восточный, самую восточную часть Транссибирской железнодорожной магистрали. Увидели огромную площадь, сплошь заставленную железнодорожными и морскими контейнерами. И поняли, какие объемы грузов перевозятся наши железные дороги. Вообще в той поездке мы не только хорошо отдохнули, а я научил плавать одного из внуков (второй умел плавать), но и показали внукам некоторые достопримечательности побережья Японского моря, а так же морского дна, которое по мнению многих, нырявших во всех морях, омывающих нашу страну, самое богатое на всевозможную живность и рыбу.  Мне не довелось этого сделать, я лишь помочил ноги в водах Балтийского и Черного морей, поэтому с опытными ныряльщиками не буду спорить.

А предыдущей осенью мы не только покупались и позагорали на море, но успели съездить к родне в деревню Большую Каменку, что в Лазовском районе Приморского края. Как будто чувствовали, что через 2 года уедем в Сибирь и больше с этой родней мы не увидимся.

И хотя за эти поездки на автомобиле в Приморье я порядком уставал чисто физически, но подъезжая на обратном пути к Хабаровску, жалел, что поездка завершается, и уже начинал ожидать следующего года, когда можно будет снова проехать этим маршрутом и окунуться в прохладные, но в тоже время ласковые воды Японского моря, в котором я понырял за все годы в самых разных местах.  Поэтому, когда в 2003 году наша семья переезжала в Сибирь, я больше всего тосковал по поводу, что мне не удастся снова побывать в Приморье.